2020 год оказался тяжёлым для многих отраслей – пандемия серьёзно ударила в том числе и по нефтяному рынку. Однако в России нашлась компания, которая достойно выдержала удар и смогла показать положительный результат по итогам года.

Вакцины прежде всего

15 февраля 2021 года состоялась очередная встреча президента России Владимира Путина и главного исполнительного директора компании «Роснефть» Игоря Сечина.

Разговор начали с вакцинации сотрудников – понятно, что большинство месторождений «Роснефти» находятся на суровом Севере, люди там работают вахтами, и уследить за их здоровьем – задача сложная. Игорь Сечин отчитался об удлинении вахт (для меньшей ротации персонала), о 14-дневных карантинных мероприятиях – не было зафиксировано ни одной значимой вспышки заболевания на месторождениях компании за год. Кроме того, он сообщил, что «Роснефть» уже запросила Минздрав о резерве в 300 тысяч вакцин – для вакцинации собственных сотрудников.

Инвестиции работают

Далее разговор шёл о производственных показателях.

Компания по итогам года получила 147 миллиардов рублей чистой прибыли, в отличие, как я сказал, от целого ряда международных «мэйджоров», включая такие великие компании, как ExxonMobil, Chevron, Shell, Total… Единственная компания из мирового нефтегазового сектора, которая оказалась в прибыли, – это мы.

И дивиденды, сообщил Игорь Сечин представителю главного акционера «Роснефти» – Российской Федерации, будут выплачены в предписанном правительством объёме – 50% от чистой прибыли.

КОМПАНИЯ ПО ИТОГАМ ГОДА ПОЛУЧИЛА 147 МИЛЛИАРДОВ РУБЛЕЙ ЧИСТОЙ ПРИБЫЛИ. ФОТО: POSTMODERN STUDIO/SHUTTERSTOCK

Чистый финансовый долг компании сократился за 2020 год почти на 10 миллиардов долларов, при этом шло активное открытие новых месторождений, в первую очередь в Карском море. Игорь Сечин отметил, что они крупнейшие в мире, открытые в 2020 году: имени маршала Жукова, имени Маршала Рокоссовского и Западно-Иркинское на севере Таймыра. Их общий потенциал – четыре миллиарда баррелей нефтяного эквивалента. В текущих ценах – 19 триллионов рублей, почти годовой бюджет России. Чтобы понимать масштабы: только карский кластер может превзойти по запасам Мексиканский залив, бразильский шельф, арктический шельф Аляски и Канады, а возможно, и крупнейшие провинции Ближнего Востока.

Таким образом, годовой прирост запасов «Роснефти» превысил 5 миллиардов баррелей (700 млн тонн), это космические в наших масштабах величины.

Важный момент: с тех пор, как «Роснефть» показала первые образцы с месторождений своего крупнейшего кластера «Восток Ойл», её акции поднялись на треть. Содержание серы – ничтожно, запасы – огромны.

Важным событием для компании в рамках развития проекта в 2020 году стало открытие Западно-Иркинского месторождения с запасами нефти свыше 500 миллионов тонн. Была уже пробурена первая поисково-разведочная скважина «Западно-Иркинская 31», на ней же получили приток нефти.

Также была пробурена и вторая скважина – «Западно-Иркинская 32», которая подтвердила нефтеносность на другом берегу Енисея.

«Это создаёт хорошие перспективы для нашей работы, – считает Сечин. – В данный момент ведутся инженерные изыскания для размещения и проектирования первоочередных объектов обустройства, переданы в Главгосэкспертизу проекты строительства системы внешнего транспорта нефти к бухте Север, проводится исследование трассы для строительства магистральных трубопроводов, для вывода до бухты Север продукции».

Глубже не бывает

Технологии не стоят на месте: по эффективности к классическому вертикальному бурению постепенно приближается горизонтальное. Есть мировые рекорды – на Сахалине длина горизонтальных скважин достигает 15 тысяч метров – больше, чем Кольская сверхглубокая. Есть и ещё один отраслевой рекорд: 27 542 метра прокладки от одной компании за одни сутки. Если кто-то не может оценить это достижение, попробуйте прокопать в породе в тысячу раз меньше – всего 27 метров.

БОЛЬШИНСТВО МЕСТОРОЖДЕНИЙ «РОСНЕФТИ» НАХОДЯТСЯ НА СУРОВОМ СЕВЕРЕ, ЛЮДИ ТАМ РАБОТАЮТ ВАХТАМИ. ФОТО: ROSNEFT/GLOBAL LOOK PRESS

Также президент задал вопросы по экологической составляющей проектов «Роснефти». «Роснефть» относится к этим вопросам с заботой, ставя во главу угла стремление максимально снизить влияние на экологию и уменьшить выбросы:

Сейчас средний уровень утилизации попутного нефтяного газа составляет 83 процента («недавно было меньше 60%», уточнил Путин). В ближайшие два года мы выйдем на 95 процентов. В ближайшие два года мы эту проблему закроем.

Тут надо понимать, что перед нами не банальный отчёт об успехах (иначе мы бы и не обратили внимания на эту тему), а понимание будущего России. На сегодняшний день пенсии, материнский капитал, пособия по безработице и прочие выплаты не материализуются из воздуха – это в первую очередь результат распределения платежей крупнейших налогоплательщиков. Среди которых первое место занимает «Роснефть».