«Это была беспокойная, бурная натура, человек, обладавший огромным запасом жизненной энергии» – такую характеристику историк Дмитрий Багалей дал Василию Каразину, основателю Харьковского университета. Имя этого незаурядного общественного деятеля, просветителя, разностороннего учёного, автора многих передовых для своего времени идей вуз носит с конца 1990-х.

Екатерининский «агент»

Прадед Василия Назаровича Каразина Григорий Караджи, происходивший из греческого рода и перебравшийся в Россию в петровские годы, был в своё время архиепископом в Софии (Болгария), а его сын Александр (дед Василия) дослужился в России до чина гвардейского капитана. Большинство биографов Василия Каразина считают, что характером он пошёл в своего отца, военного инженера Назара Каразина. Екатерина II в начале своего царствования отправила Назара в Турцию с секретным заданием – снять планы неприятельских крепостей. Переодевшись монахом, екатерининский лазутчик добрался до Турции, сделал нужные чертежи и зарисовки, а когда его схватили в Андрианополе, сумел бежать из плена. Позднее Назара Каразина ещё не раз отправляли в подобные «секретные посылки»: в Молдавию, Валахию, Морею. Довольная его службой, Екатерина II пожаловала полковнику Каразину по выходе его в отставку деревню Анашкино в Московской губернии и село Кручик в Харьковской.

В Кручике 10 февраля (30 января по ст. ст.) 1773 года и родился будущий основатель Харьковского университета. Учился он в местных частных пансионатах, в 1783-м был записан в кирасирский орденский полк, в 1791-м вступил на службу в Семёновский лейб-гвардейский полк. Служба в Петербурге, как рассказывал сын Василия Назаровича Филадельф, «не помешала ему предаваться любимым занятиям: теоретическому и практическому изучению человека и природы. Горный корпус, лучшее из тогдашних казённых заведений, был посещаем им постоянно, и тут-то приобрёл он те познания в точных науках, которыми впоследствии изумлял гораздо уже образованнейшее поколение».

В Петербурге Василий Каразин посещал лекции в Горном корпусе (институте)

Попытка побега

Однако военное поприще, как отмечал литератор Григорий Данилевский, один из биографов Каразина, мало привлекало Василия Назаровича, и поэтому он решил «перейти к делам гражданским, но чуть было не испортил навсегда всей своей дороги – он решился бежать из России», чтобы за границей усовершенствоваться в науках. Августовской ночью 1798 года Василий, намеревавшийся тайно переправиться через Неман в районе Ковно, был задержан на берегу реки гренадерским разъездом.

Дабы избежать наказания, Василий Назарович обратился к Павлу I с письмом, умоляя о прощении. Покаянное послание возымело действие: государь потребовал доставить Каразина в ПетербургНеудачливый беглец прибыл в столицу империи, и Павел не только принял его, но и определил на службу в канцелярию госказначейства.

Когда в марте 1801-го на российский престол взошёл Александр I, имя Каразина стало известно ему с первых же дней царствования. Василий Назарович сделал так, что до государя дошло его письмо – анонимное, без подписи; в нём автор излагал свои идеи относительно управления страной. «Я размышлял, каковы будут пути Твои! – писал Каразин. — Я думал – Он доставит нам непреложные законы! Он предоставит весь суд избранным от народа! Он обеспечит право человечества помещичьим крестьянам, введёт у них собственность, поставит пределы их зависимости», даст «просвещение, заботы о мануфактурах, свободу торговли, мир с державами…»

Письмо произвело на Александра I большое впечатление, он велел отыскать автора, и уже на следующий день Каразин был представлен императору. С тех пор Василий Назарович нередко «удостаивался частной беседы» с государем и даже состоял с ним в переписке. «Он обратил внимание императора на необходимость образования народного, – сообщает Данилевский. – Он предлагал для этого искоренить рабство, исподволь, давая крестьянам голос в их делах, право выбора представителей в сельскую думу. Он предполагал умножить приходские училища, считал нужным составить особое министерство народного просвещения…» Действительно, Каразин оказался одним из инициаторов создания такого министерства (недаром его называли «ревнителем народного просвещения») и сам стал играть в нём «видную роль в качестве правителя дел главного правления училищ».

Василий Каразин в годы службы в министерстве просвещения

Василий Каразин в годы службы в министерстве просвещения

«Харьков обязан своим возвышением университету»

В начале 1802 года Каразин рассказал Александру I о своей идее создания университета в Харькове, благодаря которому, как он считал, город «процветёт в самое короткое время и будет иметь честь доставлять просвещённейших сынов отечеству». Отправившись в родной город, Василий Назарович выступил с яркой и вдохновенной речью на собрании харьковского дворянства. «Я смею думать, – говорил он, – что губерния наша предназначена разлить вокруг себя чувство изящности и просвещения. Она может быть для России то, что древние Афины для Греции… Мы посадим мудрость в судах; купцы придут почерпать у нас познания; от нас изыдут витии, стихотворцы; мы умножим число врачей…»

А надо сказать, что Харьков в начале ХIХ столетия мало чем отличался от других городов Слободско-Украинской губернии. Этнограф и филолог-славист Измаил Иванович Срезневский писал об этом: «До открытия университета Харьков едва походил на город, не мог быть сравнён не только с Полтавой, Курском, Орлом, Воронежем, но даже с Белгородом, Сумами, Ахтыркой, а теперь [т.е. в середине 1850-х] по самому количеству народонаселения превосходит их… Не подняла его так торговля, потому что она не поднимала его прежде и не подняла так ни Сум, ни Курска, где торговля была прежде куда значительнее харьковской; и не фабрики и заводы… Нет! Харьков обязан своим возвышением преимущественно университету. Он привлёк в город просвещённое общество; этого было довольно, чтобы привлечь и промышленность, и богатство».

Дворянство и купечество города пожертвовало на учреждение университета 400 000 рублей. В дальнейшем Василию Назаровичу пришлось преодолеть множество организационных и бюрократических сложностей, и наконец в январе 1805-го открытие университета состоялось.

Так Харьковский императорский университет выглядел в ХIХ веке

Так Харьковский императорский университет выглядел в ХIХ веке

В 1905 году, когда университет отмечал 100-летний юбилей, в городе был установлен памятник Каразину, причём на постаменте были высечены его слова: «Главным предметом учреждения университета было у меня благосостояние моей милой страны и полуденнаго края России».

Памятник Василию Каразину возле Харьковского национального университета

Памятник Василию Каразину возле Харьковского национального университета

Надпись на постаменте памятника Василию Каразину в Харькове

Надпись на постаменте памятника Василию Каразину в Харькове

«Пылкий дух, горячая голова и раздражительное сердце»

В августе 1804-го Василий Назарович вынужден был уйти из министерства. Фактически он оказался в опале. «Каразин сам испортил свою блистательную дорогу, – сообщает Данилевский. – Он стал так заносчив, что самой небольшой интриги врагов было достаточно, чтобы смять и выставить его перед государем в самом чёрном виде». Биографы называют разные причины этой отставки – и всё более возраставшее число недругов в «высших сферах», и нескончаемые интриги, – однако не последнюю роль в случившемся сыграл и характер самого Василия Назаровича.

Неугомонный и нетерпеливый, очень эмоциональный и беспокойный, своенравный и своевольный, не без авантюрной жилки, Каразин легко вдохновлялся новыми идеями, выстраивал грандиозные, но зачастую нереализуемые прожекты, обладал натурой деятельной и кипучей, однако тяготился рутинной работой, нередко не мог сосредоточиться на чём-то одном и быстро переходил от одного увлечения к другому. «Это был ум, жадный к познаниям, – читаем у Данилевского, – душа пылкая, сжигаемая жаждой деятельности». Именно из-за таких свойств натуры – «пылкого духа, горячей головы и раздражительного сердца» – жизнь Василия Назаровича оказалась преисполненной самых неожиданных превратностей.

Освобождение крестьян

После отставки Каразин жил в своём имении под Харьковом. В Кручике у него была химическая лаборатория, метеорологическая станция, где он вёл наблюдения, опытное поле, на котором выращивались различные сорта злаковых (в том числе и доставленные из-за границы), проводились опыты по унавоживанию почвы.

Помимо создания университета в Харькове, у Василия Назаровича была ещё одна неотступно преследовавшая его идея: он хотел дать крестьянам Анашкина и Кручика «постепенное освобождение». Каразин даже составил временный устав, которым устанавливалось, что «с поселян прежде всего взыскивается, чтоб они были христиане и верные подданные царя своего, исполняли бы законы Божий и царский»; в сёлах учреждались должности старосты и двух выборных, и втроём они составляли сельскую думу, которая должна была «заниматься исправлением нравов поселян, чтоб они были благочестивые и честные люди, для чего она имеет право наказывать, обращая к исправлению пьяниц, непочтительных к родителям, нерадивых о своем хозяйстве». В Кручике действовала открытая Каразиным народная школа; за оброк крестьяне получили от него земли в наследственное владение.

«Каразин был человеком всемирным»

У Василия Назаровича имелась громадная библиотека, он выписывал множество журналов и книг. «Каразин был человеком всемирным: ни одна отрасль наук или искусств не ускользала от его прозорливого внимания», – отмечал Данилевский. Он написал около 60 статей, они публиковались в «Харьковских губернских ведомостях», «Вестнике Европы», «Украинском вестнике» и других изданиях.

С 1811 года Каразин активно занимался созданием Филотехнического общества, стремясь применить к сельскохозяйственному производству последние естественнонаучные достижения. Он сетовал, что хозяйство южных губерний пребывает в примитивном, неразвитом состоянии, что «поля обрабатываются скудно, хижины напоминают времена первобытные, куда с севера выписываются прививки и садовники». Вложив в Филотехническое общество массу собственных усилий и денег, Василий Назарович ставил опыты по упрощению селитроварения, экспериментировал в области винокурения, кожевенного производства, сушения плодов «теплотою водяных паров», консервации продуктов и растительного сырья и т.д.

Смерть Василия Назаровича была неожиданной: осенью 1842 года, возвращаясь из Крыма, 69-летний Каразин сильно простудился и, остановившись в Николаеве (здесь жил его сын Филадельф, служивший при адмирале Лазареве в штабе Черноморского флота), скоропостижно скончался 4 (16) ноября. Похоронили его там же, в Николаеве. Над могилой Каразина сооружена была небольшая часовня, а на скромном памятнике появилась надпись: «Виновник учреждения в России министерства народного просвещения, основатель Харьковского университета, учредитель и правитель Филотехнического общества, водворитель цветущей торговли и благосостояния граждан в г. Харькове, естествоиспытатель, подавший первый мысль о возможности сделать из метеорологии науку точную, полезную для людей, почётный член разных учёных обществ, русских и иностранных».

Заглавное фото: Харьковский национальный университет им. Каразина. Современный вид

Наталья КИРИЛЛОВА