Антироссийский демарш украинской делегации в Парламентской ассамблее Совета Европы, поддержанный Великобританией и прибалтийскими странами, предсказуемо провалился

В понедельник депутат «Слуги народа» Мария Мезенцева поставила на голосование вопрос о лишении российской делегации полномочий. За её предложение проголосовали 38 депутатов из пяти национальных делегаций. Этого было достаточно, чтобы вопрос был передан в мониторинговый комитет ассамблеи. Попутно отмечу, что против высказался 61 участник заседания.

Украинцы сразу же известили свою аудиторию о триумфе. Дескать, им удалось поставить российских депутатов в крайне дискомфортное положение. Однако объявлять себя победителями было преждевременно и неосмотрительно. Эксперты и члены российской делегации были абсолютно уверены в том, что украинская инициатива будет отклонена подавляющим числом голосов. То есть ни малейшего дискомфорта никто не испытывал.

В четверг прогнозы полностью оправдались. Депутаты проголосовали за продление полномочий российской делегации. За было подано 107 голосов, против — 36, 24 воздержавшихся. Более того, украинцам указали на неуместность их поведения. «Если у вас есть право оспаривать полномочия, это не значит, что им нужно пользоваться при любой удобной возможности», — раздражённо заявил голландский сенатор Тини Кокс, попутно отчитав скандально известного украинского депутата Алексея Гончаренко за оскорбления Толстого и Слуцкого, президента РФ Владимира Путина и ассамблеи в целом.

Немцы, которые в своё время были главными инициаторами возвращения России в ПАСЕ и самыми активными критиками регулярно закатывавших истерики украинцев, и в этот раз подтвердили своё намерение сотрудничать с российскими коллегами. «Мы хотели бы вести дискуссию с участием российских коллег и в полном объёме обсуждать сложившуюся ситуацию, чтобы понимать, можем ли мы улучшить наше сотрудничество или же запустить механизм реагирования на нарушение устава Совета Европы», — заявил в свою очередь немецкий депутат Андреас Ник.

Нельзя сказать, что ассамблея по всем положениям поддерживает Россию. Это не так.

В тексте итоговой резолюции утверждается, что «обостряются негативные тенденции в отношении демократии и прав человека в России».

Докладчик по вопросу в связи с этим выразил озабоченность поправками к Конституции прошлого года, которые «дают Конституционному суду возможность признавать неисполнимыми решения Европейского суда по правам человека». Это абсолютно верное наблюдение. Действительно, одна из поправок установила конституционную норму о приоритете национального права над международным. Боюсь, что нам здесь стесняться нечего. Другие поправки, вызвавшие недовольство, касаются защиты территориальной целостности. Они «делают практически невозможным решение вопроса по Крыму». И это справедливо.

Однако такая критика не означает, что ассамблея готова отказаться от ежегодных взносов России в бюджет, составляющих €33 млн. Замечу, что украинская делегация платит в десять раз меньше. Когда в 2017 году Россия заморозила выплаты, это явилось для ПАСЕ очень чувствительным ударом. Пришлось сворачивать программы в объёме 9% годового бюджета, под угрозой оказалось само существование организации. Межпарламентское сотрудничество — важная часть внешней политики России. Необходимо доносить свою точку зрения по самым разным проблемам, из-за которых в адрес российских властей выдвигаются обвинения, на разных международных площадках. ПАСЕ — одна из ключевых.+

Андрей Бабицкий, RT