В результате финансового кризиса Ирак планирует ввести режим жесткой экономии

Однако вряд ли такие реформы способствуют популярности иракского правительства, которое рискует подать в отставку в ближайшей перспективе, а страна окажется на грани катастрофы.

Стоит отметить, что Ирак фактически объявил дефолт ещё в июне 2020 года. Основной причиной этого стал глобальный экономический кризис, связанный с падением цен на нефть, а также падения COVID-19. Вследствие этого иракское руководство оказалось не в состоянии полностью выполнять свои финансовые обязательства по выплате зарплаты государственным служащим, что привело к необходимости систематических заимствований денег у центрального банка страны. При этом из-за резкого падения цен на нефть в государственном бюджете Ирака возник дефицит. В частности, расходы государства сейчас почти в два раза превышают доходы, что уже в марте-апреле 2021 года может привести к абсолютному экономическому фиаско.

В настоящее время Багдад, помимо прочего, оказался не в состоянии в финансовом плане обеспечивать государственный сектор. Это негативным образом отражается не только на способности государства выплачивать зарплату чиновникам и дипломатам, но также нести расходы по выполнению оборонных заказов, содержанию армии, реализии гуманитарных программ. Пытаясь сбалансировать государственный бюджет, иракское правительство в марте 2020 года взяло в долг у центрального банка $3 миллиарда, а в августе 2020 года — ещё $3,52 миллиарда. При этом государство из-за резкого падения уровня дрходов не располагает возможностью погасить долги, как минимум, в течение ближайших 10-15 лет. Данные обстоятельства создают уникальную возможность для внешней интервенции, в результате которой Ирак рискует полностью утратить государственность.

Экономический кризис в Ираке связан также с резким сокращением ежемесячных доходов от продажи нефти. Так, с января по август 2020 года уровень доходов государства сократился практически в два раза: с $6,2 миллиарда до $3,5 миллиарда. А в январе 2021 года стало очевидно, что существующих финансовых резервов государства хватит только на 2-3 месяца, после чего Ирак будет вынужден официально признать себя банкротом.

В этих условиях иракский кабинет министров принял решение сократить зарплату чиновников и дипломатов на 70-90 процентов, а также отказался от реализации многих социальных программ, включая выплату пособий и предоставление квот на приобретение топлива, сескохозяйственных товаров. Тем не менее, такие меры жесткой экономии вряд ли способны найти понимание у простых граждан, которые, если ранее пребывали в бедности, то сейчас стали ещё беднее.

Основой причиной протестного движения в Ираке летом 2020 года стал финансовый кризис. Это отразилось, прежде всего, на нормировании потребления электроэнергии. Сейчас ситуация может повториться. Социальные протесты в Багдаде могут произойти уже в марте-апреле 2021 года, когда государство будет вынуждено полностью отказаться от поддержки государственного и социального сектора. Этим фактором, вероятно, воспользуются США, которые предпримут попытку очередного военного вмешательства в Ирак.

По всей видимости, в марте-апреле 2021 года Багдад столкнётся с резким падением стоимости национальной валюты (иракский динар) примерно на 140-160 процентов, вследствие чего начнётся гиперинфляция, являющаяся для большинства граждан страны главным мотивом для того, чтобы выйти на улицу и требовать отставки правительства. Огромная проблема состоит в том, что иракскому руководству на сегодняшний день нечего предложить народу, чтобы спасти существующее положение и нейтрализовать протестную активность.+

Денис Коркодинов, специально для News Front