Представьте такую вот страшную историю. Возможно, даже и предновогоднюю, хотя ох как не хотелось бы под Новый год портить праздничное настроение. Решили вы, к примеру, отправиться в свой загородный домик. Неважно какой, пусть он хоть в деревне находится. Собрали домочадцев. Может быть, даже кошку в машину посадили, а уж собаку – само собой. И поехали…

Но по приезде оказалось, что вместо долгожданного отдыха вас ждёт неприятный сюрприз. На пороге вас встречают совершенно чужие люди и, окинув хозяев неприязненным взглядом, заявляют: «Тут теперь живём мы, а вы отправляйтесь туда, откуда приехали». Страшная история? И для нас даже дикая.

Было ваше – стало наше

Но дикой-то она кажется в России, хотя и не такой уж совершенно невероятной. А вот если ваш домик (или роскошный особняк, а может, небольшая квартира) находится где-нибудь в Испании или Италии, да хоть в «законопослушной» Англии? Тут уж вы не можете быть совершенно уверенным в том, что всё ещё является владельцем этой недвижимости.

Может случиться так, что в ваш дом уже вселились новые хозяева – «оккупасы», или просто оккупанты, как иногда их называют местные жители. Речь, как вы поняли уже, идёт о сквоттинге – самозахвате чужого жилья, явлении для Европы не таком уж новом. Вот только на фоне пандемии коронавируса оно напоминает о себе всё чаще.

И это понятно: передвижения по Европе были ограничены властями, многие владельцы недвижимости не могли добраться до своих домов, особенно если они живут в других странах. И нередко закон, как в той же Испании, становится на сторону «оккупантов», ведь каждый «имеет право на жильё», а ваш дом пустовал. Так что выселить новых «хозяев» практически невозможно: сделать это можно только через суд, а он в некоторых случаях оправдывает захват.

Откуда взялись сквоттеры

Не будем заглядывать глубоко в историю – на несколько веков назад, ведь сквоттинг существовал уже в Англии XIV века и снова ожил в XVII, после буржуазной революции. Достаточно вспомнить хотя бы о веке прошлом.

После окончания Второй мировой войны, когда пустующих и полуразрушенных домов было немало, а огромное количество людей в это же время лишилось своего жилья, случаи «самозахвата» были далеко не редкостью. И понять это можно – люди должны были где-то жить.

Это сейчас «оккупасы» – по большей части мигранты-гастарбайтеры из Африки и стран Ближнего Востока. А не так давно течение сквоттинга было целой философией.

Считается, что сквоттинг в современном смысле этого слова наиболее активно развивался в послевоенное время в Италии, где разорённые крестьяне стали переселяться в города в надежде найти работу. Они заселяли бесхозные дома, образовывали коммуны. И даже три десятилетия спустя в Милане такие переселенцы занимали более полусотни пустующих зданий. Полиция пыталась разогнать коммуны сквоттеров, но безрезультатно: выселенные из одного помещения, они тут же занимали другое.

Философия сквоттеров – идейные бездомные

Следующим этапом в развитии сквоттинга, пришедшимся на «бурные 60-е», стало движение «идейных, квалифицированных и образованных» бездомных. Называли они себя «автономы», имели «корпоративную этику» и даже философию, основной идеей которой была независимость от буржуазного «общества потребления». Это было время становления неолиберализма.

Чтобы жить материально автономно от господствующей системы, они практиковали dumpster diving («ныряние в мусорный бак»), где добывали средства к существованию. Кстати, чаще всего такой стиль жизни практиковался в США. При этом бездомность всё более явно принимала социально-политическую окраску, сквоттеры выступали против существующей системы и объявляли себя «независимыми».

Интересна ещё такая деталь: среди сквоттеров всегда было немало художников, литераторов, музыкантов, общественных деятелей и политиков-революционеров крайне левого толка.

В начале 70-х «автономы» Копенгагена захватили бывшую базу НАТО на острове Христиания, заселив армейские казармы. В коммуне, которую назвали «Свободная Республика Христиания», не действовали законы Дании, решения властей игнорировались, зато принимались собственные, которые вырабатывались на общем собрании поселенцев. Получилась вроде как «страна в стране». Однако и за аренду, и за коммунальные услуги плата взималась, причём вполне ощутимая.

Огромные анклавы сквоттеров-«автономов» существовали в 80-х годах в Германии. В захваченных пустующих зданиях «автономы» не просто жили – они создавали там свои культурные центры, где проводились конференции, а в магазинчиках продавались книги радикального содержания.

Интересно, что европейские «автономы» сопротивлялись институализации изо всех сил, а их американские «братья», наоборот, старались как можно быстрее свои коммуны легализовать.

Кстати, на закате перестройки коммуны сквоттеров стали возникать и в России, но уже к началу 2000-х они были разогнаны полностью. И в этом властям в какой-то мере помогли девелоперы, которые стали проявлять серьёзный интерес к пустующим зданиям.

Новые времена – новые сквоттеры

Пандемия коронавируса внесла свои коррективы и в сквоттерство. Теперь значительная часть «оккупасов» – это не «идейные» сквоттеры, а  выходцы из африканских стран, из СНГ, из Восточной Европы, даже из США. Национальный спектр захватчиков очень широк – от бразильцев и марокканцев до литовцев и цыган.

Пока в локдаун были закрыты границы, владельцы недвижимости, особенно той, что находится на средиземноморских курортах, не могли приезжать в свои дома. Но как только были сняты ограничения и Шенгенская зона открыта, хозяева, среди которых немало граждан России, отправились на отдых. Некоторым из них пришлось столкнуться с «новыми владельцами», занявшими их дома, оставшиеся без присмотра.

Большинство «оккупасов» – мигранты, бродяги и бездомные. Но не только они. Иногда сквоттерами становятся и вполне приличные люди, просто попавшие в трудную жизненную ситуацию из-за коронакризиса.

Самое неприятное – так это то, что закон нередко встаёт на сторону «захватчиков».  Скажем, согласно законодательству Испании, выселить «оккупасов» подчас просто нереально. А если собственник попытается силой войти в собственный дом, то он окажется в полиции гораздо быстрее, чем захватчики.

И даже если владелец жилья предъявит приехавшим правоохранителям документы, подтверждающие его право на жильё, то и в этом случае полиция не имеет права войти в занятое «оккупасами» помещение, а собственник не сможет забрать свои вещи. Решить вопрос невозможно иначе, чем через суд.

По сути, испанское законодательство утверждает: пока не доказано обратное, тот, кто находится внутри помещения, считается правым, ведь человек изначально не преступник.  Особенно досадной становится ситуация, если сквоттеры имеют гражданство Испании, а владелец – нет. В этом случаев захватчики пользуются «правом на жильё», которое гарантировано испанской Конституцией, а если у них ещё и дети есть, то может случиться, что собственник и вовсе лишится своей недвижимости.

Конечно, страдают от подобных «оккупасов» не только владельцы из России, но и местные граждане. В Испании собственники «оккупированной» недвижимости, глядя на пассивность властей, даже устроили бунт и смогли выгнать наглых захватчиков. На этом фоне законодательство всё-таки пытаются как-то изменить. Но когда это случится, толком никто не знает.

Автор:
Аля Самитова