В конце 1944-го, спустя год с небольшим после освобождения Харькова от немецко-фашистских оккупантов, в городе стартовало строительство «8-го государственного подшипникового завода». На тот момент развитие подшипникового производства являлось обязательным условием технического прогресса всей советской промышленности, это было обусловлено потребностями народного хозяйства, в особенности – машиностроительной, тракторостроительной, автомобилестроительной, авиационной и других отраслей. Название предприятия связано с тем, что среди аналогичных заводов в Советском Союзе харьковский завод оказался восьмым по счёту; на территории же Украинской ССР он стал первым предприятием подшипниковой промышленности.

Строили завод фактически всем Союзом: ГПЗ-1 и ГПЗ-2 находились в Москве (первый из них заработал ещё в 1932 году), ГПЗ-3 — в Саратове, подобные же заводы работали в Самаре, Томске, Челябинске, и однопрофильные предприятия разных городов снабжали харьковчан необходимыми для строительства материалами и техникой, присылали специалистов и т.д.

Подшипники, производившиеся на заводе ГПЗ-8 в Харькове

Подшипники, производившиеся на заводе ГПЗ-8 в Харькове

Уже в 1946 году, несмотря на то что строительство завода ещё не закончилось, коллектив 8-го ГПЗ начал выпуск трёх типов однорядных шариковых подшипников. А к ноябрю 1947-го, когда состоялся пуск первой очереди предприятия, здесь производили уже полтора десятка разнотипных подшипников. Спустя 5 лет после окончания войны, в 1950–1951 гг., было произведено переоснащение завода: проводя его, конструкторы стремились в первую очередь к максимальному улучшению качества продукции и увеличению производительности труда.

На Харьковском подшипниковом заводе

На Харьковском подшипниковом заводе

Позднее, к середине 1960-х, завод превратился в головное предприятие в СССР по выпуску вагонных подшипников, выпуская также подшипники автомобильного и сельскохозяйственного назначения, продукцию для горнодобывающей и электротехнической отраслей, для нефтяных месторождений и угольных шахт, тепловых и атомных электростанций, новостроек и метрополитенов. К 1970 годам изделия завода, пользовавшиеся спросом и за рубежом, отправлялись более чем в 30 стран.

Гидравлика для всего Союза

Харьковский завод «Гидропривод» (более позднее название  – Станкоинструментальный) был введён в строй ещё в 1935 году и на первых порах специализировался на производстве режущей продукции – свёрл, буровых коронок, метчиков и т. п. С 1937-го предприятие стало выпускать гидравлическое оборудование для металлорежущих станков – шестерённые и поршневые насосы, панели управления, контрольно-регулирующую аппаратуру. Накануне Великой Отечественной войны завод являлся единственным в Союзе специализированным предприятием по выпуску гидравлики.

Осенью 1941-го он был эвакуирован на Урал, где начал производить военную продукцию, в частности был поставлен на поток выпуск шестерённых насосов к дизельным двигателям танков Т-34 и Т-44. Помимо этой продукции предприятие также изготавливало гидроаппаратуру для станкоинструментальной промышленности. Вернувшись в освобождённый Харьков, завод к началу 1950-х сумел наладить выпуск уже около 130 новых разновидностей гидроаппаратуры. Его производственные мощности увеличивались с каждым годом: ведь практически все использовавшиеся в СССР прессовые и кузнечно-прессовые машины с гидравлическим приводом оснащались именно харьковскими насосами и механизмами управления. Продукция «Гидропривода» применялась на предприятиях, где выпускались искусственные алмазы, на шагающих экскаваторах, в гидросистемах агрегатных и шлифовальных станков и т. д.

В последние годы завод «Гидропривод» выглядит так…

В последние годы завод «Гидропривод» выглядит так…

Продукция для горнодобывающей и металлургической промышленности

Сразу же после освобождения города началось восстановление Харьковского машиностроительного завода «Свет шахтёра» – одного из старейших местных предприятий, которое в начале 1890-х начиналось с небольшой слесарно-механической мастерской. С течением времени предприятие разрасталось, производя главным образом продукцию, которая требовалась для добычи угля (сказывалась близость Донецкого угольного бассейна) – станки, шахтные тележки, буровые инструменты, вагонетки, лебёдки, паровые котлы, насосы, шахтёрские бензиновые лампы, шахтные скребковые конвейеры.

Осенью 1941 года предприятие было перебазировано в Кемеровскую область. Довоенные цеха завода оказались разрушенными, поэтому восстановление его производственных мощностей в освобождённом Харькове продолжалось около трёх лет, с 1943 по 1946 г.. В начале 1950-х на предприятии появилось конструкторское бюро, ориентированное на создание новой техники для угледобывающей отрасли. В послевоенные годы «Свет шахтёра» конструировал и выпускал угольные комбайны, способные производить несколько операций одновременно – зарубку и отбой угля, его погрузку на транспортёр. Позднее продукцию предприятия начнут отправлять на экспорт в Болгарию, Венгрию, Польшу, Чехословакию, Вьетнам. До самого момента распада Союза завод будет играть чрезвычайно важную роль в структуре угледобывающей промышленности: достаточно сказать, что к 1980 годам половина угля в стране, который добывался шахтным способом, доставлялась именно конвейерами завода «Свет шахтёра».

Харьковский завод «Кондиционер», основанный в начале 1930-х, поначалу специализировался на выпуске санитарно-технического и вентиляционно-отопительного оборудования. После освобождения города предприятие было восстановлено, а ещё через несколько лет, в 1950-х, были возведены новые здания, расширена база для лабораторных и экспериментальных исследований. Завод наладил связи со множеством научно-исследовательских и проектных институтов СССР и вошёл в производственное объединение «Союзкондиционер».

В 1960 году на предприятии наладили выпуск центральных кондиционеров большой производительности, были освоены новые конструкции промышленных вентиляционных агрегатов, причём из десяти типов таких агрегатов пять получили Знак качества. Множество крупных и значимых объектов по всему Советскому Союзу оснащались именно харьковскими централизованными кондиционерами – Московский и Киевский метрополитен, Кремлёвский дворец съездов, Большой театр, Всесоюзный радиоцентр, Останкинский телецентр, Дворец спорта в Лужниках, Ленинский мемориальный комплекс в Ульяновске, Волжский автозавод, Даугавпилсский завод химволокна, Курский химкомбинат. К концу 1960-х продукция завода экспортировалась в 30 стран мира.

На велосипедах вокруг земного шара

Ещё в ходе Первой мировой войны, в 1915 году, из Риги в Харьков был перемещён велосипедный завод Лейтнера. После Гражданской войны, в начале 1920-х, его «реанимировали», введя в действие Харьковский велосипедный завод (ХВЗ). Уже в первой пятилетке (1928–1932 гг.) предприятие перешло на изготовление велосипедов исключительно из отечественных материалов. И вот ведь удивительный парадокс: многие знают о том, что молодой Эрнесто Гевара, будущий «команданте Че», в 1952 году объехал на мотоцикле почти всю Латинскую Америку, а о том, что ещё в 1924-м Александр Князев и Илья Фрейдберг, студенты Государственного института физической культуры, совершили на велосипедах ХВЗ кругосветное путешествие, вспоминают гораздо реже.

До начала войны Харьковский велозавод выпустил около миллиона велосипедов. Осенью 1941-го он был эвакуирован в Бухару (Узбекская ССР), а в 1945-м предприятие вновь заработало в Харькове. В первые послевоенные годы здесь появились станки и некоторые комплектующие с велосипедных заводов, вывезенных из Германии в качестве военных репараций. Первой послевоенной моделью ХВЗ стал мужской велосипед В-14, во многом ещё напоминающий немецкие образцы.

Велосипед В-14 производства Харьковского велозавода. 1946 г.

Велосипед В-14 производства Харьковского велозавода. 1946 г.

Здесь же, на ХВЗ, было создано Центральное конструкторское техническое бюро велостроения СССР, где разрабатывались новые модели для аналогичных предприятий всей страны. Завод одним из первых в Союзе внедрил технологии никелирования и цинкования в автоматических агрегатах, способ подводного полирования, окраску изделий в электростатических установках и т.п. Позднее в стране громадной популярностью пользовались модели ХВЗ «Украина», «Прогресс», «Турист», «Спутник», «Спорт», «Чемпион-шоссе», «Старт-шоссе». В советское время с конвейеров завода сходило свыше 800 тысяч велосипедов в год, значительная часть из которых экспортировалась в десятки стран.

Харьковский велозавод в советские годы

Харьковский велозавод в советские годы

Так выглядит территория Харьковского велозавода сегодня

Так выглядит территория Харьковского велозавода сегодня

Наращивая мощности и уровень производства

Построенный незадолго до начала Великой Отечественной войны Харьковский плиточный завод не успели ввести в эксплуатацию. Но к 1946 году разрушенные заводские сооружения были отстроены заново, и предприятие заработало. Первоначальная его мощность составляла 200 тыс. кв. метров плитки в год, однако ХПЗ непрерывно увеличивал выпуск продукции, превратившись в крупнейший в стране завод, специализирующийся на производстве облицовочной, метлахской и фасадной плитки.

Харьков в 1950-е годы. Центральный вход в парк отдыха им. Горького

Харьков в 1950-е годы. Центральный вход в парк отдыха им. Горького

Осенью 1943-го в Харьков вернулись из эвакуации многие другие предприятия, например Харьковский вагоностроительный завод, производивший в годы войны бронеплощадки и вагоны для санитарных поездов. Были восстановлены завод «Радиореле» (послевоенное название — завод № 2), до войны выпускавший коммутаторы и телеграфную аппаратуру для оборонной отрасли, а после войны — специальную аппаратуру связи, завод контрольно-измерительных приборов, производивший устройства и аппаратуру для чёрной и цветной металлургии. К концу 1943 года заработал Харьковский завод специальных машин, где осуществлялось восстановление автомобильной техники, находившейся на вооружении РККА. В 1943–1950 гг. на заводе ремонтировались и восстанавливались самые различные марки автомашин — ГАЗ-АА, ЗИС-5, М-1, Форд-6, Шевроле, Студебеккер.

ЗИС-5. Такие грузовики ремонтировались в середине 1940-х на Харьковском заводе специальных машин

ЗИС-5. Такие грузовики ремонтировались в середине 1940-х на Харьковском заводе специальных машин

В конце 1943 года «с нуля» был создан новый Харьковский завод электроаппаратуры (ХЗЭА): предприятие стало выпускать приборы для авиации, позднее — для ракетно-космической отрасли. «Гражданская» же продукция ХЗЭА была хорошо известна советским людям по отличным харьковским электробритвам.

Знаменитые харьковские электробритвы выпускались заводом электроаппаратуры (ХЗЭА)

Знаменитые харьковские электробритвы выпускались заводом электроаппаратуры (ХЗЭА)

Через год после освобождения города вступил в строй Харьковский завод полиграфических машин, выпускавший переплётно-брошюровочное оборудование для полиграфической промышленности, в 1947-м заработал Харьковский завод металлоконструкций, первоначально создававшийся для обеспечения строек тракторного и турбинного заводов.

К концу 1945 года в городе было введено в строй около 600 предприятий, а довоенного уровня харьковская промышленность достигла к 1948-му. Если сравнивать грандиозные темпы послевоенного восстановления с сегодняшним прозябанием, а то и полным развалом многих прежних гигантов харьковской индустрии, то поневоле вспомнятся в очередной раз слова Алексея Толстого об «огромном кладбище» и ордах варваров, прокатившихся по Риму…

Заглавное фото: разрушенный после двухлетней оккупации центр Харькова в районе Бурсацкого спуска

Наталья КИРИЛЛОВА