Среди журналистов первое слово предоставили девушке из Магадана, и она сразу задала вопрос, поражающий своей новизной: плохим или хорошим был уходящий год? Путин сначала подошёл к оценке достаточно философично: «Ну, что значит плохой? Это как погода. Она бывает плохая или хорошая? Погода она и есть погода. Так и год. И плюсы есть, и минусы. Как в жизни всегда». Но сразу посерьёзнел и перешёл к главной проблеме 2020-го, которой стал, конечно же, коронавирус.

ЧТО  СКАЗАЛ…

Об итогах года и влиянии коронавируса на экономику

– Конечно, этот год связан с проблемой, которая у всех на устах, перед глазами стоит, которая всех нас беспокоит, – это пандемия коронавирусной инфекции. Но это характерно не только для нас, не только для России, а и для всего мира. Мы это хорошо знаем. Уже свыше 70 миллионов человек столкнулись с ней, по данным ВОЗ. И эта проблема наложила отпечаток на все стороны нашей жизни. Что такое пандемия? Это значит локдауны, сокращение производства, это значит сокращение перевозок, это значит сокращение рабочих мест, падение доходов, к сожалению. Всё это имело место, – объяснил президент общую картину. Но тут же перешёл на язык цифр: – Но можно с уверенностью сказать, что мы встретили эти проблемы достойно и отчасти даже, может быть, лучше, чем в других странах мира, которые по праву гордятся и устойчивостью своей экономики, и развитием своих социальных служб и систем здравоохранения.

Смотрите, я воспользуюсь подсказками, я не хочу утыкаться в цифры, потому что это всегда скучно и тоску наводит, тем не менее что у нас получилось? У нас на данный момент времени падение ВВП – 3,6%. Это меньше, чем практически во всех ведущих странах Евросоюза. Меньше, чем в США, в некоторых странах Евросоюза падение ВВП где-то под 9%. В Великобритании, по-моему, такое на сегодняшний день. У нас промышленное производство подсело на 3% по данному моменту.

Но, что приятно, что лучше, что хуже, где у нас какие-то позитивы, вчера только мне коллеги из правительства докладывали: к ноябрю текущего года рост обрабатывающей промышленности – 1,1%. То есть это даёт нам основания надеяться на то, что эта тенденция сохранится, что нам удастся ее сохранить и мы будем двигаться в этом направлении вперёд. Производство сельского хозяйства традиционно у нас за последние годы в хорошей зоне. На данный момент плюс 1,8%. Министр сказал, что по году может быть даже не падение, а может быть увеличение до 2%. Надеюсь, что так и будет. Банковский сектор у нас в весьма удовлетворительном состоянии. Прибыль банков оценивается примерно в этом году в триллион триста миллиардов рублей. И это говорит об устойчивости финансовой системы. Реальная заработная плата – прошу сразу граждан на меня не сердиться, то, что я сейчас скажу, не соответствует ощущениям, с которыми люди сталкиваются в реальной жизни, тем не менее это усреднённая цифра, и мы должны тоже на неё ориентироваться, – реальная заработная плата, надеюсь, подрастёт у нас к концу года где-то на 1,5%, к сожалению, при падении реальных располагаемых доходов населения.

В общем и целом падение реальных доходов, к сожалению, будет где-то около 3%. Уровень безработицы у нас был в начале года 4,7%, а сейчас, как вы знаете, он подрос до 6,3%.

Ну, об этом мы наверняка ещё будем говорить. Всё, что мы делаем по поддержке экономики, по поддержке пострадавших отраслей производства, связано напрямую с поддержанием рабочих мест. Сейчас 8,3%. Надеюсь, что нам в течение следующего года удастся выйти на прежние показатели. Хорошим обстоятельством можно считать положительное сальдо торгового баланса, это создаёт такую хорошую макроэкономическую… условия для макроэкономического хорошего развития. У нас государственный долг и так был минимальный – 70 миллиардов долларов, в долларовом эквиваленте, – он снизился на 10 миллиардов, – продолжил президент. – Знаете, на что бы хотел обратить внимание, что является, совершенно очевидно, положительным элементом развития экономики? 70% российского бюджета уже формируются не за счёт нефтегазовых доходов. Это значит, что мы не в полной мере, но всё-таки начинаем слезать с так называемой нефтегазовой иглы. И если кому-то хочется представлять нас до сих пор бензоколонкой, то это уже не имеет под собой реальных оснований.

Ну, и наконец этот уходящий год всё-таки связан с крупными мероприятиями, общенационального характера, я имею в виду 75 лет победы в Великой Отечественной войне. Несмотря ни на какие сложности, связанные с пандемией, мы всё-таки достойно его отметили.

А завершил эту часть своего выступления, вообще, обобщающе оптимистично: «В этих достаточно сложных условиях мы ещё раз подтвердили, что лежит в основе российской идентичности. Единение народа при какой бы то ни было угрозе. Вот то, что мы все видели – работа волонтёров, работа медиков, которым ещё раз низкий поклон и благодарность, просто состояние всего общества, нацеленного на помощь и поддержку ближнего своего, поддержку тех людей, которые нуждаются в помощи и поддержке, вот это общее национальное единение».

О состоянии российской системы здравоохранения

– К таким масштабам, с которыми мы столкнулись, не готова оказалась ни одна система здравоохранения в мире. Нет такой системы просто. Мы анализируем всё, что в мире происходит, и видим, что такого примера нет. Всё познаётся в сравнении, и по сравнению с тем, что в мире происходило, конечно, наша система оказалась более эффективной. Я сейчас скажу и о недостатке лекарств, и о других проблемах, это само собой разумеется, это всё есть, мы это всё видим.

За это время мы построили 40 центров. 30 Минобороны построило достаточно быстро и 10 – сами регионы. 40-й должен быть завершён в последние дни уходящего года. Это говорит о способности быстро реагировать на проблему… На момент, когда пандемия началась, у нас врачей, специалистов было совсем ничего, 8300. А сейчас одних врачей 150 тысяч работает по этому направлению, а в целом медицинских работников – больше полумиллиона – 520-530 тысяч. Что произошло? Мы смогли быстро перепрофилировать часть лечебных заведений для борьбы с ковидом и выстроить систему переподготовки медицинского персонала. Ввели доплаты для людей, работающих в «красных зонах», для того чтобы поддержать наших врачей.

Россия входит в тройку мировых лидеров по тестированию. По мнению ВОЗ, один из способов преодоления трудностей, связанных с распространением инфекции, это массовое тестирование.

Лекарственные препараты. Мы начали производить отечественные препараты в нужном нам количестве. И, наконец, вакцинация. Россия оказалась первой страной в мире, которая изобрела, можно так сказать, и начала производить вакцину – научного центра им. Гамалеи и новосибирского центра «Вектор». У нас хорошие вакцины – и безопасные, и эффективно действующие, 95 с лишним процентов, 96-97 уже, говорят специалисты, уровень защиты. И ни одного серьёзного случая нет побочных явлений.

О том, вакцинировался ли сам президент и не повредит ли сотрудничество с другими странами вакцинированию населения России

– Я всех призываю самым внимательным образом относиться к рекомендации специалистов.

Специалисты нам говорят, что те вакцины, которые поступают в гражданский оборот на сегодня, предусмотрены для граждан в определённой возрастной зоне. И до таких, как я, вакцины пока не добрались. Я повторяю ещё раз, я человек в этом смысле достаточно законопослушный, я прислушиваюсь к рекомендациям наших специалистов, и поэтому пока этой вакцины не поставил. Но я обязательно это сделаю, как только это станет возможным. Это первое.

Второе. Необходимо – то, что я слышу от специалистов, – иметь некоторый разбег между различными прививками. Скажем, от гриппа и от коронавируса. Некоторые специалисты говорят, что это должна быть разница в две недели, некоторые говорят, что это должна быть разница как минимум в четыре недели. Что касается коронавируса. Это второе.

Третье. По поводу необходимости массовой или такой всеобщей вакцинации. Я считаю, что это нужно делать.

По поводу сотрудничества с другими странами. В силу того, что нам требуется время для того, чтобы нарастить именно технологические возможности наших предприятий по производству самой вакцины, нам ничего не мешает сами компоненты этой вакцины, а её у нас достаточно, производить на площадках иностранных государств, которые должны будут вкладывать свои деньги в расширение этих производств и в покупку соответствующего оборудования. Вот о чём идёт речь. Это никак не мешает вакцинации населения в Российской Федерации. Наоборот, честно говоря, даже будет улучшать конечное качество продукции, поскольку это будет приобретать более и более массовый характер.

О том, что люди в некоторых регионах не получают положенные выплаты и не снабжаются бесплатными лекарствами

– Мы 10 миллиардов рублей дали в регионы, чтобы оперативно реагировать на те вопросы, которые ещё не решены и которые связаны с закупкой средств индивидуальной защиты, подготовкой лечебных заведений и учреждений для борьбы с ковидом. И 5 миллиардов, даже чуть больше, выделили на то, чтобы бесплатно давать лекарственные препараты людям, которые лечатся на дому. Что касается Рязанской области, знаю точно, что все деньги из федерального бюджета в Рязанскую область перечислены. Почему там до сих пор людям не дают эти лекарственные препараты, непонятно. Обязательно с этим будем разбираться. Порядок получения лекарств должен быть такой. Это обращение в поликлинику, в поликлинике должен быть подтверждён диагноз соответствующий и выданы необходимые лекарственные препараты.

Судя по количеству обращений на эту тему, всё-таки это вопросы не единичного характера, а проблемы общего.

Автор:
Александр Гришин