Youtube и Spotify опубликовали списки запрашиваемых украинцами топ-исполнителей, песен и альбомов, где доминировали россияне и русскоязычные исполнители.

Так, топ-10 музыкальных видео 2020 года  в украинском сегменте YouTube:

1. Клава Кока & Niletto – «Краш» (official video)

2. Little Big – Hypnodancer (Official Music Video)

3. Artik & Asti – «Девочка танцуй» (Official Video)

4. Mia Boyka & Егор Шип – Пикачу

5. Little Big – Uno (Official Music Video – Eurovision 2020)

6. Morgenshtern & Элджей – Cadillac (слив клипа, 2020)

7. Dabro – Юность (Official video)

8. Morgenshtern & Тимати – El Problema

9. Баста & Zivert – «Неболей»

10. Monatik & Вера Брежнева – «Вечериночка»

Не обрати свидомиты внимания на этот факт, он остался бы незамеченным, как и многое из современной украинской музыки. Но потомки шумеров, которые первыми в мире изобрели музыкальные инструменты и написали первые песни, крайне возмущены тем, что молодые украинцы, несмотря на запреты, упорно и массово слушают «музыку страны-агрессора».

Истерия поднимается каждый раз после обнаружения подобной «зрады» каким-нибудь свидомитом, уверенным, что украинец должен читать лишь Шевченко, смотреть «Киборгов» и слушать «Бумбокс».

Но внутренний мир украинцев гораздо шире мирка националистов, считающих предателями всех, кто ест конфеты «Рот Фронт» или слушает Цоя, потому что так вкуснее и понятнее.

Принимать эту истину вкуса украинство не желает, но пытается объяснить нежелание «своїх слухать своє». В этот раз выводы «аналитиков» свелись к двум констатациям – русская музыка изначально хуже украинской (разумеется, без определения критериев), а доминирование её, по объяснению известной Ларисы Ницой, «результат большого пробела в гуманитарной политике», которую пустили на самотёк.

Согласно логике Ницой, регулировать музыкальные вкусы должно государство. ИМХО! Это говорят те, кто плюётся в сторону имперской и советской власти, хотя их подходы заткнули за пояс даже мастеров «Общества воинственных безбожников» и рекомендации грибоедовского Собакевича. Так, 6 декабря запретили въезд на Украину Петру Мамонову, музыкальных аналогов творчества которого на Украине нет и не будет.

Чем заканчиваются запреты слушать желаемую музыку, хорошо известно – взрывом интереса. Когда-то «Битлз» одолели КГБ и идеологический отдел ЦК КПСС, а это вам не СБУ с УИНП. Киев в сражении со вкусами жителей Украины проигрывает и продолжит проигрывать.

Свидомиты и сами это понимают, а потому в бессильной злобе крыловской Моськи, начинают доказывать превосходство «украинской музыки», не понимая законов существования этого сегмента в современном мире.

К примеру, некий Денис Путинцев, называющий себя «продюсер и специалист по архитектуре», пишет, что «российские исполнители развлекают, а украинские пытаются заставить своих слушателей думать, занимаются творчеством, их тянет в альтернативу».

Тут я долго смеялась. После таких заявлений, кажется, что украинская музыка как раз отучила Путинцева думать. Чему учит примитивный Дзидзьо и его «Бляха-муха, то капец, як ми пасували»? Или «Їх слова кулі, кулі, кулі. А ти їм дулі, дулі, дулі!» от Альоны Альоны? Это, что ли, творчество и альтернатива Моргенштерну, который, безусловно – тяжёлый случай, но по факту – проявление убогости, идентичное представленным образцам с паспортами Украины.

Увы, это уровень, которого достойна часть общества по обе стороны границы, но если это слушают, значит им это нужно, и к восприятию более серьёзного творчества они не готовы. Кому-то из украинцев достаточно читать рекламные листовки, кому-то хватит каких-нибудь братьев Капрановых, а кому-то нужен Григорий Сковорода и Фёдор Достоевский.

Нынешнее фиаско украинской попсы Путинцев объясняет «тяжёлым наследием» в виде десятилетий доминирования русскоязычной культуры».

Здесь «эксперт» прав – русская и русскоязычная культура доминировала и будет доминировать не один век, на это есть объективные причины. Доминируют лучшие. Причём для этого они не вводят квоты, не запрещают конкурентов, не травят несогласных. Собственно, русскоязычной культуре плевать на мнение Путинцева, ибо она есть явление, интересующее сотни миллионов людей.

К тому же она не унижает значение украинской культуры, существующей отдельно и занимающей свою уникальную нишу. Качественную украинскую музыку в России слушают по сей день, даже Вакарчука, поменявшего статус хорошего музыканта на статус политической амёбы. А санкции ввели против амёбы, а не против музыканта. Оставался бы музыкантом – по сей день колесил бы с концертами по России. Однако Вакарчук снова решил стать политическим проектом (не в первый раз).

А ведь бывало и так… Творчество – оно всегда творчество

Во-вторых, конечно, на Украине много слушают и украинскую музыку. Да, в последнее время слушают насильно из-за введённых квот, а насилие обычно вызывает отторжение. Тем паче количество транслируемого не соответствует его качеству. Неплохие и удачные песни и исполнители вроде «Казки» из-за частого употребления вместо позитива вызывают раздражение. А свеженького нет или его заменяют группой «Без обмежень», которые творчество бросили под асфальтоукладчик политики, причём на сей раз белорусской. И теперь проводят в песнях параллели между «евромайданом» и «беломайданом».

Группа «Без обмежень» на политических фронтах

В-третьих, уж если называть причиной музыкального выбора украинцев какое-то «наследие», то это наследие ущербных провинциалов, заполнивших эфиры, не способных создать лучшее, но уверенных, что лучшие – именно они.

Еще один посыл: «…российские производители музыкального контента, просто зарабатывают на этом деньги, в отличие от Украины, где у наших исполнителей в голове просветительство».

Закроем тему духовного просветительства украинской попсы песней Оли Цибульской «Сонечко, я від тебе хочу сина й донечку!», «Позой собачки» и «Не люби мне мозги» от Потапа и Насти Каменских. Востребованных россиян обвиняют в плагиате и расчетливости, мол, Zivert «опирается на диско-80, добавляя англоязычные припевы». Что касается плагиата, то один Вакарчук многих за пояс заткнёт. И кто мешает украинцам тоже брать за основу Запад? Тем более что этим занимаются и они, и россияне. Кто со вкусом, кто топорно.

Что же касается, ориентира российской музыки на заработки, то разве украинские музыканты не хотят заработать? Разве «Океан Эльзы» и «Бумбокс» не катались по России, не «косили бабло» там? Профессионал должен зарабатывать.

О причинах отсутствия популярности «украинского у украинцев» уже говорили подвергшиеся травле за русский язык или за контакты с россиянами Юрий Бардаш, Jerry Heil, Алина Паш, совсем недавно – Кира Мазур. А мне удалось пообщаться в сетях с десятком молодых исполнителей из разных городов. Обобщив их слова можно сделать такие выводы:

– украинская музыка вполне конкурентно способна, что подтверждают те же Марув, Оnuka, HARDKISS, Алина Паш или Maneken, но раскрутиться можно, лишь попав в киевскую тусовку лэйблов, которые занимаются концертами и маркетингом как главным способом заработка. В провинции даже крутые музыканты обречены. Так что без Киева ты – ничто;

– Россия украинцам интересна, прежде всего, своими возможностями поддержки молодых. Скажем, топовый «Вечерний Ургант» приглашает к себе не только россиян, но и украинцев, ту же «Пошлую Молли». Опять же там больше фестивалей (типа «Боль» или «Пикник Афиша»), обеспечивающих медийную и иную засветку молодых;

– есть ещё нюанс – засилье мовного патриотизма, когда тиражируют фуфло, но поющее про ВСУ, про «як у нас на Украине» и обязательно на мове. Как результат, переобулся в мовнюка Бабкин и сразу потерял тысячи слушателей.

Песенный патриотизм – это атавизм. Молодёжи по барабану санкции, они хотят жить, творить, общаться, радоваться. Сегодня она находит своё в музыке россиян, там, где свободнее, где над ухом не стоят Фарион с Ницой, Настя Приходько, поющий «олень» из «ТіК» или посредственный лабух, взявший себе прозвище Riffmaster, выехавший в телевизор на теме войны на Донбассе. Но пение под украинскими прапорами на фоне танков, стреляющих по «ворогам», – это вовсе не гарантия популярности.

Нонсенс, но в украинской музыке первостепенными стали свидомизм и мова, а уже после мелодия и содержание текстов, а это реально сужает аудиторию. На фоне этого талантливые группы вроде горловского Jinjer или донецкого SINOPTIK уже приглашаются в Европу и Украиной мало интересуются.

Голая статистика Spotify

Что касается вкусов, то музыканты уверяют, что вся нынешняя массовая музыка по обе стороны границы зависит от моды и трендов, и тот, кто сегодня слушает Моргенштерна, завтра может слушать Монатика. А музыкальную моду и тренды меняет не Киев.

Дарья МЕНЬШОВА