Для Полтавы 9 декабря – очередной траурный день. Нет, здесь не хоронили очередного «героя из ООС» – в городе сгорело ещё одно здание, формирующее уникальный ансамбль Круглой площади, построенной по плану 1803 года вокруг памятника Славы в честь победы русской армии Петра Первого над шведами.

Огонь уничтожил Дом дворянского собрания, возведённый в 1810 году в стиле классицизма. Здесь бывали и выступали выдающиеся творческие личности Российской империи, выставляла картины Мария Башкирцева, играли Рахманинов, Чайковский, Скрябин, Рубинштейн, пел Шаляпин.

Большевики сохранили «культурное предназначение» здания, расположив здесь «клуб имени Карла Маркса». В восстановленном после немецкой бомбардировки здании долгое время располагался кинотеатр им. Котляревского, ставший одним из символов города. Для полтавчан «Сходить у Котлярик» или «встретиться у Котлярика» было делом знаковым.

Когда кино перестало «быть важнейшим из искусств», здесь разместили магазины, изуродовав его пристройками-харчевнями. Там и случилось возгорание, уничтожившее памятник архитектуры, при пожаре погиб один человек. Выгорели два крыла, из-за разницы температур и веса замёрзшей воды обрушился задний фронтон.

Сгоревшее здание Полтавского дворянского собрания

Сгоревшее здание Полтавского дворянского собрания

Местные журналисты обращают внимание, что тем не менее герб города эпохи Российской империи сохранился, но наверняка, если начнется реконструкция, его ликвидируют по рекомендации Украинского института «национального беспамятства».

Оценить архитектурный и культурный ущерб пока не берётся никто, но арендаторы уже подсчитали, что пожар раздел их на 2,5 млн долларов.

Увы, но это не первое разрушение ансамбля Круглой площади. Напротив пострадавшего здания – развалины главного корпуса Полтавского Петровского кадетского корпуса, пережившего за последние десять лет до десятка пожаров, которые обрушили купол и кровлю, превратив здание в обитель бомжей и наркоманов.

Территорию корпуса стремительно освоили нувориши, создав там элитный микрорайон, а главный корпус, по информации местных СМИ, «сплавили» гражданину Израиля.

Здесь обучались композитор Н. Казанли, художники Н. Ярошенко и Н. Бутович, будущий митрополит Шанхайский и Сан-Францисский Иоанн, прославленный в лике святых Русской зарубежной православной церковью М. Максимович, ряд выдающихся военных деятелей империи и советских военачальников, например Н. Ватутин (в советское время здесь находились пехотная школа, а после зенитно-ракетное училище). Теперь здание превратилось в руину, уродливую язву на нарядном лице самостийной Полтавы.

Очередной пожар Кадетского корпуса, май 2017 года.

Очередной пожар Кадетского корпуса, май 2017 года. Фото интернетиздания «Полтавщина»

Обещания домайданных и послемайданных властей отремонтировать и восстановить украшение города пока привели лишь к тому, что здание главного корпуса вернули в коммунальную собственность и пытаются найти средства для того, чтобы накрыть стены, хотя планируют разместить в нем все районные суды города.

Современное состояние здания Кадетского корпуса

Современное состояние здания Кадетского корпуса

Очевидно, что деньги найти будет крайне сложно, и  восстановление затянется надолго. Что ожидает Дом дворянского собрания, неясно в принципе.

Увы, сознательное или случайное уничтожение пожарами двух исторических зданий коррелируется с бесконечными инициативами местных свидомых активистов «освободить Полтаву и ликвидировать все символы империи и армии страны-агрессора» с осквернениями памятников. То крест на Братской могиле русских воинов краской зальют, то памятник на месте отдыха Петра или сам монумент императору раскрасят в «патриотических цветах». Провозглашённый когда-то Вятровичем призыв «убить в себе русскость, Российскую империю и СССР» получает практическое выполнение. Только вот с чем останется город, где уже нет заводов и не будет истории?

Андрей ВИРЧЕНКО