В последние дни на Украине опять усилилось наступление на «Минские соглашения-2» («Минск-2») о возможности мира в Донбассе. Киев усиленно хочет отказаться от этого документа, и, следовательно, от мира и потому ищет покровителей и их поддержки.

Но для начала Киев всячески хочет обострить ситуацию в Донбассе, но ответственность переложить на других. Конкретнее — на Россию, разумеется. На это, похоже, есть заказ, и обещаны коврижки и печенюшки поощрения.

Постпред России при ООН Василий Небензя в среду, 2 декабря 2020 года, по этому поводу сказал об отказе от «Минска-2»: «Альтернатива этому только одна. Я даже не хочу произносить это, но вынужден: эта альтернатива — это война». Случилось это, как известно, на самой высокой мировой переговорной площадке — в ООН, которая попыталась организовать встречу представителей Донецка и Луганска с представителями стран «нормандской четвёрки». Москва на встречу явилась, а вот Киев, Берлин и Париж её проигнорировали, что было немедленно выдано Украиной за свой «великий дипломатический успех» — она типа «под давлением Москвы не села за один стол переговоров с сепаратистами». Но по-любому ситуация обозначилась чётко и ясно: не будет «Минска-2» — возможна война.

Впрочем, в Киеве, кажется, это отлично понимают. И поэтому, с одной стороны, попытались обвинить Россию в обострении ситуации. «Девушка-карамелька», спикер украинской делегации в Трёхсторонней контактной групп (ТКГ) Алексей Арестович начал разгонять мысль о том, что Россия в одностороннем порядке готовится признать независимость самопровозглашённых республик Донбасса. Потому что «на оккупированных районах Донбасса может быть проведён референдум о статусе данных территорий, а Россия поставила под вопрос возможность проведения дальнейших встреч в рамках «нормандского формата». А Арестович, между прочим, недавно назначен советником главы Офиса президента (ОПУ) Андрея Ермака, ответственного за работу ТКГ и мирные переговоры, значит, в какой-то мере он высказывает и точку зрения президентского окружения.

С другой стороны Украина, ясное дело, опять срочно запросилась членом в НАТО. Глава МИД Украины Дмитрий Кулеба принял участие во встрече глав МИД стран-членов Альянса тоже 2 декабря сего года, посвящённом безопасности в Черноморском регионе, и вынес с него, как ему кажется, очень ценную мысль: НАТО не представляет безопасность Чёрного моря без Украины и Грузии, а большинство стран НАТО поддерживают будущее присоединение к ним Украины. «Наши ключевые сигналы: Крым милитаризуется Россией — это недопустимо, это создаёт угрозу для безопасности Черноморского региона. Нужны коллективные действия. Второе — Украина стремится к глубокому взаимодействию с Альянсом на всех уровнях, в том числе мы хотим видеть больше учений НАТО на территории Украины. Третье — членство Украины в НАТО неизбежно, поэтому мы считаем, что это будет выгодно для всех, и призываем перейти к следующему этапу — Плану действий относительно членства (пресловутой ПДЧ — авт.). Это не была дискуссия, все выразили свою позицию, выступили с заявлениями», — уверен Кулеба.

Его первая заместительница Эмине Джапарова в своём видеообращении несколько осадила пыл начальника, но тоже сочилась оптимизмом: «Украина настроена оптимистично. В 2030 году мы видим себя полноценным членом Альянса». Главное — максимально быстро получить ПДЧ и всячески активничать на низком старте.

И вы не поверите, но оптимизм Киева подогревается и поведением генсека НАТО Йенса Столтенберга, который в ожидании пришествия на американский «престол» Джо Байдена и стремлении угодить ему уже сейчас, на своём посту завертелся, как опытная профурсетка в ожидании непредсказуемого, но щедрого «папочки»-клиента. Йенс явно суетился в предвкушении неизведанного, но потешил уши и американские, фактически заявив, что Россия — главный враг Запада и должна уйти отовсюду и сидеть в своём медвежьем углу, и украинские. По его словам НАТО обязательно активизируется в черноморском регионе в коалиции с «ценными партнёрами» — Грузией и Украиной. А значит, мечтают в Киеве, помогут Украине освободить Крым. Кроме того Столтенберг дал Киеву гарантию, что в его спорах с Венгрией не вмешается в конфликт между двумя странами, который опять обострился до уровня взаимных угроз.

Особенно же Украину вдохновляет пример Грузии, которую с сентября 2019 года усиленно заталкивают в НАТО. Главным образом, пока устно, но всё же. На пятой конференции «Now What», организованной Институтом Маккейна в начале осени прошлого года в Тбилиси, экс-генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен предложил Грузии схему вступления в альянс без распространения статьи 5 устава организации о коллективной безопасности на Абхазию и Южную Осетию. Ранее эту статью трактовали однозначно: если страна-проситель имеет пограничные конфликты с соседями, то она не может стать членом НАТО. Потому что в этом случае Альянсу придётся обязательно вписываться в войну, если она паче чаяния, начнётся. Теперь же говорят о том, что в Уставе НАТО нет прямого указания, что надо вмешиваться ОБЯЗАТЕЛЬНО (выделено мною — авт.), а значит, можно рискнуть. И принять Грузию с её Абхазией и Южной Осетией, которые «ушли» от Тбилиси.

Во всяком случае уже в сентябре этого года экс-командующий сухопутными силами ВС США в Европе генерал-лейтенант в отставке Бен Ходжес, возглавляющий Центр стратегических исследований европейской политики в Вашингтоне, в социальной сети «Twitter» допустил: «Теперь Грузия должна стать членом НАТО. Сейчас Чёрное море должно быть главным региональным приоритетом для НАТО. Кремль использует Чёрное море и незаконно аннексированные крымские базы в качестве стартовой площадки для своих злонамеренных действий в Сирии и Ливии». Эти слова вкупе с приходом Байдена и верчением руководства НАТО вокруг своей оси, похоже, и дают Киеву надежду. И Украина суетится под клиентом даже без наличия клиента.

Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков однозначно призвал Киев пока не нервничать излишне, потому что Москва была и остаётся приверженицей неукоснительного выполнения «Минска-2». А возможность признания Москвой независимости ЛДНР в Донбассе — лишь эвентуальная. То есть теоретическая, возможная лишь при наличии определённых обстоятельств и условий. «Эвентуальные рассуждения считаем нецелесообразными», — сказал он в прошедшую пятницу. И добавил: «Затягивание Киевом выполнения условий минских договорённостей будет лишь дальше усложнять ситуацию в плане этих двух самопровозглашённых республик».

Однако ситуация сегодня складывается так, что не только Киеве хочет, но и НАТО может рискнуть. Потому что, во-первых, ускоренное принятие Украины в Альянс даже при наличии в ней гражданского конфликта в Донбассе может послужить защитой её от России. Дескать, Россия же не будет воевать со всем НАТО. Логика НАТО тут проста и основана на опыте Грузии в 2008 году: мол, если бы Грузия была членом НАТО, то Россия бы не рискнула напасть на неё после убийства российских миротворцев в Цхинвале и не помогла образованию независимых Абхазии и Южной Осетии, которые Москва немедленно признала. И, разумеется, взяла под свою защиту по соответствующим межгосударственным договорам между этими странами и Россией. Как Сирию, которая официально попросила о помощи.

Во-вторых, если Украина будет принята в НАТО, то она под её «зонтиком» сможет-таки осуществить давно взлелеянный «хорватский вариант» в отношении ЛДНР. То есть задавит их силой. А это и станет мощнейшей провокацией против России. Она либо стерпит это, и тогда её имиджу «защитницы» будет нанесён мощный удар, который станет сигналом для всего постсоветского пространства: можете бузить, Москва вам ничего не сделает. После успеха в Нагорном Карабахе, где остановлена война одним щелчком из Москвы, для Запада дискредитация России важнее, чем даже лубриканты для ЛГБТ-сообщества, о котором так рьяно и приоритетно печётся этот самый Запад.

Либо же Россия вмешается, чтобы «защитить соотечественников» в Донбассе и потому, что она-де «своих не бросает». И это по-любому война уже со всем НАТО. А такое развитие ситуации, по ходу, самое то и есть, что нужно агрессивной части коллективного Запада. Причём война, чреватая даже ядерным продолжением. Но, по ходу, чего не сделаешь, чтобы понравиться «старине Джо», который грозится либо помочь, либо наказать.

И есть, конечно, третий, как мне кажется, пока самый вероятный вариант развития ситуации с НАТО, и с «Минском-2» — все остаются на своих местах, и никто никуда не лезет. Пока не договорятся «старшие». То есть пока не прояснится картина новых нюансов в отношениях между Москвой и Вашингтоном под Байденом. А значит, Украина будет маяться надеждами и готовиться к войне с ЛДНР, и это её привычное истерично-перманентное состояние. Сами самопровозглашённые республики и их население — страдать от неопределённости и страшных лишений, вызванных гражданской войной, и для них это самый страшный вариант. Ну а НАТО — усиливать свой «восточный фронт» путём наращивания «взаимодействия с восточными партнёрами, в частности с Украиной и Грузией», то есть маяться дурью, лишь бы и Байден, как сейчас Дональд Трамп, не заставлял полностью тратиться в бюджет НАТО.

P.S. На Украине же тем временем, по данным соцопроса Центра социальных и маркетинговых исследований SOCIS в октябре текущего года, вступление в НАТО поддерживают 52,5% украинцев, а против —30,5% респондентов. За вступление в ЕС проголосовали бы 57,6% украинцев, против высказались 27%. То есть, как говорится, «барышня ляглы и просють», а в Брюсселе ей повторяю, что короткого пути к члену и членству не существует.

Владимир Скачко