Фото: Sergey Bezgodov/Shutterstock

В последние недели в стране сложилась крайне непростая ситуация с наличием противовирусных и жаропонижающих препаратов, а также антибиотиков. Правительство пошло на беспрецедентный шаг и приостановило маркировку лекарственных препаратов, внедрением которой занимался ЦРПТ. А вот лекарства в аптеки не вернулись.

В Москве с доставкой по России самоклеящиеся этикетки производятся типографией «БГ Стрелец» на собственных печатных мощностях. Это позволяет иметь широчайший ассортимент продукции разных типов и исполнений и удовлетворять запросы практически любых заказчиков. Более подробная информация на сайте https://flexo.ru

«Кому нужны таблетки от жадности? Почему в аптеках так и не появились лекарства?» – негодует ведущий «Первого русского» Юрий Пронько в программе «Царьград. Главное».

Маркировки нет. Лекарств – тоже

Происходят абсолютно удивительные вещи. Три недели назад вся страна гремела от дефицита лекарств. Противовирусные, жаропонижающие, антибиотики – в регионах с аптечных полок исчезли самые востребованные препараты. Главной причиной коллапса называли новую систему маркировки, из-за сбоев в которой фармацевтические компании не могли ни произвести, ни ввезти, ни передать в аптеки лекарства. В ответ правительство пошло на беспрецедентный шаг – заморозило, фактически на время отменило эту самую маркировку.

Казалось бы, всё должно было наладиться, проблема устранена, враг повержен. Но вы уже догадались, что произошло дальше. Маркировку две недели как отменили, а лекарства на полки так и не вернулись.

Скриншот сайта ria.ru

Судя по сводкам из регионов страны, в аптеках как не было, так и нет самых необходимых препаратов. Если они даже и появляются, то совершенно по другой цене, чем продавались до своего исчезновения.

Скриншот сайта tula.kp.ru

Искусственный дефицит

Так что же это, получается, дело было не в маркировке? Похоже на то. Теперь эксперты фармацевтического рынка заговорили о сговоре производителей и аптечных сетей. Искусственный дефицит позволяет поддерживать ажиотаж, а значит, и повышенный спрос, когда во время пандемии клиенты аптечных сетей сметают препараты с прилавков, не обращая внимания на цены.

Рассмотрим ситуацию на конкретном примере Новосибирска, третьего по численности населения города России. Там сложилась острая нехватка популярных препаратов для лечения ОРВИ: во всём мегаполисе до сих пор нет парацетамола и аспирина.

Скриншот сайта ksonline.ru

Обзвонив десятки аптек разных сетей, новосибирские журналисты выяснили, что названные препараты по странной причине везде отсутствовали. Зато были доступны их дорогие аналоги. Или вот, например, в Волгограде представитель областного комитета здравоохранения подтверждает ажиотажный спрос на медикаменты.

Скриншот сайта vpravda.ru

И здесь тоже дешёвых лекарств в аптеках нет, зато аналоги – пожалуйста.

Маркировка стала очень удобной мишенью, на которую легко и справедливо (а проблемы, как я и говорил, с ней действительно были) спустить всех собак. Если бы правительство сразу не поставило бы её на паузу, никто ничего бы не заподозрил – проблемы с поставками можно было бы и дальше спокойно объяснять тем, что система не даёт регистрировать товары. Теперь вот выяснилось, что под маркировку вообще попадали только 10-15% препаратов – то есть исчезновение оставшихся 85% ей никак не объяснишь.

Кому выгоден дефицит лекарств

Зачем на самом деле нужен дефицит лекарств, и почему это происходит именно сейчас?

Около половины всего рынка лекарств в России – это препараты из так называемого списка ЖНВЛП – жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Максимальные цены на них регулируются государством, что сильно ограничивает аппетиты производителей и продавцов.

Вот как это работает. Обращение лекарственных препаратов в России регламентируется постановлением правительства № 441. Минпромторг и Росздравнадзор осуществляют ежедневный мониторинг лекарств из перечня ЖНВЛП. Если выявляется дефицит или отсутствие в обороте медпрепаратов, Минздрав предлагает производителям пересмотреть цену. Далее ФАС даёт добро на изменение ценообразования.

То есть если «по чистой случайности» во время коронавируса в стране случится полномасштабный лекарственный коллапс, то фармпроизводители не только не получат по шапке, но и смогут продавать регулируемые лекарства втридорога.

Государственный шантаж

Всё началось ещё весной, в самом начале пандемии. Фармкомпании, угрожая дефицитом, выступили с требованием повысить цены на жизненно важные лекарства – среди них, например, столь необходимые сейчас жаропонижающие.

Скриншот официального сайта pharmvestnik.ru

После того как они получили зелёный свет, цены выросли от 30 до 800%. Самый обычный парацетамол, стоивший в марте 2020 года 18 рублей, к сентябрю подорожал почти до 80 рублей. Согласитесь, такой рост нельзя объяснить ростом курса доллара. Да его ничем нельзя объяснить. 30% – ещё ладно, но в четыре раза?

В социальных сетях обсуждают стоимость лекарств. На одном из фото – «покупка» одного и того же препарата, как сообщает автор поста, купленного в одном и том же месте в марте и сентябре 2020 года.

Скриншот vk.com

Складывается чёткое ощущение, что и сейчас производители и аптечные сети, пользуясь истеричной ситуацией вокруг пандемии новой коронавирусной инфекции, ажиотажным спросом напуганных ежедневными страшилкам потребителей, общей нервозной ситуацией, решили получить дополнительную прибыль и победить правительство в схватке за контроль над ценами на жизненно важные лекарства.

Угрозы остановить производство популярных препаратов в этом случае выглядят со стороны откровенным шантажом. Более того, придерживая и создавая дефицит продукции нижнего ценового диапазона, профучастники фармрынка могут в этот момент резко наращивать продажи препаратов верхней ценовой группы. В период всеобщей нервозности, маркетологи с этим согласятся, люди готовы покупать лекарства по любой цене.

Как манипулируют общественным мнением

Но этого, похоже, недостаточно, и производители лекарств продолжают разжигать панику в прессе, не стесняясь даже откровенных фейков. Вот, буквально вчера: «Поставки импортных медикаментов в РФ рухнули на 57,6%, сообщила в понедельник Федеральная таможенная служба».

Скриншот сайта finanz.ru

Вот только рухнули эти поставки ещё в феврале, почти год назад. А в этот понедельник Федеральная таможенная служба сообщила, что Россия в сентябре увеличила импорт медикаментов на 22,3%.

Скриншот сайта mdf.ru

И я уверяю вас, что это не просто ошибка: заголовок сейчас висит во всех соцсетях, пугая граждан. И что? – правильно – побуждая бежать в аптеки.

Кому война, а кому мать родна, как говорится. Просто напомним, что этот год для фармацевтической отрасли – очень и очень удачный. По данным Минпромторга, производство лекарств в стране меньше чем за полгода выросло на 63%. Проблем с деньгами у компаний нет.

В таких случаях без решительного вмешательства государства в происходящее невозможно обуздать аппетиты производителей и аптечных сетей. А шантаж и искусственный дефицит должен жёстко пресекаться органами государственного регулирования.

Источник