Эскалация конфликта в Нагорном Карабахе может привести к переделу рынка между армянскими и азербайджанскими диаспорами, которые контролируют существенную часть продовольственной розницы РФ, сети супермаркетов, ТРЦ, отели и т.п. Для простого обывателя это может обернуться ростом цен и просто отсутствием привычных товаров.

Крупные российские бизнесмены азербайджанского и армянского происхождения не могли остаться в стороне от вновь вспыхнувшего конфликта в Нагорном Карабахе. Кто-то из них высказался напрямую, как миллиардер Рубен Варданян, опубликовавший видео обращение к В.В. Путину с просьбой помочь Армении, другие сохранили молчание, но помогли одной из сторон финансово. В ряде российских городов уже начались стычки между армянами и азербайджанцами –а аналитики продуктового рынка ждут настоящего передела сфер влияния.

Дело в том, что многие торговые точки в российских городах, в первую очередь в Москве и Санкт-Петербурге, принадлежат выходцам из конфликтующих стран. Например, холдинг “Киевская площадь” основан в 1992 выходцами из Азербайджана Годом Нисановым и Зарахом Илиевым. Основным источником дохода группы компаний является аренда торговых площадок в принадлежащих ей ТРЦ “Европейском”, на вещевом рынке “Садовод”, на фермерском рынке “Велозаводский”, в крупнейшем в Европе комплексе торговли продовольствием «Фуд Сити», помимо этого компания инвестирует в фуд молл “ДЕПО”. Годовой доход, согласно Forbes, составляет $1,6 млрд.

За “Киевской площадью” в списке Forbes “Короли российской недвижимости” следует группа “Ташир”, основанная Самвелом Карапетяном. Весь перечень принадлежащих группе компаний не публикуется, известно что в ее активах 55 объектов коммерческой недвижимости. Основным брендом является ТРЦ “РИО” (18 центров в 16 городах России, 200 миллионов посетителей в год). Помимо этого компании принадлежат Ереван Плаза, Avenue South West, универмаги Take Away, гипермаркеты “Наш Дом”. Годовой доход только от аренды помещений в 2019 составил $655 млн.

Казалось бы, бизнес есть бизнес, кому бы он ни принадлежал и что бы ни происходило на международной арене. Но в середине июля агрокомплекс “Фуд Сити” не пропустил на свою территорию для выгрузки 50 фур с абрикосами и черешней из Армении. “Абрикосовая война” — так окрестили в народе и СМИ продовольственный конфликт между “Фуд Сити” и поставщиками из Армении. “Отвергнутые” фрукты из Армении были распроданы на площадках оптово-розничных центров “Бухта” и “Шелковый путь”, связанных с группой “Ташир”. По итогу “абрикосовой войны” на торговых точках “Фуд Сити” в последующие дни цены на некоторые продукты подскочили в два раза. На сегодняшний день конфликт улажен. Но сама такая возможность дестабилизации ситуации в столице страны настораживает. В конце сентября в СМИ появилась информация о том, что «Киевская площадь» планирует открыть крупные оптово-розничные продовольственные комплексы наподобие московского «Фуд Сити» в 24 регионах России.

Названия крупных коммерческих площадок часто попадают в новостные ленты не только в связи с конфликтами, но в том числе и из-за теневой экономики. Серый импорт используется на крупных рынках для ухода от налогообложения. Арендаторы не используют кассовые аппараты, не выдают чеки, соответственно часть дохода остается незадекларированной, а затем мелкими суммами “бытового характера” отправляется за рубеж. В 2019 году глава Центробанка Эльвира Набиулина написала президенту письмо, в котором описала подробности финансирования серого импорта и перевода средств за рубеж через крупнейшие российские рынки с ежемесячным объемом не менее 10 млрд рублей. В связи с этой проблемой в марте 2019 года на рынке “Садовод” и “Фуд Сити” прошли проверки, показавшие, что далеко не все арендаторы используют кассовые аппараты. Вслед за этим на повестке дня оказался законопроект Лугового, который должен обязать управляющих рынками проверять продавцов на наличие касс. Поможет ли это остановить теневой финансовый оборот? Спорный вопрос. Но многие эксперты сходятся во мнение что наследники «черкизона» — это государство в государстве и полностью контролировать такие крупные рынки невозможно.

Впрочем, интересы конфликтующих нац. диаспор есть не только в Москве. Например, до недавнего времени имена братьев Мушвига (Михаила) и Аллахверди Абдуллаевых были широко известны в Санкт-Петербурге как владельцев крупного розничного бизнеса. Но в декабре 2019 года они появились во всех экономических СМИ России и встали в один ряд со словами «долги, банкротство, закрытие». На пике подконтрольный им «Интерторг» имел 500 магазинов, из них более 200 под вывеской Spar (по франчайзингу развивал с 2011 года), остальные — «Народная 7Я семьЯ». С оборотом боле 70 млрд рублей млрд «Интерторг» входил в четверку торговых сетей на рынке розничной торговли Санкт-Петербурга. А сам Мушвиг Абдуллаев занимал 30 место в списке топ миллиардеров Санкт-Петербурга. В феврале 2020 компанию признали банкротом. Хозяев «Интерторга» обвиняли в задержке выплат крупным поставщикам и невыплате зарплаты сотрудникам – большую часть сотрудников оформляли в фирмы однодневки. В итоге «Интерторг» получил судебные иски от поставщиков на сумму около 7 млрд рублей, а также задолжал Сбербанку 8 млрд рублей.

Если окинуть взглядом рынок товаров и услуг в России, контролируемый выходцами из Азербайджана и Армении, то это не только абрикосы на рынках, это и нефть, и автодилеры, и крупные научные центры. Национальные диаспоры и их бизнес встроены и в экономику и политическую систему нашей страны. Возникает логичный вопрос: что будет, если Россия поддержит одну из сторон? События в, казалось бы, далеком от Москвы Нагорном Карабахе на самом деле прямым образом могут отразиться и на наличии товаров в России, и на их ценах – на продовольственной безопасности в целом. Бизнес отношения конфликтующих сторон в РФ могут стать мощным инструментом давления на внешнюю политику и наоборот. А потребитель обнаружит пустые прилавки, либо взлетевшие до небес цены, либо закрытые двери супермаркета, не говоря уж о потерях рабочих мест множеством россиян.

Николай Сергеев для РИА Катюша