Украина всё же балансирует в полушаге от того, чтобы таки стать причиной реального вооружённого конфликта с Россией. Или, как минимум, потенциальным полигоном для такого столкновения между Россией и НАТО. Но в Совете нацбезопасности и обороны (СНБОУ) этому, кажется, страшно рады.

Во всяком случае замсекретаря СНБОУ и боевой генерал, ветеран АТО/ООС и первый замкомандующего Сил спецопераций ВСУ Сергей Кривонос признал, что режим президента Владимира Зеленского, который, идя во власть, обещал своей стране мир, уже готов де-факто размещать на территории страны военные базы НАТО. Чтобы, значит, успешнее противостоять «России-агрессору». И несмотря на невозможность размещения таких баз де-юре – нужны законы-разрешения, принятые в Верховной Раде. «По военно-экономическому потенциалу мы сами не способны долгое время бороться в открытой войне. Именно надежное плечо наших натовских партнеров позволит нам создать этот щит, который защитит нашу Украину», — сказал он. И предложил попросить американцев разместить выводимые ими войска и базы из Германии разместить прямо в Украине. «Потому что у них есть заинтересованность в развитии и создании баз на территории нашей страны: как и авиационных баз, так и морских, так и сухопутных. И не является проблемой это сделать. Это как раз тот щит, который мы сами для себя создаем», – сказал генерал. И, ясно дело, не был опровергнут Зеленским, который по должности является как верховным главнокомандующим, так и главой СНБОУ.

Ситуация тут проста, как устройство мозга пронатовского украинского патриота с одной извилиной, которая и разделяет два полушария. НАТО хочет максимально приблизиться к границам России. В Украине, а теперь вот еще и в Белоруссии. Россия, само собой, не хочет этого. Более того, скорее всего не потерпит такой заступ за свои «красные линии». И локальные конфликты, призванные остановить натовские провокации и остудить многие горячие головы в Брюсселе, могут вспыхнуть как в Западной Белоруссии, так в украинском Донбассе. Но Украина, повторяю, готова выполнять функции полноценного члена НАТО и без формального членства в Альянсе.

Отношения Украина – НАТО развивались как бы параллельными путями, но с противоположными устремлениями. Украина, с одной стороны, все время стремилась стать членом Альянса и в плане обеспечения собственной безопасности сменить «московский зонтик», на западный, натовский (читай – американский). Вне зависимости от того, кто был у власти в Киеве – так называемые «пророссийские силы» или «нацики». Кроме того, тогда бытовала установка-манок: дескать, только членство в НАТО обеспечивает вступление страны в Евросоюз. И этот путь – в ЕС через НАТО – действительно прошли все восточноевропейские страны соцлагеря и Прибалтики.

С другой стороны, НАТО же всегда держала перед носом украинских властей «морковку» членства на палке, длину которой то уменьшала, то увеличивала в зависимости от потребностей и складывающейся ситуации. Так они и жили: один манили, обманывая, другие бежали за манком, веря в обман.

Посудите сами: желание сотрудничать с НАТО Киев огласил сразу после обретения независимости на остывающих «трупах» Варшавского договора и СССР: в декабре 1991 года Украина при президенте-«нацике» Леониде Кравчуке стала членом Совета североатлантического сотрудничества (ССАС), ставшего в 1997 году Советом североатлантического партнерства (ССАП). И понеслось: в феврале 1994 года при том же Кравчуке была Украина вступила в программу НАТО Партнерство ради мира (ПРМ). В 1997 году новый, якобы «пророссийский» президент Леонид Кучма в Мадриде подписал Хартию между Украиной и НАТО об особом партнерстве и создал соответственную комиссия Украина – НАТО (КУН). В 1999 году в Киеве был открыт офис НАТО, а в 2002-м – утвержден план действий Украина-НАТО.

После первой «цветной» – «оранжевой» – революции 2004 года натовские надежды, казалось бы, начали реализовываться. «Оранжевый» президент-«нацик» Виктор Ющенко и НАТО в 2005 году объявили о начале «интенсифицированного диалога относительно приобретения членства». Ющенко вообще раздухарился еще и потому, что верил в прежнюю практику о членстве в ЕС после НАТО. В 2008 году на саммите НАТО в Бухаресте он попросил присоединить Украину к Плану действий по обретению членства (ПДЧ). Но получил знатный отлуп. Вместе с такой «цветной» Грузией во главе с еще одним бесноватым евро интегратором – президентом Михо Саакашвили, которому тоже отказали.

Два «цветных» президента не поверили, что их кинули окончательно и решили действовать явочным порядком. Михо уже в августе того же года начал убивать российских миротворцев в Южной Осетии, а Ющенко подкинул ему средства ПВО, снимая их даже с боевого дежурства по защите родной Украины. Российские танки с десантниками на броне в «войне 08.08.08» очень быстро заставили Саакашвили жрать галстуки в прямом телеэфире и до воспаления прыщей на роже напугали Ющенко, а НАТО и пальцем не пошевелила, чтобы защитить «демократов на Кавказе и Днепре» и помочь им.

В 2010 году случился второй определенный сбой в накатанном алгоритме, когда тогдашний президент Украины Виктор Янукович, обидевшись на медлительность НАТО в предоставлении его стране пресловутого ПДЧ, распустил госкомиссию, занимающуюся подготовкой вступления в НАТО. За это он навсегда закрепил за собой погоняло «пророссийского» и был свергнут в 2014 году в результате еще одного госпереворота, преподнесенного как очередная «цветная революция достоинства».

Вот тогда-то диалог Украина – НАТО и противостояние между Альянсом и Россией получили новый импульс. Особенно когда в декабре 2014 года новая Верховная Рада Украины, напичканная революционным сбродом с «евромайдана», а также участниками и карателями гражданской войны в Донбассе, приняла закон об отмене прежнего внеблокового статуса Украины и задекларировала членство в ЕС и НАТО главной внешнеполитической целью страны. Дальше – больше: при президенте-«нацике» Петре Порошенко евроинтеграционные новации стали частью Конституции Украины, а в 2017 году Рада приняла закон, закрепляющий право Украины в будущем стать членом НАТО.

В 2018 году евроинтеграторы и атлантисты чуть из нижнего белья не выскочили от радости, что НАТО якобы еще больше приблизила к себе Украину и приняла ее в «аспиранты». На самом же деле это была еще одна обманка-манок со стороны НАТО: статус «аспиранта» (от слова «aspirations» – стремление) ничего не давал Украине, а означал лишь подтверждение того, что она стремится в НАТО. Наряду с еще тремя государствами – Боснией и Герцеговиной, Грузией, и тогда «Бывшей югославской Республикой Македонией. На русский язык новый статус корректнее переводился как «претенденты» или «желающие вступить». В справке НАТО по этому поводу так и было сказано: «Страны, заявившие о своей заинтересованности в присоединении к Североатлантическому альянсу, сначала приглашаются к углубленному диалогу с НАТО в рамках стремлений к членству и связанных с ним реформ. Затем странам-кандидатам может быть предложено участвовать в ПДЧ для подготовки к потенциальному членству и продемонстрировать свою способность выполнять обязательства для возможного будущего членства. Участие в ПДЧ не гарантирует членство, но является ключевым механизмом подготовки». Все это Украина, как видим, уже проходила. Более того, очень сильно затормозило продвижение Украины в Европу и сопротивление Венгрии, которая в ответ не притеснение киевским режимом языковых прав украинских венгров, заблокировала и продолжает блокировать любые евроинтеграционные инициативы Киева по линии и НАТО, и ЕС.

Однако в феврале 2019 года Украина Порошенко продолжала настойчиво скрестись в двери НАТО: Верховная Рада призвала Альянс предоставить Украине ПДЧ. И опять случился отлуп, а потом и сбой. И потом, что Порошенко проиграл якобы «миротворцу» Зеленскому. И потому, что все на Западе, включая генсека НАТО и даже спецпредставителя США в Украине Курта Волкера, говорили: «нэнька» не готова к вступлению, хоть ты тресни. И уже в октябре прошлого 2019 года во время визита в Киев генсека блока Йенса Столтенберга, тогдашний вице-премьер по вопросам евроинтеграции, а ныне глава МИД Украины Дмитрий Кулеба заявил, что Украина не станет отправлять в НАТО заявку на получение ПДЧ как в минимум в ближайшие 5 лет. А президент Зеленский предложил включить Украину хотя бы в Программу расширенных возможностей НАТО.

Но все как бы кардинально поменялось в 2020 году, когда стало понятно, что Зеленский – это тот же «Порошенко №2» и даже хуже. И когда Запад начал новую кампанию всестороннего давления на России по всему периметру ее западных границ. И вот 12 июня 2020 года Украина получила от НАТО статус члена Программы расширенных возможностей (Enhanced Opportunities Partner, EOP). Эту программу Альянс запустил еще в 2014 году с целью усилить оперативную совместимость войск стран-участниц EOP с силами НАТО. Чем выше эта совместимость, тем проще и эффективнее участие таких государств в миссиях и операциях Альянса. И Украина стала шестым таким «расширенным партнером» наряду с Австралией, Финляндией, Грузией, Иорданией и Швецией.

Взаимной радости Украина и НАТО тоже было, как говорится, полные штаны. «Этот день настал. Я искренне благодарен нашим партнерам в Альянсе, благодаря которым это решение стало возможным», – написал уже упомянутый министр Кулеба. А эксперт фонда Маршалла США (того, который дал Украине нового посла США Кита Дейтона) Бруно Лете заявил: «Следующий логический шаг после статуса EOP – это членство. Можно сказать, что это партнерство – зал ожидания для членства».

И, увы, опять соврал. Потому что статус «расширенного партнера» реально предоставит Украине лишь более широкий доступ к программам и учениям НАТО и обмен информацией, но сам он даже не предполагает каких-либо решений по вопросу членства в НАТО. Точно так же, как и более ранний статус «аспиранта».

Вот потому-то это последнее полуприпадочно-воинственное заявление функционера СНБОУ в генеральских погонах, «ястреба войны» Кривоноса – это всего лишь проявление чистой победы натовской стратегии и тактики в отношении Украины – поиметь, извините за двусмысленность, НЕ ЧЛЕНОМ, а КАК ЧЛЕНА (выделено мною. – Авт.). Без всяких обязательств со стороны НАТО, но с реальными последствиями для Украины, если она, не дай Бог, окажется на передней линии военного конфликта.

Все дело ведь в том, что НАТО украинцев, вольно или невольно превращенных в пушечное мясо, не жалко ничуть. И параллельно с разговорами о приливах и откатах с членством Альянс все эти годы продолжал накачивать Украину и ее армию как советниками и инструкторами, так и оружием. Еще на саммите НАТО в Уэльсе в сентябре 2014 года было принято решение о создании для Украины пяти трастовых фондов, по линии которых и должна оказываться всевозможная помощь украинским «партнерам». От реабилитации картелей гражданской войны в Донбассе до логистики, управления войсками и общей борьбой с киберпреступностью. Тогдашний генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен честно разъяснил уловку этих трастовых фондов: «НАТО как организация не имеет собственного оружия или военной техники. Решение о поставках принадлежит отдельным государствам. В этой связи НАТО не будет вмешиваться в национальный процесс принятия решений странами Альянса о военных поставках на Украину». Другими словами, НАТО умывает руки насчет централизованных поставок оружия Киеву, но если отдельные члены Альянса желают вооружать украинцев, то пожалуйста. И например, США даже летальное оружие готовы уже поставлять открыто и легально – те же противотанковые ракетные комплексы «Джавелины». Они правда, пока не стреляют. Но и танковых атак на Украину пока нет. И по-любому в Украине уже полно натовского оружия. Пусть и устаревшего, не совсем нужного, некондиционного, но все равно готового стрелять.

И позиция России относительно натовских игрищ Украины тоже ясна. Она не изменилась с того момента, как Украина отменила в 2014 году свой внеблоковый статус. Тогда же первый замминистра обороны России Анатолий Антонов сказал: «Это уже не предвыборное заявление, а решение парламента страны. К такому контрпродуктивному решению Киев подтолкнули натовские страны, пытаясь превратить Украину в передовой рубеж противостояния с Россией. ЕСЛИ ОНО В ДАЛЬНЕЙШЕМ ПРИОБРЕТЕТ ВОЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ, ТО МЫ БУДЕМ ДЕЙСТВОВАТЬ АДЕКВАТНО (выделено мною. – Авт.) Тогда у нас с НАТО будет полный разрыв, восстановить который будет практически невозможно». И ведь с тех пор ничего не изменилось. Только возможность конфликтов все ближе и ближе…