Известный православный пастырь и проповедник протоиерей Андрей Ткачёв продолжает новый цикл бесед, связанных с Апокалипсисом, Откровением Иоанна Богослова, самой таинственной книгой Нового Завета. На этот раз рассказ посвящён одному из самых сложных мировых вопросов – еврейскому. А именно – тому, каких «иудеев» Господь в Апокалипсисе назвал «сатанинским сборищем».

Продолжаем наше поверхностное, но пристальное внимание к Посланиям Христа семи Церквам Апокалипсиса. После Церкви Эфеса, города, сохранившегося до сегодняшнего дня и известного пещерой семи отроков Эфесских, домом Богоматери, где Пречистая Дева жила долгое время с Иоанном Богословом, и местом погребения Иоанна Богослова, где самого его нет, ибо Господь забрал его.

Следующая Церковь – это Церковь Смирны или, по-нынешнему, Измира. Измир – это большой турецкий город, куда можно прилететь прямо из Москвы на самолёте. Итак, вот что говорит Господь Ангелу (то есть епископу) Смирнской Церкви через апостола Иоанна Богослова:

И Ангелу Смирнской Церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мёртв, и се, жив: знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем, ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское.

Напомню, Ангелу Эфесской Церкви Господь говорил, что они испытали неких, называющих себя апостолами, но они оказались не таковы, а лжецы, сребролюбцы, развратники, любители комфорта и почёта. То есть лжеапостолы, самозванцы. И вот, ещё иудеи. Их испытали христиане Церкви Смирнской. И они оказались не таковы, но лжецы и сборище сатанинское.

Подчеркнём, есть иудеи, которых хвалил Сам Христос, говоря: вот израильтянин, в котором льсти несть, то есть нет лукавства. А есть те, которые полны лукавства, которые имеют ненависть ко Христу и христианству. Те, которые, кроме денег, больше ничего не любят и мечтают о мировом господстве. И это, действительно, сборище сатанинское.

Боже вас сохрани считать каждого еврея принадлежным к этому сатанинскому сборищу, потому что это не так. Они совершенно разные, как и любой другой народ. Там есть и гениальные шахматисты, и великие физики, и простые мужики-работяги, я лично их видал в жизни, и немало. Но есть и те, которые мечтают о финансовой власти над всей Вселенной, а-ля царь Соломон, когда окрестные народы дали ему 666 талантов податей. Те, которые мечтают о ниспровержении всех под ноги свои и о «царстве мессии», как о царстве своего личного господства. Это и есть те, о ком говорит апостол Иоанн Богослов в своём Откровении.

Значит, христиане Смирны их испытали и нашли, что они не иудеи. Настоящий иудей – это человек, который исчерпывается только одним пониманием: есть Бог, есть я, и я живу перед Богом. И всё. Это Авраамов завет: «Ходи предо Мной и будь непорочен». То есть думай только о Боге, ходи перед Богом, служи только Ему. Всё остальное – это уже мелочи. Кто живёт так – тот иудей, и мир ему, а кто иначе, тот не иудей. Хотя бы даже имел фамилию, например, Герберштейн или Кац. Это неважно, фамилия здесь совершенно неважна. И вот Он испытал их, и нашёл, что они лжецы. А дальше говорит:

Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять.

В Церкви вообще до равноапостольного царя Константина Великого насчитывалось десять больших гонений. Историки Церкви, подсчитывая самые жуткие из них (Нерона, Домициана, Траяна, Галерия, Диоклетиана и так далее), в общей сложности набирали число 10. Многие считают, что слова «будете иметь скорбь дней десять» обращены ко всей Вселенской Церкви во всей её истории, что это десять гонений Римского государства против христиан. А дальше уже очень серьёзное повеление, касающееся всех, хотя и в разной степени:

Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни. Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит Церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти.

Что такое вторая смерть? Первая смерть – это отлучение от тела. Когда-нибудь моя душа уйдёт из тела, это будет страшный день, моё бездыханное тело обмоют и положат в домовину. Душа будет идти на Суд, тело погребут, отпоют, поцелуют, да земле предадут. Это смерть первая. Смерть вторая – когда человек воскреснет, душа вернётся в тело, тело обновится из земли, составится заново Рукою Божию, как при Творении. И новый человек из души и обновлённого тела станет на Страшный Суд перед Господом Иисусом Христом, быть может, не дай Бог, услышит от Господа: «Отойдите от Меня, проклятые, в огонь вечный, к диаволу и ангелам его».

Когда воскресшие будут прогнаны от Лица Божия в вечную тьму и в несветимый огонь – это будет вторая смерть. Но побеждающий, говорит Господь, «не потерпит вреда от второй смерти», от этого страшного и великого Воскресения. То есть он воскреснет в Вечной жизни: можно будет воскреснуть в смерть, а можно будет воскреснуть в Жизнь. Да, мы все умрём, но потом все воскреснем. Но одни воскреснут в Жизнь, а другие – в смерть. И побеждающему, совершающему победу над грехом, страстями, слабостями, немощами, плотью, миром, диаволом, Господь не даст повредиться от второй смерти.

Имеющий ухо слышать да слышит, что Дух говорит Церквам.

Автор:
Андрей Ткачёв