На днях креативный директор Sobesednik.ru, литератор и вечный борцун «за всё хорошее против всего плохого» Дмитрий Быков проявил своё недовольство «молчанием ягнят», простите, деятелей российской культуры, которые никак не выразили своё веское мнение о «жестокости белорусских властей по отношению к участникам протестов». Но литератор, видимо, не заметил, что некоторые из этих «деятелей» уже «включили» своё возмущение, разродившись «открытым письмом в поддержку белорусского народа».
В качестве примера для подражания в своей публикации Быков привёл поступок дирижёра Владимира Спивакова, который, отказавшись от ордена Франциска Скорины, написал Александру Лукашенко осуждающее письмо, назвав белорусского президента «правителем, создавшим для своего народа условия жизни, несовместимые с гуманизмом и демократией».
Многих тогда удивило, что известный российский музыкант, действительно много сделавший в культурной, гуманитарной и благотворительной сфере, не поспешил в своё время столь же резко отреагировать на события на Украине, в частности на трагедию, произошедшую 2 мая 2014 года в Одессе, и не вернул в качестве протеста украинский орден «За заслуги» III степени.
Многих удивило, почему знаменитый российский скрипач не вернул украинский орден «За заслуги» III степени, реагируя на украинские события. Фото: Komsomolskaya Pravda/Globallookpress.
Быков же, вознося Спивакова, поступок которого он счёл «важным для общественного мнения», одновременно решил осудить других кавалеров ордена Франциска Скорины – Юрия Башмета, Надежду Бабкину, Филиппа Киркорова, Николая Баскова и Юрия Антонова: мол, на возвращение Крыма они реагировали бурно, а «тут где отклик?», ведь на «сообщения об изощрённых пытках режима» уже отозвался Семён Слепаков и аж сам Борис Акунин!
«Тусовочка против»
Надо сказать, что возмущённые голоса из плотных рядов этих деятелей были слышны уже несколько дней. Но если поддержка в соцсетях с хештегом «ЖивеБеларусь» от уроженцев Минска Егора Бортника (Лёва, «Би-2») или Риты Дакоты еще более-менее понятна, то опубликованные Земфирой строчки «Время сжигать мосты, время искать ответ и менять сгоревшие лампочки» выглядят несколько странно.
Ау, какое дело Земфире до протестов в Белоруссии? Хотя она точно так же поддержала в своё время и Евромайдан, а в Тбилиси так и вообще решила выступить под жовто-блакитным стягом. Правда, потом с ней «что-то случилось», как комментировали украинские пользователи, и во время концерта в Литве она потребовала убрать украинский флаг, поднятый кем-то из зрителей. На этом «любовь с Украиной», видимо, закончилась.
Гарик Харламов тоже оказался «политически подкованным» и «потребовал» от Лукашенко «прекратить насилие», при этом он оговорился, что «старается не лезть в политические истории». Видимо, именно по этой причине он никак не реагировал ни на одесские события, ни на действия протестующих в Киеве, которые пытались просто сжечь бойцов «Беркута».
Конечно, отреагировала на события в Минске и противостояние протестующих с силовиками «с горькими слезами на глазах» телеведущая Татьяна Лазарева, бывшая кэвээновка, не так давно мечтавшая, сидя в Испании, «разбудить тех людей в России, которые голосуют за чекиста Путина». Кстати, действия националистов и прочих радикалов на Украине плачущая по любому удобному поводу телеведущая вообще никак не комментировала. Понятно – «это другое».
«Париж не Минск, он несколько вдали»
Но вернёмся к осуждающему письму, которое подписали аж 450 «представителей попсы», а также поэты и прочие деятели культуры, в первых рядах «реагирующие на всякого рода несправедливости», но только строго определённые.
В письме они «выразили солидарность с жителями Белоруссии в их стремлении добиться справедливости», обратившись также к сотрудникам правоохранительных органов Белоруссии, к журналистам и, что, видимо, очень важно, «к мировому сообществу».
Список подписантов этого важнейшего обращения в некоторой его части знаком до боли. Конечно, здесь мы увидели и имя «гуру поколения дворников и сторожей» Гребенщикова с группой музыкантов «Аквариума», и певца «Последней осени» Юрия Шевчука, и «рулевого «нового поворота» Андрея Макаревича, и «беглеца туда-сюда», редко оглядывающегося назад, Максима Леонидова.
Первые три фамилии часто можно увидеть под подобными обращениями – так они показывают свою «протестную политическую позицию». Вот и по Белоруссии тоже они протестуют. Однако ни один из них никогда никак не выражал своё отношение к украинским событиям, где людей и жгли, и убивали «в политических интересах». Подписывали эти «корифеи российского рока» гневные письма в адрес официального Киева с требованием «осудить и прекратить геноцид собственного народа»? Может быть, кто-то из них осудил действия французской полиции, которая жёстко подавляла протестные акции «жёлтых жилетов»?
Да что вы, «Париж не Минск, он несколько вдали». Да и вообще, любимая их формулировка – «это же не Россия, это чужая страна, чего вы лезете». Но тут снова, видимо, «другое, как вы не понимаете», а проще говоря – двойное восприятие, довольно свойственное «творческой интеллигенции».
«Беспредельный уровень идиотизма культуры»
К примеру, Борис Гребенщиков, сфотографировавшийся в своё время с инициатором создания сайта «Миротворец» Антоном Геращенко, во время концертов в Киеве в 2017 году даже был обласкан местной элитой за «непримиримую позицию по вопросу агрессии России против Украины».
Правда, год спустя Гребенщиков неожиданно сообщил, что с радостью посетил бы Крым или выступил перед жителями Донецка и Луганска, да вот «что-то не приглашают», однако довольно быстро от своих слов отказался, заявив, что «не будет нарушать международно признанные границы», а на гастроли поедет только тогда, когда «политики дадут такую возможность». Украинский портал «Обозреватель» с нескрываемым восторгом цитировал слова Гребенщикова о том, что «в России беспредельный уровень идиотизма культуры».
Один отъехал, другой вернулся, оба – «с любовью к России»
Про дорогого вечного протестующего Андрея Макаревича даже и добавить нечего: где какое-нибудь подмётное письмо в стиле «тяжких советских времён», там обязательно найдётся его подпись, будь то отношения Украины с «агрессивной Россией» или в целом что-то «осуждающее политику российских властей».
Музыканту, не так давно уехавшему в Землю обетованную, видимо, страшно тяжело жилось в России среди тех, которых «уже спасти невозможно», потому что они «культурный скот» и «злобные дебилы», а ещё и «мрази», поскольку активно критикуют Горбачёва.
«Возвращенец» из Израиля Максим Леонидов, возможно, тоже относит себя к творческой интеллигенции, добавим – к тревожной интеллигенции, которой почему-то постоянно «стыдно за Россию и её жителей». Видимо, поэтому у Леонидова «даже язык не поворачивается назвать их народом».
«Возвращенец» из Израиля Максим Леонидов уверен в том, что российские граждане, оказывается, «ленивы, равнодушны и слепо верят ТВ». Фото: Anatoly Lomohov/Globallookpress.
Исключение он готов сделать только для «вольнолюбивых жителей» Москвы и Петербурга, а остальные… А всё потому, что, как считает музыкант, российские граждане, оказывается, «ленивы, равнодушны и слепо верят ТВ». Чему поверил сам Леонидов, подписывая обращение к Лукашенко? Telegram-каналам или видео на YouTube? А может быть, он лично противостоял «псам лукашенковского режима»?
Восставший из небытия и «прививка популярности»
То, что в списке подписантов оказались вдруг Монеточка (Елизавета Гырдымова) и Noize MC, понять сложно, хотя обоим, видимо, необходима «прививка популярности». Впрочем, Гырдымову Дмитрий Быков обозначил как «политически отзывчивую».
Не секрет, что большую часть текстов для Монеточки пишет именно рэпер и эти тексты уже не раз вызывали серьёзные вопросы. Может быть, и можно согласиться с тем, что Монеточка – это такая подростковая мода, но тезисы вроде «скорее умри, жаль, что твои родители не чайлдфри» к этому не очень располагают.
Что же до Ивана Алексеева (настоящее имя Noize MC), то ему удалось вернуть интерес публики после десятилетнего перерыва именно благодаря клипу «Всё как у людей», снятому на тему московских протестов после выборов в Мосгордуму. Интересна и причина, по которой музыкант практически «исчез с радаров».
В августе 2014 года Алексеев, выступая во Львове, вышел на сцену под украинским флагом. Сложно понять удивлённую обиду продюсера музыканта, который рассказывал позднее о том, что из-за этой выходки у рэпера стали отменяться концерты и турне, а у самого музыканта начался сложный период и едва ли не депрессия.
«Сидящий на шпагате» Покровский и другие
Мало кого может удивить появление в этом списке Макса Покровского. Хотя и его отнесли к «российской культуре», музыкант в России давно не живёт: несколько лет назад он переехал в США и теперь с того берега Атлантики стабильно и с чувством поливает грязью «деградирующих» бывших соотечественников.
По его мнению, связано это с тем, что над жителями России несколько десятилетий подряд проводилось много «тяжелейших опытов», народ был «сильно подубит, в том числе генетически». При этом Покровский, как сам признаётся, «сидит на шпагате» между двумя странами, потому что зарабатывает всё-таки в «деградирующей» России.
Покровский, как сам признаётся, «сидит на шпагате» между двумя странами, потому что зарабатывает всё-таки в «деградирующей» России. Фото: Anatoly Lomokhov/Globallookpress.
Среди 450 человек, подписавших обращение к Лукашенко, можно найти ещё десяток-другой известных фамилий. Это, к примеру, Найк Борзов, Алексей Никонов («Последние танки в Париже»), Мирон Фёдоров (Oxxxymiron), Александр Липницкий («Звуки Му») и Анастасия Иванова (Гречка).
«Кто все эти люди?»
Читая же большую часть фамилий остальных подписантов, пытаешься найти ответ на вопрос: «Кто все эти люди?» И почему их называют так гордо – «деятели российской культуры»? Чем они улучшили нашу культуру? Какой вклад в неё внесли? Неизвестно. Зато теперь эти «деятели» – «примкнувшие к протестной тусовочке» и о них можно будет сказать так: «Режиссёр Елена Дарова? Фильмов не знаю, но она подписала письмо к «усатому фюреру», значит, хороший человек».
И выглядит всё это «подписание» примерно так же, как обращение к Лукашенко Чака Норриса, который на карте мира едва ли сможет найти страну Белоруссию. Чем-то организованно-платным от всего этого веет. И оставляет привкус двойных стандартов. Тут «не лезьте, чужая страна», а вот тут – «свободу белорусам!». Разобрались бы, что ли, в себе, наши так называемые «деятели культуры».
Автор:
Аля Самитова
Сколько же у нас продажных деятелей культуры! В СССР такие тоже были. Многие из них подписывали письма в поддержку травли тех, кто не отказывался от своих убеждений в угоду режиму или просто попавших в немилость к властям. А травле подвергались и самые известные личности, например, Прокофьев и Шостакович, Ростропович и Вишневская, Ахматова и Мандельштам, Войнович, Платонов, Солженицын и Сахаров и другие. В какой-то мере можно оправдать тех деятелей культуры, которые участвовали в травле этих людей: им поступал приказ из Политбюро, и невыполнение этого приказа было чревато самыми страшными последствиями. И всё-таки эти люди вызывали неприязнь. Теперешние же Макаревич и подобные рискуют только потерять поддержку Запада, которую они вообще-то и не должны иметь, так как это стратегический враг России. И неприязнь к таким людям большая вдвойне. Это в полном смысле предатели России.