Создание Россией первой в мире вакцины от COVID-19 в очередной раз доказало, что русские умеют быть первыми в стратегически важных отраслях. И если каждый христианин должен уметь смиряться и бороться с грехом гордыни, то коллективно, как нация, мы имеем полное право на гордость и ни в коем случае не должны унывать, а уж тем более смиряться перед «нашими западными партнёрами». Именно об этом сегодня размышляет известный православный пастырь и проповедник, протоиерей Андрей Ткачёв.

Мир переформатируется на наших глазах. Вряд ли он уже будет таким, каким остался за порогом коронавирусной инфекции и всего, что с ней связано. И вообще он меняется: уже в ближайшие десятилетия или даже годы войны за углеводороды могут смениться войнами за водные ресурсы, в разных регионах мира вода может оказаться более важным ресурсом, чем нефть.

Раньше, параллельно с гонкой вооружений, шла гонка стандартов жизни: кто комфортнее живёт, тот и победил. Сейчас идёт новая гонка – кто проворнее в защите населения от различных эпидемий. И здесь на поверку советские осколки системы здравоохранения оказались гораздо эффективнее, нежели страховая медицина и прочие хвалёные штучки Запада. И, конечно, вакцину кому-то нужно было сделать первому. И вот наши отрапортовали, что ленточка прорвана, мы финишировали первыми. И не потому, что раньше всех какую-нибудь сырую штуку выкинули на рынок, но потому, что уже давно этим занимались.

Для химиков, биологов и фармацевтов это вообще не новость. Мы про этих людей обычно не думали, но они есть, и их немало. Сидят в своих тихих кабинетах, что-то делают, испытывают, а потом оказывается, что то, что они произвели, – на вес золота. Итак, эту вакцину назвали «Спутником». Очевидно, протягивая руку в прошлое ещё одному советско-российскому ноу-хау. Мол, мы тоже можем быть первыми.

Кажется, Толстой сказал, что достоинство русского человека, в частности,  заключается в том, что он сам о себе думает невысоко. То есть низко о себе думает и вечно говорит: толку с меня мало. «Пустоцвет на огурцах», как говорил Амвросий Оптинский. Но это ненужное самобичевание может превратиться в самоунижение, а самоунижаться всегда не нужно. Антон Чехов в письме к брату писал: «Знай, перед кем смиряешься». Перед Богом – да, нужно, но не перед каждым человеком стоит ломать шапку и гнуть шею. Нужно иметь человеческое достоинство и иногда признать свои плюсы.

Наш талантливейший, энергичнейший, умнейший народ, который не считает себя таким и вечно по делу и без дела смиряется (мол, «не ту страну назвали Гондурасом»), народ, выносящий на своих плечах такие тяжести, которые ни один народ больше и вынести-то не может, умеет быть первым. И в спорте, и в космосе, и в науке. И на мировых олимпиадах по физике, химии, биологии, по всем ведущим сложнейшим дисциплинам (а не по дизайну, где какой-то соплёй нарисовали какую-то запятую на стене и потом за 8 миллионов долларов это продали) наши разумненькие детки из глубинки, наши маленькие Кулибины привыкли брать первые места.

Наши люди, выезжающие из своей привычной среды и попадающие в какую-нибудь Силиконовую долину или в какую-то химическую или биологическую лабораторию где-нибудь в Детройте или Северной Каролине, становятся там ведущими специалистами. То есть при создании нормальных условий, при снятии с глотки удушающей руки русский человек способен показать чудеса свободы, энергии, креативности. И у нас не перевелись ни врачи, ни теоретики, ни физики и математики, ни практики в ядерной энергетике и  многом другом. Можно долго рассказывать про любимый лунный трактор и про другие такие вещи, в которых мы умеем быть первыми.

Просто хочу подчеркнуть элементарную вещь: не надо себя унижать на каждом шагу. Надо уметь отстаивать своё достоинство и гордость. Нужно знать свою историю, свои исторические достижения. Нет, не для того, чтобы надуть грудь колесом, непомерно раздувшись от чужих заслуг, а для того, чтобы поднять себя на духу и постараться быть достойным сыном достойных предков.

Наше первенство в вакцине, конечно, говорит и об успехах нашей науки, практической и теоретической, и о проворности наших умных голов, которые могут нам дать преференции и в мировой торговле. Эту вакцину теперь будут покупать, и нам нужно изготовить миллиарды этих ампулок, нужно, не переставая, потоком производить её день за днём. И всё это можно будет продавать и даже озолотиться на этом. Хотя русские обычно не любят об этом разговаривать. Хотя не нужно стесняться говорить и об этом.

Итак, мы умеем быть первыми. Русский человек при снятии с него костлявой руки налогового пресса, унижения, этой исторической долбёжки способен быть и христианином, и впереди планеты всей по всем позитивным показателям. Он просто должен быть таким! Я в это верю, я так хочу. И думаю, что все православные русские люди тоже этого хотят.

Автор:
Андрей Ткачёв