Евангельские слова очень часто открывают глаза на, казалось бы, самое очевидное. Увы, в повседневной суете глаз современного человека, что называется, замылен, и мы не видим того, что подлинно дорого, подлинно драгоценно. И зачастую это скрывается в вещах малых. В каких? На этот вопрос сегодня в рубрике «Евангелие дня» своей авторской программы «Святая правда» расскажет известный православный пастырь и проповедник протоиерей Андрей Ткачёв.

Мы читаем слово святое, слово вечное, слово Писания, которое, как говорит царь Давид, светильник ногам моим закон Твой, и свет стезям моим. В тропаре равноапостольному великому князю Владимиру этот святой уподобляется купцу, искавшему добрый бисер, то есть добрый жемчуг.

Уподобился еси купцу, ищущему добраго бисера, славнодержавный Владимире, на высоте стола седя матере градов, богоспасаемого Киева: испытуя же и посылая к Царскому граду уведети православную веру, обрел еси безценный бисер – Христа.

Так говорится в тропаре святому князю. Попутно сразу замечу, что церковная гимнография, песнопения Церкви составляют предмет богословия, поскольку это – чистая проповедь Евангелия. Даже если в храме нет ни одного проповедника, но совершаются службы, то всё, что звучит из алтаря, с клироса (возгласы, стихиры, тропари, каноны и так далее) – это всё есть чистое богословие. Церковь богословствует непрестанно. По некоторой лени или малограмотности нашей мы можем не пользоваться этим, но на самом деле, все эти богослужебные тексты, будничные и праздничные, насыщены евангельскими смыслами.

Таким образом, и тропарь святому князю Владимиру насыщен смыслом, отсылающим нас к 13-й главе Евангелия от Матфея, к притчам Христа о Царствии Божием, где мысль Христова вращается вокруг одной и той же идеи. О том, что Царство Небесное – незаметное, не видно до времени, скрыто и непонятно для окружающих. Что оно подобно «сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нём идёт и продаёт всё, что имеет, и покупает поле то». А далее говорится о том, что Царство Божие подобно купцу:

Ещё подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошёл и продал всё, что имел, и купил её.

Царство Божие сравнивается с неким драгоценным предметом очень маленького объёма. Не секрет, что есть очень маленькие вещи, очень дорого стоящие. Какие-нибудь драгоценные камни, украшающие корону Российской Империи или корону английской королевы. Они таковы, что любой ребёнок в карман положит, но за этот камень можно приобрести огромное богатство, измеряемое машинами, домами, садами и бассейнами. И это при том, что дом в карман не положишь, а жемчужину положишь, она маленькая, но дороже всего остального.

Нумизматы знают, какая-нибудь драгоценная маленькая монета, обретённая на раскопках, как и филателисты знают, что какая-нибудь негашёная марка, выпущенная тиражом 3-4 штуки, может стоить столько, что тебе придётся несколько квартир в Москве продать, чтобы приобрести её одну. То есть вещи маленького объёма могут стоить очень дорого, и Христос знает это. Он вообще всё знает и уподобляет Царство Божие очень маленькому предмету огромной цены.

Несколько позже в других местах Евангелия мы встречаем уподобление Царства Божия горчичному зерну, которое тоже меньше всех семян полевых, однако посеянное рождает из себя не траву и не стебель, а деревцо, настолько пышное, что под ним от различной непогоды или опасности могут укрываться птицы небесные. То есть и здесь маленькое способно превращаться в большое и стоить дороже, чем огромное. Обычно богатство мы меряем домами и автомобилями, наделами земли, а здесь Господь нам подчёркивает, что самое маленькое бывает очень дорогим, а потому в жизни не должно быть пренебрегаемо.

Также и вера, она не видна в быту, но на самом деле, как закваска, заквашивает собой всё тесто человеческой природы, руководит сокровенными мыслями, движет человека на те или иные дела, уводит его от греха и от суеты, наставляет его на путь, ведущий в Жизнь вечную. Она, казалось бы, не значащая ничего (это не диплом, не связи, не деньги), и есть самая бесценная вещь, самая дорогая и сильнодействующая.

И такой же маленькой может показаться, например, мысль человека. У Святителя Иоанна Златоуста среди его 24 молитв на каждый час дня и ночи, есть слова: «Господи, дай мне благую мысль» («Даждь мне мысль благу»). Обычно мы совершенно невнимательно относимся к мыслям: сколько их бывает в голове за день! Ни посчитать, ни проконтролировать, ни прокалькулировать, ни подвести каталог под них: влетают, улетают, некоторые приходят и остаются, одни другие вытесняют. Мы не относимся к ним серьёзно и даже не думаем, что за мысли можно кого-то судить. Ну, мало ли мыслей у человека, за каждую если судить, то что с нами будет.

Но на самом деле, мысль – это самое важное в человеке. И она тоже, кстати, то самое зерно: мысль о Христе, мысль о вере, мысль о покаянии – это начало исправления, это пренебрегаемая драгоценность. Благая мысль – это начало исправления. Что сделал блудный сын, когда решил покаяться? Он поговорил с собою, сказал себе: встану и пойду к отцу моему, и скажу ему: отче, я согрешил на Небо и пред тобою. Сложил целую молитву и пошёл, а отец его увидал, они встретились, сын начал говорить, но не договорил, потому что отец уже заключил его в объятия. Но началось всё это с того, что он пришёл в себя, так в Евангелии и написано, «пришедже в себя, сказал себе: встану и пойду к отцу моему». То есть и здесь мысль, с неё начинается исправление.

Мысль о Господе, мысль о покаянии, Имя Господне – это тоже жемчужина. Перестаю грешить с помощью Божьей, начинаю новую жизнь, помоги мне, Господи, «ныне начах: сия измена десницы Вышняго». Или же: «ничтоже сотворих благое пред Тобою», «дай мне сегодня по благодати Твоей положить начало благое». И с таких незаметных мелочей, жемчужин, начинается исправление, начинается подлинная святость и на сыновство у Неба.

Итак, это была 13-я глава Евангелия от Матфея о том, что «подобно Царство Божие купцу, ищущему добрых жемчужин, нашедшему одну жемчужину, всё продавшему и приобретшему жемчужину ту». Читающий да разумеет, что Дух говорит Церквам.