Российский режиссёр, руководитель компании «Русский час» и соавтор самой полной биографии Владимира Путина Александр Коробко в беседе с Царьградом рассказал о работе над остросюжетным блокбастером о Донбассе «Альфа-Р», раскрыл историю создания картины и основные посылы новой киноленты.

По словам режиссёра, идея создания этого фильма зрела давно. Уже были сняты шестисерийный документальный фильм-расследование «Дознание о рейсе МН17», а также картина «Нью-Йорк – Донецк и обратно».

И, наверно, в прошлом году мы поняли, что формат документального кино в каком-то смысле себя изжил в том, что касается таких сложных геополитических узлов, как Донбасс. Я думаю, что он себя изжил и в том, что называют «информационными войнами», хотя мне, конечно, не хотелось бы вот так определять такой сложный процесс взаимопостижения и взаимных заявлений, которые делаются в формате фильмов, книг и так далее. Потому что не всякий спор – это война. Но тем не менее понятно, что страны сегодня разговаривают друг с другом в том числе и через культуру. И культура – это тоже фронт, – считает Александр Коробко.

Конечно, продолжил режиссёр, далеко не каждый фильм или книга – это примитивная пропаганда. В некоторых ситуациях в них звучат посылы – заявления, адресованные другой стороне.

В картине есть глубокие посылы, адресованные в том числе и американской аудитории. Это такой фильм-напоминание, фильм-предупреждение. Фото: Кадр из фильма «Альфа-Р».

«Альфа-Р» – это пока рабочее название геополитического триллера, снятого в Донбассе в период глобальной пандемии. В какой-то степени его можно назвать тематическим «продолжением» знаменитого советского фильма «ТАСС уполномочен заявить», хотя речь в новом блокбастере идёт о совсем иных обстоятельствах, о другом времени и даже другой теме.

Но тем не менее в новом фильме раскрывается тема противостояния глубинных государств и спецслужб, возможно, что сегодня это даже более актуальная тема, чем тогда. И мы решили, что художественный формат позволяет снять то предубеждение, которое есть у противоположной стороны к документальному формату, потому что очень часто документальные фильмы делаются информационными редакциями, что, конечно, привносит в них чрезмерно пропагандистский элемент. Всё-таки в формате художественного фильма зритель всегда знает в глубине души, за чем стоит правда, а за чем её нет, – заявил режиссёр.

По мнению Коробко, художественное кино – это тот самый фронт, на котором побеждает не только сильнейший, не только самый искусный, но и тот, за кем больше правды. Поэтому авторы блокбастера и решили обратиться к жанру художественного кино, рассказав историю, связанную с Донбассом, на фоне которого и разворачиваются невероятно интересные остросюжетные события.

Я не буду предвосхищать события и сам фильм. Я думаю, что многие герои себя в нём узнают, это тот самый случай, когда в основу ленты легли реальные события. Там есть персонажи, которые можно соотнести с реальными прототипами, но есть и абсолютно киношные. Я думаю, что я как-то испорчу ощущение ожидания у зрителей, если на данном этапе расскажу больше, чем нужно, – признался Коробко.

Конечно, в фильме есть герои, имеющие реальные прототипы. Однако и они тоже в большей степени собирательные образы. К примеру, русский изобретатель, который создаёт оружие будущего, из-за которого идёт война, за которым следят тёмные силы с разных сторон, чтобы его нейтрализовать. Как и положено главному герою, изобретатель выживает, несмотря на препятствия. В этом герое, этаком русском Левше, подковавшем блоху, многие могут узнать себя – это не военный, он изобретатель, работающий в конструкторском бюро.

Для самого Александра Коробко в сюжете новой картины есть и некий личный момент: на излёте Советского Союза он проходил службу в армии, в воинской части ПВО, расположенной как раз в Краматорске, который сегодня оккупирован киевским марионеточным правительством. И тема обороны лично важна и понятна режиссёру, поэтому он постарался слить воедино свой армейский опыт и то, что происходит в реальности сегодня.

Мы показываем гипотетический, крайне нежелательный сценарий. «Русские не хотят войны» – это ведь не только слова замечательной песни. Это ещё и наша цивилизационная позиция – мы всегда обороняемся. В фильме происходит гипотетическая атака условного противника на нашу территорию и показана работа системы «Периметр», о которой рассказывал сам Станислав Петров, знаменитый военный, который спас в своё время весь мир от глобальной катастрофы, предотвратив случайное начало ядерной войны. В какой-то степени это оммаж «Терминатора-3», – рассказал Коробко.

Проблема ведь в том, что в Америке многие люди из правительства сегодня потеряли связь с реальностью. Так или иначе, для них потенциальная война – это подобие компьютерной игры, а то поколение политиков, у которых перед глазами ещё были кадры американского апокалиптического фильма «Послезавтра», где показывались чудовищные последствия ядерной войны, уже ушло из власти. Так что сегодня многие американские военные и стратеги, такие как генерал Рипер, всерьёз рассматривают возможность ограниченного ядерного конфликта с нашей страной. Поэтому, уверен Александр Коробко, новый фильм, который по своей сути абсолютно антивоенный, очень важно перед выборами показать американцам.

Действие картины начинается в 2015 году и рассказывает о малоизвестном эпизоде войны в Донбассе, где «проявляется» геополитический узел, в который завязаны целые государства, зарубежные оборонные концерны и спецслужбы. Фото: Кадр из фильма «Альфа-Р».

Если говорить о коллективе, который работал над фильмом, то он был очень интересным. Особая роль в фильме досталась бойцам отдельного разведывательного батальона «Спарта», того самого, который наводит ужас на врагов и вызывает восхищение у тех из нас, для кого лучшие союзники – «наша армия и флот». Бойцы батальона выполняют самые сложные и рискованные задания. Равных им, прошедшим школу войны, длящейся на год дольше Великой Отечественной, нет ни в одной армии мира.

Действие картины начинается в 2015 году и рассказывает о малоизвестном эпизоде войны в Донбассе, где «проявляется» геополитический узел, в который завязаны целые государства, зарубежные оборонные концерны и спецслужбы. Распутать его предстоит российским разведчикам, а играют их ведущие актёры Донецкого драмтеатра.

Вообще, вся история создания нашего фильма уникальна. Мы собирались его снимать в нескольких странах, в том числе и в Сирии. В Донецке изначально планировалось снять только один эпизод. Мы выехали в Донбасс со съёмочной группой, со всем основным кинооборудованием, чтобы снять этот один эпизод. И тут выясняется, что из-за пандемии закрываются границы и мы остаёмся на территории ДНР. А график съёмок уже был составлен и премьера запланирована на сентябрь текущего года. Поэтому мы приняли решение, что будем полностью снимать фильм на территории ДНР. И даже экзотические локации были сняты в Донецком ботаническом саду. И никто не догадается, что это не та страна, о которой рассказывается в фильме, – рассказал режиссёр.

Александр Коробко отметил, что в фильме рассказывается ещё об одном малоизвестном эпизоде войны в Сирии, когда в провинции Дейр-эз-Зор американцы расстреляли с воздуха колонну, в которой были иранские, сирийские бойцы и бойцы российской ЧВК.

Это был демонстративный расстрел. Об этом кое-где писали, но создатели картины решили глубоко изучить весь материал об этом инциденте. В фильме представлена версия событий, основанная, как говорят его авторы, на «ином уровне расследования», чем тот, что дал основу для ряда «теорий о том, что это было», как в отечественной, так и в зарубежной прессе.

Особая роль в фильме досталась бойцам отдельного разведывательного батальона «Спарта», того самого, который наводит ужас на врагов и вызывает восхищение у тех из нас, для кого лучшие союзники – «наша армия и флот». Фото: Кадр из фильма «Альфа-Р».

Режиссёр фильма считает, что увидеть это необходимо и американцам, которые находятся на сирийской земле незаконно, без приглашения правительства Сирии. Очень важно напоминать зрителю, «а судьи кто».

Конечно, это не развлекательный фильм, хотя он и снят в остросюжетной форме, уверен режиссёр. В картине есть глубокие посылы, адресованные в том числе и американской аудитории. Это такой фильм-напоминание, фильм-предупреждение. Потому что в мире есть горячие головы, которые нужно остудить.

В нём есть и другие «сообщения». К примеру, о том, что Донбасс состоялся, что его молодая государственность – совершенно явная и очевидная. И это несущая часть Русского мира. И фильм не просто об этом говорит, но наглядно показывает, – уверен Александр Коробко.

Над созданием фильма, который стал первой лентой подобного уровня в Донбассе, работала творческая группа, в которую вошли и ученики маститых российских кинооператоров Вадима Алисова и Игоря Клебанова.

Фильм готовится к громкой премьере в российских и зарубежных онлайн-кинотеатрах в начале сентября. «Физическая» премьера по специальным приглашениям состоится в Донецке и в Москве, как только будет закончен монтаж.