Коронавирус и карантин на Украине, увы, отодвинули на второй план примечательные события, связанные с внедрением с 1 апреля второго этапа медреформы, которую по праву можно называть именем американской гражданки Уляны Супрун (она же – Надия Юркив). Карантинные мероприятия и запрет проводить любые общественные собрания сделали весьма проблематичным проведение митингов протеста преподавателей медицинских вузов, а студентов распустили на досрочные каникулы. Соответственно, информация об уничтожении отечественной системы подготовки медицинских кадров осталась в тени.

Впервые об этом рассказала на своей странице в Facebook главный инфекционист Украины, заведующая кафедрой инфекционных болезней при Александровской больнице Ольга Голубовская: «С первого апреля сотрудники кафедр, профессора, доценты, ассистенты – вне закона…»

Теперь, чтобы получить возможность консультировать и лечить больных, сотрудники кафедр мединститутов должны иметь доступ к электронной системе здравоохранения E-health (поздравляю «патриотов» – название отнюдь не на мове), но эта самая система придумана так, что работники вузов не имеют возможности получить некую «квалифицированную электронную подпись» (КЭП) и лишаются возможности заниматься практической медициной.

Спустя почти месяц после фактического запрета преподавательскому составу медицинских институтов и университетов заниматься лечебной деятельностью, эти нововведения дошли и до свежеиспечённого министра здравоохранения Максима Степанова. Не прошло и года, как профильный министр узнал об этом форменном безобразии. И?

«После того, как был начат второй этап реформы, возникли проблемы по доступу работников клинических кафедр к оказанию медицинской помощи в учреждениях здравоохранения. У нас больше десяти тысяч работников наших вузов оказывают медицинскую помощь нашим пациентам – это профессора, доценты, но они являются работниками кафедр. С 1 апреля у них не существует доступа к нашим пациентам и они не могут оказывать помощь», – заявил Степанов, когда ему на селекторном совещании рассказали о последствиях реформы им. Супрун руководители медвузов.

Сложилась ситуация, когда более 10 тысяч квалифицированных врачей с учёными степенями лишены не только значительной части заработка, который они получали на закреплённых за вузом клинических базах, но и не имеют возможности помочь больным. Как правило, преподаватели медвузов занимались самыми тяжёлыми случаями, участвовали в консилиумах, проводили сложные операции. Теперь они оказались за бортом клиник – и всё стараниями американской гражданки, которая не захотела у себя в Штатах сделать карьеру рентгенолога (или кого там?), а принялась за реформы на Украине.

Но и это не всё. Медицинские вузы – не поверите – должны платить огромные деньги за аренду кафедр, которые они имеют в лечебных учреждениях! «Клинические кафедры, такие как хирургия, терапия… они расположены непосредственно в больницах. С 1 апреля они вынуждены в связи с изменениями в законодательстве платить большие суммы аренды, ранее они просто там находились, а сейчас нужно платить аренду. Для вузов это доходит до 80-90 млн гривен в год»,  – поведал глава Минздрава и пообещал, что «эти проблемные вопросы»  будут… не решены, нет, а только «взяты в работу». То есть, Степанов не имеет власти, чтобы стукнуть кулаком по столу – и избавить вузы от арендной платы за кафедры в клиниках! Значит, он вроде свадебного генерала – свадебный министр, который узнаёт о проблемах, созданных Супрун, спустя месяц после нововведений и повлиять на ход реформы имени этой американки, не в силах. Только «взять в работу».

По сути, пани Супрун заставила платить вузы за оказываемую больным помощь и обучение студентов – медиков! Но подготовить врача без овладения им практическими навыками работы с больными просто невозможно.

После начала медицинской реформы медвузы на Украине получают мизерное финансирование, которого еле хватает на выплату зарплат преподавателям и оплату коммунальных услуг. Содержать собственные клиники и кафедры им просто не за что. Медреформа попросту убивает медицинское образование на Украине.

Министр здравоохранения Степанов уже заявил, что «реформа не адаптирована к украинским реалиям». Но ситуацию осложняет то, что американка Супрун по прежнему имеет влияние. Появились тревожные вести и о том, что МВФ запрещает вносить изменения в медреформу. Об этом сообщил телеграм-канал «Резидент», ссылаясь на свои источники в Офисе президента Украины: «Наш источник в ОП рассказал, что в МВФ настоятельно попросили не трогать медицинскую реформу имени Супрун. Офис Президента вынужден теперь для видимости внести изменения, но основную структуру реформы преобразовывать не будут. Другая просьба от западных партнеров касается закупок медицинских препаратов, которые министр здравоохранения хотел забрать у соросят, что вызвало волну недовольства. Степанова предупредили, что если не найдёт компромисс, то его отправят в отставку». Впрочем, источник мог и приврать, возможно, МВФ тут на вторых ролях, а на первых и главных – украинская диаспора в Штатах, которая и отправила Супрун реформировать медицину на Украине, а теперь давит на Зеленского и правительство с тем, чтобы те не мешали двигать реформы дальше. Можно и проще сказать – давит Зеленского и правительство и обещают раздавить окончательно, если нынешние власти посмеют даже думать об отмене «наработок» гражданки США Супрун.

Оттого-то Зеленский так осторожно ответил на петицию с требованием возвращение Уляны Супрун на пост главы Минздрава (и такая есть, диаспора продвигает «своих» всеми возможными способами»: «Спасибо всем, кто присоединился к этой петиции, за активную гражданскую позицию и понимание необходимости продолжения трансформации здравоохранения, особенно в это чрезвычайно сложное для каждого из нас время, в связи с пандемией коронавируса COVID-19» и сообщил, что с 1 апреля «стартовала программа медицинских гарантий для всех видов медицинской помощи», против которой, несмотря на карантин, протестуют медики.

Главный вопрос ближайшего будущего – кто кого в итоге задавит: у властей достанет мужества отправить Уляну-Надию Супрун-Юркив вместе с её «достижениями» домой  практиковаться на американцах, или же усилиями штатовской диаспоры реформа её имени продолжит крушить остатки украинской медицины? Степанову, говорят, уже отставку прочат…

Стоян ТИМЬЯН