16 марта родился основоположник русской и советской фантастики, снискавший мировое признание, писатель с необычной, загадочной судьбой.

Его называли советским Жюлем Верном. В созданных произведениях (17 законченных романов и около сотни рассказов) Беляев опирался на реальные научные достижения, но в то же время умел заглянуть на много лет вперед в будущее.

Трансплантация органов, клонирование, подводные фермы, подводные съёмки, полет на Луну, действующие орбитальные станции, выход человека в открытое космическое пространство, беспилотники, психотропное оружие… Вот далеко не полный перечень фантастических прозрений Беляева, которые уже нашли воплощение в сегодняшней жизни.

Особый интерес представляют описанные Беляевым новые человеческие возможности – умение летать, жить в подводном мире, прочитывать мысли… Он наделял человека сверхспособностями, показывал фантастический выход его за собственные пределы, стремление превзойти самого себя. Наверняка это было связано с трагическими событиями его собственной жизни, что заставило Беляева взяться за перо и не отпустило до последнего вздоха.

Александр Романович Беляев происходил из семьи священника, появился на свет в Смоленске в 1884 году. Кроме Александра, у родителей было ещё двое детей, но, к сожалению, Василий и Нина не дожили до взрослого возраста.

В детстве мальчик любил приключения. Он вспоминает, как с братом они, путешествуя, «добрались» до центра Земли. «…Сдвинули столы, стулья, кровати, накрыли их одеялами, простынями, запаслись масляным фонарём и углубились в таинственные недра Земли. И тотчас прозаические столы и стулья пропали. Мы видели только пещеры и пропасти, скалы и подземные водопады такими, какими их изображали чудесные картинки: жуткими и в то же время какими-то уютными. И сердце сжималось от этой сладкой жути…»

А ещё Александр сильно хотел летать, даже верил, что если подпрыгнет высоко, то полетит, подобно птицам. Эти детские мечты особенно захватили впечатлительного ребенка после неординарного события: жители города стали свидетелями полёта на воздушном шаре, а бесстрашная гимнастка приземлилась на Землю с помощью парашюта…

Желая взлететь, Александр взбирался на крышу сарая с «парашютом», сделанным из простыней, привязывал к рукам веники, заменявшие крылья, и прыгал в небо. Разумеется, подобные попытки заканчивались неудачами, ударами, ушибами. Более того, последствия детских травм сказались в будущем.

Отец хотел видеть сына священником. Поэтому в 10-летнем возрасте Александр Беляев начал обучение в духовном училище, потом была семинария. Беляев-семинарист был известен выступлениями на вечерах, где он прекрасно читал стихи…

Но, вопреки желанию отца, юноша поступает в юридический лицей. В то же время круг его увлечений и интересов был поистине обширен. Он отлично музицировал, играл на скрипке и рояле, рисовал, делал необычные фотоснимки, но более всего запомнился жителям родного Смоленска своей театральной деятельностью. Александр прекрасно перевоплощался в образы на сцене, писал сценарии, режиссировал, был заводилой и душой молодёжного общества.

Он довольно успешно начал юридическую практику в качестве помощника присяжного. Полученные большие гонорары за выигранное серьёзное дело даже позволили ему отправиться в путешествие. В автобиографии писатель сообщает: «Изучал историю, искусство, ездил в Италию изучать Ренессанс. Был в Швейцарии, Германии, Австрии, на юге Франции».

В Италии сбылась детская мечта – Беляев поднялся в небо на гидроплане… Он с восхищением описывал впечатления от путешествия в «Смоленском вестнике». В очерках Беляева уже тогда проявился его писательский талант. Впоследствии эти впечатления «оживут» на страницах его книг, ведь поездка за границу оказалась первой и последней в его жизни…

Путешествие помогло молодому человеку сделать очередной жизненный выбор – в пользу журналистики. Обаятельный, талантливый, успешный… Казалось, его ждет блестящее и безоблачное будущее.

Но наступил страшный и трагичный в его судьбе 1915 год. Тяжелая травма (последствие детской мечты) привела к заболеванию – туберкулёз позвоночника. Болезнь, осложнённая частичным параличом, приковала его к постели на долгих шесть лет. Молодая жена ушла от Александра.

По рекомендации врачей Беляев с матерью переехал в Крым. Три года он провел в гипсовом корсете. Много читал, в том числе переводную зарубежную фантастику, медицинскую литературу, изучал иностранные языки… Тогда же на свет появился известный персонаж из рассказа «Голова профессора Доуэля».

Вначале, в 1925-м, был опубликован именно рассказ с таким названием. «Могу сообщить, что произведение «Голова профессора Доуэля» – произведение в значительной степени… автобиографическое. Болезнь уложила меня однажды на три с половиной года в гипсовую кровать. Этот период болезни сопровождался параличом нижней половины тела. И хотя руками я владел, всё же моя жизнь сводилась в эти годы к жизни «головы без тела», которого я совершенно не чувствовал – полная анестезия. Вот когда я передумал и перечувствовал всё, что может испытать «голова без тела»…

Кадр из фильма «Завещание профессора Доуэля» по книге А. Беляева (СССР, 1984 год)

Кадр из фильма «Завещание профессора Доуэля» по книге А. Беляева (СССР, 1984 год)

Развитие фантастических идей и предсказаний автор продолжил в произведениях «Остров погибших кораблей» (подобный «остров» он поместил в Саргассово море), «Властелин мира» (здесь уже поднят вопрос катастрофических последствий изобретений), «Последний человек из Атлантиды».

В 1923 году Беляев с новой женой, которая помогла ему встать на ноги в жизни и творчестве, перебрался в Москву.

Литературная деятельность Беляева-писателя оказалась успешной. Захватывающую фантастику публиковали известные журналы «Вокруг света», «Знание – сила», «Всемирный следопыт»… А когда в журнале «Вокруг света» появились главы романа «Человек-амфибия» имя писателя, без преувеличения, узнал весь Советский Союз.

В течение двух лет роман, в котором соединились фантастика, мелодрама, социальные аспекты, трижды выходил отдельной книгой. Он был переведён на многие языки. Забегая вперёд, можно сказать о том, что уже после смерти автора, в 50-е годы в СССР, пожалуй, не было человека, не читавшего «Человека-амфибию», а в 1961 году роман был экранизирован (впрочем, как и многие другие произведения фантаста). И вновь успех превзошёл все ожидания – фильм посмотрели больше 65 миллионов зрителей!

Кадр из фильма «Человек-амфибия» по книге А. Беляева (СССР, 1961 год)

Кадр из фильма «Человек-амфибия» по книге А. Беляева (СССР, 1961 год)

Освоение космоса – ещё одна тема, воплощённая в произведениях Беляева. Чтобы создать миры произведений «Воздушный корабль» и «Прыжок в ничто» автор посвятил немало часов изучению передовых разработок в этой области, трудов Циолковского. «Рассказ… остроумно написан и достаточно научен для фантазии», – написал в отзыве на «Воздушный корабль» известный учёный. Рассказ о космическом путешествии на Венеру «Прыжок в ничто» вышел с предисловием К.Э. Циолковского. Переписка двух неординарных личностей продолжалась до смерти ученого. Основоположнику космонавтики писатель посвятил произведение «Звезда КЭЦ», назвав его инициалами звезду.

В конце 20-х годов Беляевы ненадолго обосновалась в Ленинграде, после нескольких переездов, в 1931-м, они возвратились и семь лет прожили в «северной столице». Болезнь писателя обострилась, он практически не вставал с постели. И словно в ответ суровым жизненным обстоятельствам написал роман «Ариэль» – о человеке, способном взлететь, подняться в небо как птица. Много позже, после войны и возвращения из немецкого плена, жена писателя обнаружит обращённую к ней записку: «Не ищи моих следов на этой земле. Я жду тебя на небесах. Твой Ариэль».

Последним местом жительства писателя-фантаста стал город Пушкин в пригороде Ленинграда. Здесь Беляевых застала Великая Отечественная война. Болезнь не позволила Александру Романовичу эвакуироваться, с ним остались его родные.

А. Беляев, «Ариэль», цифровая аудиокнига

А. Беляев, «Ариэль», цифровая аудиокнига

В январе 1942-го писатель в возрасте 58 лет умер от голода в оккупированном городе. Его точное место захоронения неизвестно, вместе с другими погибшими он был погребён в общей могиле. Архив Беляева оказался безвозвратно утерян из-за попадания в дом снаряда. Так закончился его земной путь, но не литературный.

…Биографы говорят о трёх жизнях замечательного писателя. Первая – с рождения до публикации «Головы профессора Доуэля», вторая вместила годы его плодотворного литературного труда, третья не прекращающаяся и поныне – жизнь в его книгах.

София КАНОНИК