В очередном интервью российскому оппозиционному изданию Михаил Ходорковский вновь запутался в том, занимается ли он политикой или нет. Олигарх рассказал, что готовит на случай ослабления политической системы в России

В последнее время Михаил Ходорковский заметно усилил свое присутствие в российском информационном поле. На этот раз интервью с ним опубликовало известное либеральное издание «Медуза». В целом лейтмотив разговора строился вокруг политических взглядов и амбиций бывшего владельца нефтяной компании ЮКОС. Он продолжает уверять, что его деятельность с политикой никак не связана.

Вы на это смотрите как на политическую деятельность, а я — как на деятельность образовательную. И я об этом всю жизнь говорю. Чем я занимаюсь, кроме бизнеса? Вы помните, что «Менатеп» называли школой? Что «Новая цивилизация» была школой? И когда я вышел, я сказал — буду заниматься общественной деятельностью в основном в сфере образования.

«Новая цивилизация» – это образовательный проект Ходорковского. Еще будучи владельцем ЮКОСа, он начал создавать собственную инфраструктуру, которая позволила бы ему захватить и удержать власть в России. Среди прочего была организована и сеть образовательных учреждений полузакрытого типа, в которые набирали детей из неполных или неблагополучных семей. Одновременно с этим создавались образовательные программы по либеральным западным лекалам, которые в огромных объёмах заливались в головы молодым людям.

На рубеже 90-х и 2000-х многие, уже не скрывая, называли это всё ХодорЮгенд, а в сети даже есть информация, что сегодня вся эта инфраструктура оказалась в руках сайентологов. Как бы то ни было, под личиной образовательного проекта скрывалась серьезная сетевая структура с далеко идущими планами. И вот это Ходорковский не называет политической деятельностью. Сегодня за такую деятельность у него отвечают проекты вроде «Открытой России». Вот что олигарх говорит о тех, кто прошёл через эту «кузницу кадров»:

Рано или поздно эти люди (которых готовит «Открытая Россия») потребуются. Больше всего боюсь, что повторится ситуация 1991 года, когда случился перелом, но не было людей, которые бы могли объяснить обществу, что делают реформаторы, а реформаторам — что от них хочет общество.

Опять же, в соседних абзацах человек говорит, что не занимается политикой, при этом сам признаётся, что его структуры готовят кадры, которые после «перелома» (видимо, революции) будут объяснять обществу (видимо, нам), что делают реформаторы (видимо, Ходорковский). Ну а так никакой политики, только образование и печеньки. Что характерно, он видит круг своего влияния шире уже сложившейся либеральной тусовки.

Придёт время — и Маша Баронова, и Тимур Валеев, и Ксения Собчак, и все остальные окажутся в той же большой корзине наших общих союзников, где и Алексей Навальный, и Гудков, и все остальные. И там же, к слову, окажутся многие коммунисты, и многие националисты.

То есть у нас в стране есть и коммунисты, и националисты, которые готовы солидаризоваться с упомянутыми личностями, которыми будет руководить Ходорковский. Под националистами, видимо, подразумеваются те, кто ходил с Навальным на «Русский марш». А вот что это за коммунисты – вопрос отдельный, требующий, что называется, дополнительного изучения.

Вот и получается, что вышедший из тюрьмы олигарх живет в Лондоне, не занимается политикой и всеми силами желает России и её народу добра. При этом в реальности оказывается, что он продолжает тратить значительные деньги на то, чтобы построить собственную политическую структуру. Через образование, медиа-проекты и другие с виду невинные вещи он проталкивает свою повестку. Совсем как Джордж Сорос – во всем мире знают его НКО «Открытое общество», а также те злодеяния, которые оно совершало и совершает. У Ходорковского есть «Открытая Россия». Думаю, всем понятно, для чего и для кого он хочет открыть нашу страну. Вспоминайте об этом, когда будете читать очередное его интервью.

Джордж Сорос. Фото: www.globallookpress.com

Многие эксперты при этом сомневаются, что у Ходорковского есть какое-то политическое будущее в России. По мнению директора Института актуальной экономики Никиты Исаева, олигарх может быть интересен только представителям политической оппозиции, а это от силы 3-5% электората. Главный же протест сегодня, по мнению Исаева, – социальный:

Я оцениваю тот протест, который сейчас есть. Он не идеологический, не политический, не партийный. И объем протеста – это объем недоверия народа к политическим партиям.

То есть, по большому счету, протестные настроения сегодня связаны с недовольством народа по отношению к политическим партиям, которые, по идее, должны защищать его интересы, а вместо этого обсуживают интересы правительства. При этом протестный электорат сегодня заинтересован в решении социальных и экономических проблем, а не смене политического руководства любой ценой. Иными словами, Ходорковский физически не сможет «угнать» протест. Однако это не повод недооценивать его стремление по дестабилизации обстановки в России.

Автор:
Афанасьев Андрей