КОЛЛАЖ ЦАРЬГРАДА

Украина стремительно совершенствует свои безэкипажные морские катера (БЭКи). Ранее они применялись исключительно в качестве камикадзе, тараном атакуя наши боевые корабли, и даже таким нехитрым способом могли причинить существенный ущерб Черноморскому флоту. Сейчас же их модернизировали и превратили в опасную угрозу. России нужно срочно найти на неё ответ. Подробности читайте в материале Царьграда.

На днях было опубликовано видео украинского морского дрона, который произвёл залповый пуск неуправляемых реактивных снарядов по Кинбурнской косе.

ВИДЕО ТГ-КАНАЛА «ТАМ ЗА ТУМАНАМИ»

На кадрах можно заметить очевидное развитие противником собственных ударных безэкипажных катеров. Пока противник совершенствуется, мы «принимаем решения»,

— отмечает Telegram-канал «Там за туманами», опубликовавший эту видеозапись.

Фактически перед нами первая попытка применить дрон-камикадзе в качестве малокалиберного морского аналога РСЗО «Град». Пока попытка не очень впечатляющая, но достаточно вспомнить, какими словами наши эксперты отзывались о беспилотниках до начала спецоперации, чтобы отмести шапкозакидательские настроения и присмотреться к новинке «небратьев» повнимательнее.

Угроза прибрежным городам

То, что ВСУ пойдут по пути дальнейшего совершенствования своих морских дронов, было понятно давно: Черноморский флот должен был рано или поздно среагировать на угрозу БЭКов, и тогда эффективность тактики «волчьих стай» и таранных ударов должна была резко снизиться. Это понимали по обе стороны фронта, поэтому украинцы взялись за превращение своих дронов в платформы — носители различного оружия.

НА ДНЯХ ПРОТИВНИК ОПУБЛИКОВАЛ ФОТОГРАФИИ ИСПЫТАНИЙ БЭКОВ С РЕАКТИВНЫМИ СНАРЯДАМИ. СКРИНШОТ С ТГ-КАНАЛА «ВОЕННЫЙ ОБОЗРЕВАТЕЛЬ»

В результате появился беспилотник-РСЗО. Модернизация, прямо скажем, примитивная: украинцы прикрутили к хорошо зарекомендовавшим себя катерам Sea Baby направляющие для реактивных снарядов. Вооружать беспилотники можно авиационными реактивными снарядами калибрами 57-мм, 80-мм и 120-мм.

Да, точность у такой конструкции будет «куда-то в ту сторону», да и вес залпа — тоже не слишком большой. Однако при массовом использовании эти недостатки нивелируются.

Ранее ВСУ производили атаки с единовременным участием десятка БЭКов. Это значит, что при атаке на побережье аналогичная по численности группа может выпустить не менее 60 ракет, отойти и через пару дней повторить нападение в другом месте. Поэтому можно говорить, что морские беспилотники с ракетами на борту дают Киеву принципиально новое средство для проведения террористических атак против нашего побережья.

Очевидно, что в наибольшей опасности находятся города и посёлки Крыма: Черноморское, Оленёвка, посёлки у входа в озеро Донузлав, Евпатория, Севастополь, Феодосия и ряд других. Также противник может атаковать побережье Краснодарского края; здесь его первоочередной целью будет порт Новороссийска.

При этом создание «буферной зоны» для защиты регионов осложнено 300 км водной глади и двумя оккупированными Украиной областями,

— отмечает Telegram-канал «Два майора».

Потенциал врага

В свою очередь, военный эксперт Евгений Даманцев отмечает, что неуправляемые ракеты не так уж трудно превратить в довольно точное оружие:

В момент сближения с береговыми объектами либо с углублёнными в материковую часть на 3-7 км целевыми объектами активируется лазерный дальномер либо модуль GPS-коррекции для определения пространственных координат и удалённости цели, после чего на дистанции, выверенной баллистическим вычислителем, осуществляется пуск НУРСов с кумулятивно-осколочным снаряжением.

Также не надо забывать, что западные специалисты имеют большой опыт превращения старых неуправляемых боеприпасов в высокоточные средства поражения. В частности, компания L3Harris Technologies ставит комплекты самонаведения на основе лазерных датчиков на ракеты Hydra 70, получая «высокоточку» из ракет, созданных в 40-е годы XX века.

Ничего не мешает противнику накрутить на ракету «голову» с датчиком GNSS, получив на выходе боеприпас, который будет сам корректировать траекторию по показаниям спутниковой навигационной системы.

При таком сценарии противник сможет уже не только терроризировать мирное население, но и наносить удары по прибрежным военным аэродромам, атаковать корабли внутри баз и поражать другие ценные объекты.

Поэтому не нужно недооценивать врага. То, что мы сейчас видим, — лишь первый этап в развитии нового оружия, можно сказать — проба пера. А поскольку уничтожение нашего Черноморского флота спонсируется Великобританией, можно не сомневаться, что на развитие этой технологии Киев получит и деньги, и помощь специалистов.

Воздух против моря

Вторым направлением развития противником морских дронов является установка на них зенитных средств. Сведения об этих работах появились в открытых источниках ещё в марте текущего года. А доказательства того, что это не пустые разговоры, были получены недавно: 6 мая вертолёт Ка-29 расстрелял несколько украинских БЭКов. В ходе атаки в объектив камеры попал катер, над кормой которого была установлена ракета класса «воздух-воздух» Р-73.

АВИАЦИОННАЯ РАКЕТА НА МОРСКОМ ДРОНЕ SEA BABY. СКРИНШОТ С ТГ-КАНАЛА «ВОЕННЫЙ ОСВЕДОМИТЕЛЬ»

В ходе схватки украинский оператор маневрировал таким образом, чтобы можно было произвести пуск ракеты в сторону вертолёта, очевидно, рассчитывая, что дальше головка самонаведения сделает всё сама. Но вертолётчики переиграли врага. Тем не менее намерения противника очевидны.

Вооружённые зенитными ракетами БЭКи будут опасны для вертолётов и небольших патрульных катеров, то есть для самых эффективных убийц морских дронов. В схватке с такими дронами охотник легко может превратиться в дичь.

 ФОРМАТ БЭКА, К КОТОРОМУ СТРЕМИТСЯ ПРОТИВНИК. СКРИНШОТ С ТГ-КАНАЛА «РУССКИЙ ИНЖЕНЕР»

Они могут выполнять, по сути, своего рода функцию минирования акватории от самолётов. Скрытно размещать БЭК и по внешнему целеуказанию через канал спутниковой связи делать пуск ракеты. Для авиации над морем это станет огромной угрозой. И в том числе смогут перехватывать часть крылатых ракет, если их траектории идут над морем,

— отмечает автор Telegram-канала «Русский инженер».

Выводы на перспективу

Противник не намерен сдаваться и опускать лапки, он ищет новые возможности в борьбе с нами. Поэтому нашему флоту, Минобороны и промышленности следует учитывать новую угрозу и думать наперёд, чтобы потом не пришлось реагировать постфактум, после очередной трагедии и «чёрной даты».

Говоря о технической стороне дела, наиболее очевидным ответом выглядит плотное патрулирование воздушного пространства над Чёрным морем с помощью средневысотных беспилотников большой продолжительности полёта.

Фактически России нужен аналог турецкого «Байрактара» ТБ2 и древних американских MQ-1 «Хищник», о «ненужности» которых в своё время очень любили рассуждать многочисленные телеэксперты.

За счёт большой высоты полёта эти машины будут неуязвимы для зенитных ракет, которые враг может поставить на свои БЭКи. Большая продолжительность полёта позволит им патрулировать всю акваторию Чёрного моря, а наличие собственных ракет или бомб — немедленно атаковать обнаруженные дроны врага.

Теоретически эту роль могли бы взять на себя беспилотники «Орион», однако совершенно непонятно, какое количество этих машин успела произвести наша промышленность и сколько из них остаётся в строю.

ВЛАД ШЛЕПЧЕНКО