Над роскошным отелем в Бюргенштоке в Швейцарии, где собрались представители более 90 стран по приглашению Владимира Зеленского и швейцарского президента Виолы Амхерд, витает тень бессмысленности.

Джо Байден может свою должность уже в ноябре сего года. Эммануэля Макрона ждет судьба «хромой утки»: ему, возможно, придется править с ультраправым парламентским большинством. Переизбрание Трюдо в 2025 году премьером Канады тоже сомнительно. Тень отставки кружится и над канцлером Германии Олафом Шольцем. Вот почему «саммит мира» похож скорее на прощание ныне действующих лидеров друг с другом. Кто знает, что с ними будет в ближайшее время.

Да и что обсуждать, когда сама президент Швейцарии признала, что без России процесс мира немыслим. И далеко не факт, что Россия примет «карту мира», которую собирается разработать Зеленский на основе дискуссии в роскошном отеле в Бюргенштоке. Как и первая «формула мира», вторая «дорожная карта» Бюргенштока останется в его личном архиве несбывшихся идей и мечтаний.

А пока участники встречи в Швейцарии скорее демонстрируют свое отношение к Зеленскому: что-то вроде опроса о доверии Киеву. Некоторые страны, прежде всего Китай, уже отвернулись от Зеленского, другие медленно отворачиваются, как Бразилия и ЮАР. Кто солидарен с Украиной как страны «семерки», а кто-то встал на формальный путь и послал в Швейцарию представителей низкого ранга как Индия. В конце концов, из 160 государств лишь 92 откликнулись на приглашение. Причем на уровне глав государств и правительств представлены 52 страны.

Министр иностранных дел Саудовской Аравии прибыл в Швейцарию только ради того, чтобы подхватить выпавшее из рук Зеленского знамя мира: Эр-Риад обещает организовать следующий «саммит мира» уже с Россией. Удастся ли саудитам это, большой вопрос. На столе уже лежат предложения Владимира Путина о мире на Украине: Запад отверг их сходу. Тогда что обсуждать в Саудовской Аравии? Это уже понял принц Фейсал бин Фархан Аль Сауд, министр иностранных дел саудитов: он осторожно подчеркивает, что без участия России не обойтись. Но, по его словам, «дорожная карта» к миру потребует «трудных компромиссов». И это камень в огород Зеленского.

Как известно, 14 июня президент РФ Владимир Путин на встрече с дипломатами в министерстве иностранных дел России выступил с предложением остановить боевые действия на Украине: вывод ВСУ с территорий ЛДНР, Запорожской и Херсонской областей, внеблоковый статус Украины, восстановление прав русскоязычного населения страны. По мнению многих экспертов, предложенные Путиным пункты для начала мирных переговоров заведомо неприемлемы Украиной и Западом.

«Регулярно заявляя о своей готовности вступить в переговоры, Путин пытается выставить себя добровольным миротворцем, в то же время выдвигая максималистские условия, которые, как он знает, Украина и ее западные покровители не примут. Он также, надеется, что некоторые западные официальные лица и их избиратели, уставшие от войны, которая длится уже третий год, могут сослаться на его готовность к переговорам как на причину прекратить поддержку Украины или оказать давление на Киев», — пишет The New York Times.

Ведущие мировые СМИ — The New York Times, Financial Times, Associated Press, Die Weltwoche, The Hill, Sky NewsThe Times и др. — назвали предложение российского лидера конкретным, отметив, что цель его заявлений состояла в том, чтобы ослабить эффект от проходящей в Швейцарии мирной конференции с участием Украины и западных лидеров, которая, по словам Путина, пустит дискуссию по ложному пути.

«Действительно, российский президент обозначил те минимальные военные цели, которых хочется добиться, и предложил их принять, признать и на этом завершить. Готовности это сделать ни с чьей стороны — ни со стороны Украины, ни со стороны Запада — нет, соответственно, все будет продолжаться. Я не думаю, что тема этих мирных предложений, как угодно их можно называть, будет развиваться в плане изменения реакции. Понятно, что позиция заявлена, зафиксирована, некоторые сигналы посланы, вероятно, один из сигналов, который лично я затрудняюсь однозначно истолковать, но связан с личностью Зеленского и с его ролью, является ли он допустимым собеседником для кого бы то ни было или нет, так или иначе некоторые сообщения переданы. Но дальше уже вопрос, будут ли их анализировать, не публично, принимать или не принимать, это все понятно, никто ничего принимать не будет. А вот станет ли это предметом какого-то внутреннего изучения, что именно имелось в виду, какие варианты могут возникнуть на основе прозвучавшего когда-нибудь в будущем, это трудно сказать. Я не исключаю, что настрой Запада столь далек сейчас от хоть каких-то уступок и сделок с Россией, что это просто не будет обсуждаться вовсе. Но Путин со своей стороны свою работу выполнил. У него есть очень настойчивое желание довести до сведения оппонентов некую позицию, и, видимо, он по-прежнему имеет какую-то надежду, что рано или поздно они эту позицию воспримут, что у России своя логика. Что касается эффекта, думаю, что на данном этапе эти его ожидания, если они у него есть, они не оправдаются»,  высказал своё мнение главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов.

Он добавил, что «российская сторона добавила некоторый свой элемент дискуссии, но не более того», в проходящий в Швейцарии так называемый «мирный саммит» по Украине.

Спикер Госдумы Вячеслав Володин сообщил в телеграм-канале, часть депутатов Верховной рады, которая является единственным легитимным субъектом на Украине, уже начала обсуждение предложений президента России Владимира Путина. Этим, видимо, займутся и вернувшиеся из Швейцарии участники конференции.

Иван Немов