КОЛЛАЖ ЦАРЬГРАДА

Андрей Макаревич* не намерен рвать на голове волосы относительно трагедии в «Крокус Сити Холле». Сделать это лысому певцу и в самом деле было бы сложновато – эх, куда делись буйные кудри эпохи фильма «Начни сначала».

И сначала уже не начнёшь. Остаётся плеваться в бывших соотечественников ядом:

Конечно, сочувствую. И жертвам трагедии в «Крокусе». И вообще всем жителям России, которые сегодня находятся там, где они находятся. Но вот тут уж точно помочь не могу. Ваш выбор.

МАКАРЕВИЧ* СПУСТЯ НЕДЕЛЮ ЗАМЕТИЛ ТРАГЕДИЮ, ПРОИЗОШЕДШУЮ В «КРОКУСЕ» И РЕШИЛ «ВЫРАЗИТЬ СОЧУВСТВИЕ». СКРИНШОТ ТГ-КАНАЛА «НЕОПРА, БЛИН»

Когда мы пытаемся осмыслить этот плевок, очень полезно вспомнить слова, которые тот же бард написал полгода назад, 7 октября, в связи с трагическими событиями в Израиле, гражданином которого он является:

Желаю удачи нашим бойцам и считаю часы и дни до нашей победы. Пожалуйста, будьте живы.

Вот израильтянин, в котором поистине нет лукавства! Настоящий патриот своего отечества. Считать, правда, приходится до сих пор – операция в Газе у Израиля не задалась, и сегодня он едва ли не дальше от победы, чем прошлой осенью.

Вот этот «патриотизм» Макаревича и вызывает, пожалуй, максимальное омерзение у большинства сегодняшнего русского общества, которое не умеет прощать предательство.

Когда украинствует и юродствует, к примеру, Борис Гребенщиков*, то это мало кого касается. Будем честны: за исключением интеллигенции, вроде автора этих строк, эту харекришну и жанпольсартра никто и не слушал. Когда кривляется «Пугачиха», то вся страна в курсе, что эта дама – хабалка: со скандала в гостинице «Прибалтийская» и до сего дня.

САМОНАЗВАННАЯ «ПРИМАДОННА» ВСЕГДА БЫЛА ОХОТНИЦЕЙ ЗА СКАНДАЛАМИ И ГРОМКИМИ ВЫСКАЗЫВАНИЯМИ. КОЛЛАЖ ЦАРЬГРАДА

А вот Макаревич* большому количеству русских мужчин долгое время казался почти своим. Шутили, конечно, ещё в 1970-е про «Машину с евреями». Но в целом в песнях группы всегда превалировала суровая романтика: «За тех, кто в море», «Вот, новый поворот», да и «…не стоит прогибаться под изменчивый мир». Она сочеталась с трюизмами в духе Капитана Очевидность: «Каждый костёр когда-то догорит», «Я в сотый раз опять начну сначала» и т.д.

Не знаю уж, что сказал бы Данила Багров относительно того, слушают ли такие песни на войне, но умеренно суровые и даже отчасти кондовые мужчины, которым однажды предстояло взять в руки оружие, Макара* слушали, и он осел у них где-то в подкорке. Проходишь мимо магазина «Перекрёсток» и невольно подпеваешь: «…семи дорог – вот и я».

И сам Макаревич* казался таким же «нормальным мужиком». Ну коммерческий, конечно, вот макароны на ТВ варит, не педик (сейчас так, кажется, политкорректней написать, чем поминать экстремистское сообщество). Его не любили, но до какого-то момента относились нормально. В 2014-м кто-то даже шутил, что один сошедший под Таганрогом отправился в ополченцы, а другой в ВСУ.

Предательство Макаревича* в 2014 году было, конечно, явной низостью, но ещё укладывалось в логику гражданской войны. Олег Миронов, распыливший на концерте Макаревича* с «Идиш джазом» баллончик и получивший за это три года, – стал, конечно, героем всех нормальных русских патриотов. Но казалось, что Макаревич, выступая перед ВСУ, просто выбрал не тех наших – тех наших, которые не наши, которые враги.

Собственно в листовке Миронова и товарищей, озаглавленной «Глупый скворец Макаревич», и претензии были соответственные: «Андрей Макаревич ездил в Славянск, захваченный армией Украины, где давал концерты, но не ездил в Донецк, где гибнут русские люди. Он всегда был приспособленцем». И резюме:

Предатель, вон из России!

В 2022 году требование Макаревичем было реализовано. И произошла шокирующая метаморфоза – предатель превратился в пламенного патриота, желающего удачи «нашим бойцам» и считающего часы до победы. И вот это расставило всё на свои места. Оказывается, вся эта мужская романтика, вся эта умеренная брутальность – всё просто было не про нашу честь, а в пользу интересного ближневосточного государства, которому, по мнению «мирового сообщества», можно быть и вооружённым до зубов, и врагов убивать без разбора, и гордиться милитаристской эстетикой, и даже ядерное оружие иметь – открыто, но как бы неофициально, мол, нет, хотя есть.

Эта маскулинность Израиля на фоне опустившейся и размягчённой Европы и лицемерной Америки зачаровывала многих. Я лично знал и немало русских националистов, которым именно этим Израиль и нравился: мол, настоящее национальное государство, где крутые мужики и даже девушки с оружием, вот бы нам так.

«ПАТРИОТИЗМ» МАКАРЕВИЧА*  ВЫЗЫВАЕТ, ПОЖАЛУЙ, МАКСИМАЛЬНОЕ ОМЕРЗЕНИЕ У БОЛЬШИНСТВА СЕГОДНЯШНЕГО РУССКОГО ОБЩЕСТВА, КОТОРОЕ НЕ УМЕЕТ ПРОЩАТЬ ПРЕДАТЕЛЬСТВО. ФОТО: АГН «МОСКВА»

И вот Макаревич* оказался про это. Про находящихся в море израильских яхтсменов, про новый поворот Меркавы на пути из Тель-Авива на Газу, про то, что однажды весь мир прогнётся под них… Мы думали, что это про нас, а оказалось, не про нас, просто на заимствованном у нас русском языке.

Нас Макар* воспринимал только как телят. Только как кормовую базу.

Остаётся лишь один вопрос – зачем вообще пожилому гражданину чужой страны как-то высказываться о наших событиях, наших бедах и нашей боли? Какое ему до нас теперь дело, если он так рад, что там, а не тут? Зачем вообще напоминать о себе?

Привычка? Или надежда, что, когда однажды всё утрясётся, на кормовую базу снова можно будет вернуться? Вот этого не хотелось бы. Костёр догорел.

* Андрей Макаревич, Борис Гребенщиков – включены Минюстом России в реестр физлиц, выполняющих функции иноагента

ЕГОР ХОЛМОГОРОВ