КОЛЛАЖ ЦАРЬГРАДА

Недавно один из военкоров опубликовал фото двух котов в освобождённой Авдеевке: два зверька прижались друг к другу в руинах дома. А в донецком приюте помощи фронтовым животным «Кошкин дом Донецк» увидели на фото трагедию: жмущиеся друг к другу две живые души, которым холодно и страшно одним в разрушенном пустом городе. Насколько трудно выживать животным в зонах боевых действий, читайте в материале Царьграда.

Спасение рядового Васи

Таких Авдеевок уже много. После освобождения стоят закрытыми и пустыми в ожидании разминирования, превращённые в руины Попасная, Артёмовск, Соледар и другие. Люди эвакуированы. Как выживать вчерашним домашним животным в покинутых городах?

На сайте «Кошкиного дома» можно прочесть историю кота Васи, который в прошлой жизни жил с семьёй в Мариуполе, в многоэтажке возле автовокзала. С началом боевых действий люди уехали, а Васю просто выпустили в подъезд, где местных животных подкармливала добрая женщина Валентина. Выдвигался хозяевами и такой аргумент: кот умный, не пропадёт…

СПАСЕННЫЙ ВАСЯ. СКРИН СТРАНИЦЫ «КОШКИН ДОМ ДОНЕЦК»

Так домашний Вася стал привыкать к тому дикому и ужасному, что происходило вокруг. После освобождения Мариуполя хозяева не вернулись. А разрушенные дома стали сносить. Валентина же переселилась на другой конец города. Когда волонтёры приюта приехали в тот район, где жил Вася, ахнули: домов не было и кошек тоже. Но когда позвали, откуда-то вылез и к ним посеменил Вася… Сейчас он уже пристроен в хорошие руки и «воспушал» (как написано на странице приюта).

Операция по спасению

Летом 2022 года после сноса жилого района, прилегающего к «Азовстали», где из живого остались только коты, волонтёры вывозили их оттуда целыми днями. А ночами ехали к границе, на которой были чудовищные очереди из автомобилей, и пешком перетаскивали кошек через неё. С той стороны границы их уже поджидали люди из разных уголков России, принимавшие партии животных и увозившие их в мирную жизнь.

Три-четыре пешие «прогулки» мы делали с переносками в руках, в зубах и на ушах. А потом, уже глубоко за полночь падали на нейтральной полосе возле пункта проекта «Неравнодушные»… Несколько часов сна в машине до конца комендантского часа, затем 55 км по взорванной войной дороге…

-так описывают волонтёры ту операцию по спасению мариупольских кошек.

А в данный момент они пытаются согласовать свой приезд в Авдеевку.

НЕКОТОРЫЕ ЖИТЕЛИ АВДЕЕВКИ НЕ МОГУТ ЭВАКУИРОВАТЬСЯ ИЗ-ЗА ТОГО, ЧТО К НИМ ПРИБИЛИСЬ ЖИВОТНЫЕ. СКРИН С САЙТА ПРИЮТА «КОШКИН ДОМ ДОНЕЦК»

Меня постоянно спрашивают: как вы можете спасать животных там, где гибнут люди? Но помощь животным — это и есть помощь людям, потому что часто за историей собаки или кошки стоит человек, который сам нуждается в помощи,

— говорит хозяйка приюта Евгения Михайлова.

Авдеевку только освободили, а в «Кошкин дом» уже обращаются некоторые её уцелевшие жители, которые хотят, но не могут эвакуироваться из-за того, что к ним прибились животные. У кого-то несколько кошек и собак, у кого-то — коровы. И они не могут их бросить.

Собака дышала через трубочку под водой

Увы, так себя по отношению к животным ведут далеко не все. В Сети можно найти рассказы наших военных о том, как жители, покидая сёла, бросали своих питомцев. И ладно бы только бросали, так ещё и оставляют собак на цепи, кур и гусей в вольерах. Умирать голодной смертью.

Например, во время наводнения после подрыва плотины Каховской ГЭС в Алёшках и Голой Пристани наши военные, рискуя попасть под обстрел, на лодках спасали животных. Вода всё прибывала, у какой-то собаки из воды торчал уже только нос, и пока один из солдат возился с её цепью, второй давал ей дышать через трубочку…

А потом, когда вода спала, брошенные обессиленные животные сами шли к людям — прибивались к военным, и возле их расположения сам собой создавался зверинец.

В июне прошлого года волонтёры «Кошкиного дома» тоже ездили в Голую Пристань, плавали на лодках и спасали животных.

В основном это были кошки. Собаки справлялись с этим бедствием лучше. Они могли доплыть до какой-нибудь плоской крыши. А кошки оставались там, где их застигла вода. Сидели по несколько дней на дереве без сна, еды и воды. Мы их забирали обезвоженных, истощённых, практически в состоянии зомби. Они нас не слышали, их глаза смотрели сквозь нас,

— вспоминает Евгения Михайлова.

ОДИН ИЗ СПАСЁННЫХ КОТОВ АРТЁМОВСКА. ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРИЮТОМ «КОШКИН ДОМ ДОНЕЦК»

Голодный кот под пулями

Волонтёры приюта вывезли из Голой Пристани 216 кошек и несколько собак.

А в июле они впервые приехали в Артёмовск. Город уже был освобождён, но обстреливался. За их машиной погнался дрон. Евгения с коллегами мчались по улицам, пытаясь уйти от преследования. В итоге заехали во двор какой-то многоэтажки и упёрлись в тупик.

Мы оставили машину и нырнули под ближайший фундамент. И в этот момент заметили возле дома ободранного, тощего кота. Он явно испытывал страх перед людьми. Мы быстро вернулись к машине за котоловкой, зарядили её едой и поставили. Кот буквально влетел туда и стал давиться едой. Вокруг раздавались взрывы, рядом были люди, которых он боялся, но страх умереть от голода пересилил все остальные,

— рассказывает Евгения.

Кот был дикий. Когда его отвезли в Москву, в семью, прятался, боялся всего, не давал протянуть к себе руку — шипел, предупреждал, что цапнет. Но всего через неделю жизни в домашней обстановке начал оттаивать. А через полгода стал замечательным ласковым котиком. Шансов выжить в Артёмовске у него не было никаких.

МИТЯ ИЗ МАРИУПОЛЯ ТЕПЕРЬ ЖИВЁТ В ТЮМЕНИ. ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРИЮТОМ «КОШКИН ДОМ ДОНЕЦК»

Нашли кота по фото

С начала СВО больше двухсот животных приют смог вернуть прежним хозяевам — людям, которые экстренно эвакуировались и в спешке не смогли найти своё животное или оно вырвалось и убежало. Некоторых из таких — потерянных и выживших — волонтёры тоже потом находили и возвращали. Такой случай произошёл с котиком из Попасной. В этом городе раньше жили 20 тысяч человек, а теперь — 200.

Попасная практически вся разбита и закрыта, туда имеют доступ только военные и некоторые волонтёры по специальным согласованиям. Волонтёры периодически привозили продукты одной местной бабушке. А к ней прибился чудом выживший котик. Бабушка его подкармливала. Потом отдала волонтёрам, и в день нашего разговора с Евгенией Михайловой кота по фото на сайте приюта узнали его прежние хозяева, сейчас живущие в Москве.

Оказалось, что когда они в марте 2022 года под бомбёжками выезжали из Попасной, не смогли найти кота. Два года он как-то сам выживал, но за это время не утратил контакта с людьми. И на днях будет отправлен в свою семью.

Котёнок поседел от ужаса

Многие военнослужащие заводят там кошек, чтобы они ловили мышей. Едва ли не в каждом подразделении сегодня есть свой кошатник или собачник. Едва ли не в каждом блиндаже живет какая-то животина, а то и несколько.

Это люди убивают друг друга, а кошки с собаками на войне часто находят общий язык. Иеромонах Макарий (Мантров), который начал ездить в Донбасс ещё до начала СВО, рассказал о поразительном проявлении окопной дружбы собаки и кошки, живших в одном из подразделений ополченцев. Когда начинался обстрел, собака хватала кота за шкирку, кидала вниз и накрывала собой.

С точки зрения психологов, для человека на войне хорошо, если он имеет возможность подержать на руках или погладить какой-то тёплый комочек. Но хорошо ли находиться на передовой для животного?

Этой зимой из-под Авдеевки волонтёры привезли кошку с двумя котятами. Они чудом выжили в блиндаже, куда угодил снаряд. В приюте постоянно оперируют доставленных с фронта собак и кошек с пулей в позвоночнике, с множественными игольчатыми переломами. Попадает в людей, попадает и в животных. Но братьям меньшим труднее.

ПЁС С ПУЛЕЙ В ПОЗВОНОЧНИКЕ ПОЛЗАЛ ПО УЛИЦАМ ШАХТЁРСКА. ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРИЮТОМ «КОШКИН ДОМ ДОНЕЦК»

Артиллеристы во время выстрела закрывают уши и открывают рот, чтобы уменьшить нагрузку на барабанные перепонки. Человек со временем привыкает к разрывам снарядов. Но у животных слух в десятки раз острее. И такие звуки для них губительны. Я смотрела видео с военнослужащим, рассказавшим, что черный котёнок, попавший под миномётный обстрел, через сутки стал белым, совершенно седым от перенесённого ужаса. Животным на линии фронта не место. Их нужно оттуда вывозить,

— говорит Евгения Михайлова.

И животных вывозят. Даже с риском для жизни.

Так, на передовой в Никольском, где находится знаменитый Успенский монастырь, военные сами забирают зверушек с позиций и передают монахине Анисии, а отец Диадор отвозит их в приют. Во время одного из последних рейсов приехавшую эвакуационную машину атаковали дроны — монахи и приехавшие за животными волонтёры чудом не погибли.

КОТ ИЗ НИКОЛЬСКОГО. СПАСЁН БОЙЦАМИ, ВЫВЕЗЕН МОНАХАМИ, ВЫЛЕЧЕН В ПРИЮТЕ. ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРИЮТОМ «КОШКИН ДОМ ДОНЕЦК»

Звери рассказывают людям о войне

Нередко военнослужащие не могут взять окопных кошек и собак с собой при смене позиции и в этом случае тоже обращаются в приют. А некоторые просят отправить зверушек, к которым привязались, к себе домой. «Кошкин дом» и тут приходит на помощь.

Недавно случилась такая история. Военнослужащий в зоне боевых действий спас собаку — выходил и выкормил её, передал в приют. А самого тем временем ранило, и он оказался в госпитале в Ростове-на-Дону. Там, с разрешения руководства госпиталя ему устроили встречу с его питомцем, который оттуда поехал к нему домой в Екатеринбург и будет там дожидаться своего фронтового хозяина.

УЖАСЫ ВОЙНЫ ПОЗАДИ. ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРИЮТОМ «КОШКИН ДОМ ДОНЕЦК»

«Кошкин дом»отправляет зверей по России разными способами. Например, у РЖД есть услуга доставки животных без сопровождения в специальном купе, где проводник ухаживает за ними в пути, а потом выдаёт получателям.

Всего за два года СВО волонтёрская команда приюта из пяти человек смогла вывезти из зоны боевых действий 4 тысячи животных (в основном кошек и порядка 120 собак). 3800 из них уже нашли новый дом в разных регионах России. Все они изначально были ранены, контужены, истощены или облеплены паразитами. В приюте их лечат, прививают, стерилизуют. Среди пятерых волонтёров трое ветеринаров. В том числе и сама хозяйка приюта Евгения Михайлова.

Мы сами ставим нашим животным диагнозы, сами их оперируем. У нас для этого есть ветпункт, оборудованный всем необходимым — анализаторами, УЗИ, рентгеном… Мы выхаживаем их и дальше отправляем в мирную жизнь уже относительно стабильных животных. Некоторых ещё надо долечивать, но в основном просто кормить и любить. И таким образом люди из мирной части России соприкасаются с этой войной, которая находится далеко от них по расстоянию, но близко в душе.

ВЛАДЛЕН ЧЕРТИНОВ