ИНФОГРАФИКА/КОЛЛАЖ ЦАРЬГРАДА

Институт Царьграда провёл очередной опрос общественного мнения с тем, чтобы выяснить текущие рейтинги кандидатов в президенты. Сенсаций достаточно, чтобы сказать: мы не знаем, чем закончится день голосования.

Тринадцать процентов на троих

В репрезентативном телефонном экспресс-опросе, проведённом Институтом Царьграда, приняли участие 1000 респондентов, статистическая погрешность не превышает 2,6%.

Согласно полученным нами данным, декларируемая явка составляет 73,1% опрошенных, причём 55,5% заявили, что точно примут участие в голосовании.

Рейтинг кандидатов от числа электорально активных избирателей, то есть от числа тех, кто примет участие в выборах, составляет:

  • Владимир Путин — 76,1%;
  • Леонид Слуцкий — 6,3%;
  • Николай Харитонов — 4,8%;
  • Владислав Даванков — 3,1%.

Нельзя не отметить, что по сравнению с предыдущим опросом, результаты которого мы публиковали 15 февраля, рейтинги кандидатов второго эшелона весьма выросли: в прошлый раз ни один из этих кандидатов не показал результата выше 1,5%, и говорить о том, что кто-то из них опережает другого, было просто смешно. На этот раз можно говорить о том, что в борьбе за второе место на выборах определились фаворит и аутсайдер: по результатам нашего исследования, Леонид Слуцкий опережает Владислава Даванкова на 3,2%.

Как и в прошлый раз, мы вынуждены отметить довольно существенное расхождение наших данных и данных последнего рейтинга кандидатов в президенты, опубликованного ВЦИОМ. Однако с учётом неизбежной погрешности исследований расхождение не так уж велико.

По данным ВЦИОМ, за Путина готовы проголосовать 79%, за Владислава Даванкова и Николая Харитонова — по 4%, за Леонида Слуцкого — 2%.

ВЦИОМ, таким образом, перемещает Даванкова с последнего места на условное второе.

Как и раньше, эксперты отмечают, что спор о месте Слуцкого и Даванкова в предвыборном рейтинге — это спор между собой «различных башен Кремля». Часть администраторов внутренней политики настаивают на том, что на втором месте было бы правильнее увидеть Леонида Слуцкого, затем Николая Харитонова и лишь затем Даванкова. Такое распределение мест соответствовало бы актуальному рейтингу политических партий и месту «нормализаторов» в симпатиях русского общественного мнения. Однако другие влиятельные в кулуарах «домов власти» люди хотели бы «приподнять» «нового человека» Даванкова. По мнению этих людей, Даванков выступает точкой притяжения для всех оставшихся в России оппозиционеров – и лидерство ему способны дать те, кто хотел, но не сможет проголосовать за Бориса Надеждина.

Это обстоятельство делает «гонку аутсайдеров» интересной и малопредсказуемой. Более того, оно делает эту гонку принципиально значимой для внутренней политики страны после выборов: Даванков на втором месте, пусть и с отрывом от главы государства в 70%, это было бы свидетельством того, что «партия позорного мира» не только не разгромлена, но, напротив, увеличила своё значение в русском общественном мнении. И это настолько значимая партия, что на неё можно опираться, планируя не только кулуарную, но и публичную политику.

Скучные ролики? Ну, извините

Итак, мы наблюдаем не формальное, а вполне реальное соревнование кандидатов, представляющих разные политические силы.

Это соревнование сегодня ведётся в публичном пространстве, прежде всего информационном. Каждый из кандидатов уже представил избирателям свои предвыборные ролики и программные заявления. И очевидно, насколько разные послания они несут в массы.

Леонид Слуцкий делает заявления о том, что СВО должна закончиться победой русского оружия. Его видеопродукция несёт, по сути, только одно послание: ЛДПР сегодня представляется той же самой партией, что и при Жириновском. В одном из роликов Слуцкий запрещает убрать со своего рабочего стола табличку с надписью: «Жириновский». Это красиво. «Дело Жириновского живет» — это, по сути, главный предвыборный лозунг его преемника. Чтобы сохранить электорат партии, лучшего не надо. Собственно, вообще ничего больше не надо, потому что ЛДПР будет жить, пока будет восприниматься партией Жириновского. Однако достаточно ли этого для победы в предвыборном соревновании с Харитоновым и Даванковым? Политтехнологи Слуцкого, очевидно, думают, что да.

ЛЕОНИД СЛУЦКИЙ ВЫСТУПАЕТ НА ВЫБОРАХ КАК НАСЛЕДНИК ЖИРИНОВСКОГО. ФОТО: АЛЕКСАНДР АВИЛОВ/АГН «МОСКВА»

У них, конечно, есть для этого основания, потому что Николай Харитонов, представляющий на выборах КПРФ, хоть и честно и внятно отрабатывает партийную повестку, как кандидат выглядит скорее вялым. Наблюдатели отмечают, что Харитонов не говорит совсем ничего неожиданного, выступая в роли того самого коня, который борозды не испортит и глубоко не вспашет. «Опыт — это хорошо, но скучно», — пишет по этому поводу отчетливо «либеральный» политтехнолог Константин Калачев.

Понятно, что постоянные избиратели КПРФ с готовностью воспринимают всё, что в роликах их кандидата говорится о необходимости национализации промышленности и ЖКХ. Но сам кандидат, который в другом ролике «собирается на работу в Кремль», не всем даже убеждённым коммунистам кажется достаточно убедительным. «В самом первом ролике он сжимает кулак, но это не выглядит ни как угроза, ни как показатель внутренней силы», — посетовал в разговоре с Царьградом один из политтехнологов, близких к штабу Харитонова.

НИКОЛАЙ ХАРИТОНОВ НЕ ИСПОРТИТ КРАСНОЙ БОРОЗДЫ. ФОТО: DMITRIY KOPYLOV/GLOBALLOKPRESS

Не то что Владислав Даванков. Этот кандидат ведёт кампанию с нескрываемым энтузиазмом. И очень хорошо понимает, к каким избирателям обращается в первую очередь. Его ролик на центральном телевидении представляет собой, по сути, программное заявление. Центральная часть этого заявления: «Мы хотим жить в мирной стране».  Это отлично согласуется с его же заявлением, подхваченным информационными агентствами, о том, что в рамках решения украинского вопроса «в первую очередь должны быть переговоры».

Но тут же следует уточнение:

Много раз мне задавали вопрос, какая моя позиция о том, что нужно делать. Я считаю, что в первую очередь должны быть переговоры. Но очень важно, чтобы эти переговоры вели к тому, чтобы наша Россия была независимой и сильной.

Так что нет, в предательстве кандидата обвинить не получится. Но всё равно, он представляет «партию мира», его программу и его заявления трудно понять иначе, чем как требование сворачивания СВО.

Именно поэтому Даванкова кто-то так хочет видеть «первым среди вторых». Чтобы легитимизировать «пацифистов», искателей переговоров с Западом.

ЭТОТ КАНДИДАТ НЕ КАЦ, И ГОВОРИТ, ЧТО НЕ ПРЕДЛАГАЕТ СДАТЬСЯ. RUSSIAN STATE DUMA/GLOBALLOOKPRESS

Что с того?

На съезде Союза добровольцев Донбасса основатель Царьграда, председатель высшего Совета СДД Константин Малофеев сказал:

Я вам хочу сказать: исходя из того, что я знаю, нашу Победу не украдут. В этот раз будет иначе. В этот раз никого не обманут. «Минска-3» не будет. Это самое главное, что я хотел сказать. Чтобы вы были в этом уверены, какую бы информацию вы ни получали от федеральных каналов, от экспертов, говорящих о «мире». Может иметь место какая-то переговорная тактика, но она не будет означать преждевременного завершения боевых действий. Эта битва закончится только нашей Победой. Сейчас уверенность в этом есть.

Съезд СДД поддержал Владимира Путина, поскольку «именно с ним мы собираемся победить в этой войне, и никому другому это невозможно доверить».

Никакой предвыборной агитации, только информирование — понимающему достаточно.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГРУППА ЦАРЬГРАД