В комментариях к публикации «Служба и боевое применение трофейных немецких пулемётов после окончания Второй мировой войны» один из постоянных посетителей сайта «Военное обозрение» попросил подробней рассказать о советском авиационном пулемёте ДА, и я обещал сделать это. Авиационный пулемёт Дегтярева, конечно же, известен любителям авиации и знатокам военной истории, но массовый читатель знаком с ним не столь хорошо.

Создание авиационного пулемёта ДА, предпосылки для его появления и особенности конструкции

После окончания Гражданской войны в Рабоче-крестьянском Красном воздушном флоте имелась огромная разнотипица авиационных пулемётов под различные боеприпасы. На советских боевых самолётах в то время использовались пулемёты: Lewis, Vickers, Hotchkiss и Colt.

В 1920-е годы выдающийся отечественный оружейник В. Г. Федоров и его помощник и ученик В. А. Дегтярёв в рамках программы унификации стрелкового оружия на базе одного образца в середине 1920-х вели работы по созданию единого пулемётного комплекса под японский патрон 6,5х50 SR.


Единый 6,5-мм пулемет Федорова-Дегтярева на зенитной стойке

Помимо образцов, предназначенных для использования в пехоте и на бронетехнике, тандем конструкторов вел работы по созданию авиационных пулемётов, также проектировались спаренные и строенные установки.


6,5-мм строенный авиационный пулемет Федорова-Дегтярева

По ряду причин, в том числе и из-за применения недостаточно мощного японского патрона, пулемётный комплекс Федорова-Дегтярева на вооружение принят не был. Но полученный опыт и некоторые наработки впоследствии нашли практическое применение в других образцах. Так, в ручном пулемете ДП была использована конструкция дисковых магазинов, разработанных для опытных 6,5-мм пулеметов.

Пулемёт ДП очень часто критикуют за громоздкий и тяжелый дисковый магазин. Но он был выбран после множества экспериментов с секторными магазинами, испытывавшимися на опытных 7,62-мм пулеметах. В секторных магазинах фланцы мосинского рантового патрона имели свойство цепляться друг за друга, что делало такую схему питания ненадежной.

После доработки ряда экспериментальных образцов В. А. Дегтярёв осенью 1926 года представил ручной пулемёт под патрон 7,62х54 R. Автоматика пулемета работала за счет отвода через боковое отверстие части пороховых газов. Отверстие было выполнено в стенке ствола на расстоянии 185 мм от дульного среза. Газовый поршень с длинным ходом. Газовая камера открытого типа, с патрубком. Шток поршня, жестко связанный с затворной рамой, и возвратно-боевая пружина, надетая на шток, размещались под стволом в направляющей трубке.

Газовый поршень, навинченный на передний конец штока, фиксировал возвратно-боевую пружину. При помощи патрубкового регулятора, имеющего два газоотводных отверстия диаметром 3 и 4 миллиметра, осуществлялась регулировка количества отводимых пороховых газов.

Запирание канала ствола осуществлялось при помощи пары боевых упоров, укрепленных по бокам затвора на шарнирах и разводимых расширенной задней частью ударника. Спусковой механизм состоял из спускового крючка, спускового рычага с шепталом, автоматического предохранителя. Предохранителем подпирался спусковой крючок сзади. Для его выключения необходимо ладонью полностью охватить шейку приклада. Режим огня – только непрерывный.

В связи с тем, что пулемёт был изначально рассчитан на интенсивную стрельбу очередями и на значительный разогрев, выстрел производился с заднего шептала или, иначе говоря, с открытого затвора. Затворная рама с затвором перед первым выстрелом находилась в заднем положении, удерживаясь шепталом. Спусковой рычаг при нажатии спускового крючка опускался, затворная рама срывалась с шептала и двигалась вперед, толкая затвор и ударник своей вертикальной стойкой.

Затвор захватывал из приемника патрон, досылал его в патронник, упираясь в пенек ствола. Во время дальнейшего движения затворной рамы ударник раздвигал боевые упоры своей уширенной частью, опорные плоскости упоров входили в боевые упоры ствольной коробки.

Ударник и затворная рама после запирания продолжали движение вперед еще 8 мм, боек ударника достигал капсюля патрона, разбивая его, происходил выстрел. После того как пуля проходила газоотводные отверстия, пороховые газы, попавшие через газоотводные отверстия, воздействовали на поршень, который охватывал камеру своим раструбом, и отбрасывали назад затворную раму.

Затем ударник проходил рамой примерно 8 мм, освобождал боевые упоры, и упоры сводились скосами фигурного выема рамы, тогда происходило отпирание канала ствола, затвор подхватывался затворной рамой и отводился назад. При этом выбрасывателем извлекалась стреляная гильза, которая, ударяясь об ударник, выбрасывалась через окно ствольной коробки в нижней части.

После этого затворная рама ударялась о спусковую раму и шла вперед под действием возвратно-боевой пружины. Если в этот момент спусковой крючок был нажат, цикл автоматики повторялся. В случае если спусковой крючок был отпущен, затворная рама вставала на шептало своим боевым взводом, останавливаясь в заднем положении.

Магазин, крепившийся сверху ствольной коробки, состоял из пары дисков и пружины. Патроны в магазине размещались по радиусу носком пули к центру. Усилием улиткообразной спиральной пружины, которая закручивалась при снаряжении магазина, верхний диск вращался относительно нижнего, при этом к окну приемника подавались патроны.

Первоначально предполагалось, что система питания будет иметь 50 патронов, и для того, чтобы сохранить габариты готового дискового магазина, рассчитанного на пятьдесят 6,5-миллиметровых патронов, его ёмкость сократили на один патрон.

Но вскоре емкость магазина была уменьшена до 47 патронов, поскольку усилия пружины не хватало, чтобы надёжно подавать последние патроны. Однако в ходе эксплуатации по причине ослабления подающей пружины пулемётчики на фронте часто снаряжали магазины не полностью.


Опытный ручной пулемёт Дегтярёва

Два экземпляра ручного пулемета после доводки прошли испытания комиссией Арткома Артиллерийского Управления РККА на Ковровском заводе 17–21 января 1927 года. Пулеметы были признаны выдержавшими испытания и рекомендованы к принятию на вооружение после устранения замечаний. Не дожидаясь результатов доработок, Ковровский завод получил заказ на 100 пулеметов, для чего 26 марта Артком утвердил «Временные ТУ на приемку ручного пулемета Дегтярева». Акт о приёмке всей партии заказчик подписал 3 января 1928 года.

В 1928 году пулемёт прошёл войсковые испытания, по результатам которых он получил пламегаситель и измененный патрубок регулятора газовой камеры. В конце 1928 года пулемет был принят на вооружение под обозначением «7,62-мм ручной пулемет обр. 1927 г». или ДП («Дегтярева, пехотный»). Одновременно с этим приняли решение о свёртывании серийного производства ручного пулемёта МТ (Максима-Токарева).


Серийный ДП

Надо сказать, что ДП конструктивно был весьма прост и состоял из 68 деталей. Для сравнения: в американском Browning M1922 BAR – было 125 деталей, а в чешском ZB-26 – 143 детали.

Ещё до принятия на вооружение ДП конструктор начал работу по проектированию образцов, предназначенных для использования на бронетехнике и в авиации.

Полигонные испытания авиационного варианта пулемета Дегтярева проходили с декабря 1927 по февраль 1928 года. В 1928 году, одновременно с пулеметом ПВ-1 конструкции А. В. Надашкевича, созданным на основе станкового пулемета «Максим» и предназначенным для использования в наступательных неподвижных установках, на вооружение ВВС РККА был принят турельный авиационный пулемет ДА («Дегтярева, авиационный»).

С целью повышения практической скорострельности пулемет ДА оснастили новым дисковым магазином с первоначальной емкостью 65 патронов, в котором патроны располагались в три яруса. Позже для более надежной работы его емкость была уменьшена до 63 патронов. Сверху магазин оснащался ременной ручкой, что облегчало и ускоряло его замену.

Для удобства наводки на быстро перемещающиеся цели пулемёт вместо приклада получил заднюю рукоятку, пистолетную рукоятку и новые прицельные приспособления с флюгер-мушкой, учитывающей собственную скорость самолета, что позволяло стрелять более точно. К передней части ствольной коробки привинчивалась планшайба. К её нижней части крепился шкворень, имеющий изогнутый вертлюг для установки на турель. Спереди сверху была закреплена втулка с кольцевым прицелом. Поскольку кожух был демонтирован и установлена планшайба, внесли изменения крепления направляющей трубки газового поршня.

Неожиданной проблемой при доводке авиационного пулемёта стал сбор стреляных гильз, которые, разлетаясь внутри самолета, могли создать предпосылки к лётным происшествиям. Долго не удавалось избежать заклинения стреляных гильз в горловине мешка для их сбора при частичном его заполнении. Устранить этот недостаток удалось после изучения кадров скоростной киносъёмки, путём создания спрофилированного входа в мешок, соответствующего траектории движения гильз.

На момент появления пулемёт ДА, предназначенный для использования в оборонительных установках, вполне соответствовал своему назначению. Он был достаточно лёгким, что немаловажно для использования в авиации. Масса оружия без магазина составляла 7,1 кг, со снаряженным магазином – 11,5 кг. Длина – 940 мм. Темп стрельбы – 600 выстр./мин.

Баллистика ДА соответствовала пехотному ДП и танковому ДТ. Начальная скорость «легкой» пули со стальным сердечником составляла 840 м/с. При стрельбе по воздушным целям наиболее эффективными были патроны с бронебойно-зажигательно-трассирующей, бронебойно-зажигательной и пристрелочно-зажигательной пулей. При отражении атак быстро перемещающихся истребителей прицельная стрельба была возможна на дистанции до 400 м.

Темпы выпуска ДА были достаточно высокими, по состоянию на 30 марта 1930 года в частях ВВС имелось 1 200 пулеметов. Еще 1 000 экземпляров готовились к приёмке военными представителями. Быстрому освоению пулеметов ДА способствовала взаимозаменяемость деталей с распространенным в войсках пулеметом ДП.

Вскоре после принятия на вооружение пулемёта ДА в связи с ростом скорости полёта боевых самолётов военные заявили о необходимости повышения темпа стрельбы, и в 1930 году на вооружение поступила спаренная турельная установка ДА-2. Справедливости ради надо сказать, что разработка ДА-2 была заказана ещё в 1927 году.


ДА-2 в Музее артиллерии, инженерных войск и войск связи

На спарке каждый пулемет имел муфту переднего крепления. Для фиксации на установке служили боковые приливы муфт, для удержания трубки газового поршня – нижние. Задним креплением пулеметов на установке являлись стяжные болты, проходившие через отверстия, сделанные в задних приливах ствольной коробки. Пулеметы с турелью соединялись через шкворень. Крючок общего спуска устанавливался на пистолетной рукоятке правого пулемета в дополнительной спусковой скобе.

На левом пулемете для удобства пользования флажок предохранителя и рукоятку затворной рамы перенесли на левую сторону, на его стволе устанавливался кронштейн для флюгер-мушки. Так как суммарная отдача спаренных пулеметов стала больше, на стволах установили дульные тормоза активного типа. Позднее тормоз такой конструкции использовался на 12,7-мм пулемёте ДШК. Установку снабжали подбородником, плечевым или грудным упором.

Вес ДА-2 со снаряженными магазинами и флюгер-мушкой составлял 26 кг, длина – 1 140 мм, ширина – 300 мм, расстояние между осями каналов стволов – 193 мм.

Служба и боевое применение авиационных пулемётов ДА и ДА-2

В 1932 году ДА-2 вытеснил в производстве ДА. В 1935 году в связи с появлением гораздо более скорострельного 7,62-мм пулемёта ШКАС (темп стрельбы до 1 800 выстр./мин) был прекращён выпуск ДА-2. Всего военные приняли 12 914 пулемётов ДА и 16 040 спарок ДА-2.


Спаренная пулемётная установка ДА-2 на турели Тур-6

Одинарные и спаренные пулеметы ставили на турели Тур-2, Тур-5 и Тур-6, располагавшиеся на верхней части фюзеляжа самолета, обеспечивавшие обстрел верхней полусферы и допускавшие стрельбу с бортов вниз.

Конструктивную основу турели составляли два кольца, при этом неподвижное кольцо крепилось на фюзеляже. Стрелок располагался внутри колец, в открытом воздушном потоке. На подвижном кольце шарнирно закреплялась дуга, в которой на шкворне устанавливался пулемет ДА или ДА-2.

Стрелок управлял оружием с помощью мускульной силы. Для облегчения поворота турели в горизонтальной плоскости подвижное кольцо соединялось с пружинным устройством, компенсирующим действие аэродинамического момента. При вертикальном маневре стрелку помогали резиновые амортизаторы, разгружающие вес дуги с оружием. Однако при такой системе стрелок быстро уставал: резиново-пружинные компенсаторы парировали действие потока воздуха лишь при строго определенной скорости полета.

Пулемёты ДА и ДА-2 до конца 1930-х активно эксплуатировались на разведчиках Р-3 и Р-5, Р-6, а также на бомбардировщиках ТБ-1 и ТБ-3. После начала массовых поставок пулемётов ШКАС их в первую очередь ставили на новые самолёты и постепенно перевооружали находящиеся в строю.

По состоянию на 22 июня 1941 года большая часть пригодных для дальнейшего использования ДА, ДА-2 и ПВ-1 находилась на складах. Какое-то количество авиационных пулемётов ДА и ДА-2 осталось в войсках, где они в основном использовались в учебно-тренировочных целях, а также защищали заднюю полусферу связных самолётов У-2 и разведчиков-бомбардировщиков Р-5.


Оборонительная установка с пулемётом ДА на самолёте У-2

После нападения нацистской Германии использование пулемётов Дегтярева в ВВС РККА продолжилось, и в первую очередь это касалось относительно компактных и лёгких ДА. Этот пулемёт можно было быстро перебрасывать с борта на борт для стрельбы из боковых окон транспортно-пассажирских самолётов, и для чего хорошо подходило оружие с питанием из дискового магазина и не создающее неудобств свисающей лентой.

Весной 1942 года появилась полевая двухместная модификация штурмовика Ил-2, в которой заднюю полусферу защищал стрелок с пулеметом ДА. На опытном штурмовике Ил-2бис с турелью БЛУП-1, проходившем боевые испытания на Калининском фронте в 6-м ГШАП с 7 ноября по 9 декабря 1942 года, имелась очень просторная и комфортная кабина стрелка. Благодаря этому стрелок мог дополнительно брать в полёт «ручной» пулемёт ДА и вести огонь через боковые форточки, отражая атаки немецких истребителей сбоку, а также обстреливать наземные цели.


Ил-2бис

Пилотам и стрелкам машина понравилась. Кабина стрелка-радиста была не только просторной, но и хорошо защищенной. Однако в серийное производство Ил-2бис так и не запустили. Причина – большое количество конструктивных изменений, да и бомбовая нагрузка у Ил-2бис была на треть меньше, чем у одноместного Ил-2.

В начальный период войны РККА испытывали острую нехватку противовоздушных средств, предназначенных для непосредственной защиты войск от немецких истребителей-бомбардировщиков, пикировщиков и штурмовиков, действующих на малых высотах. Это в свою очередь вело к неоправданным потерям и сильно затрудняло организацию обороны. В сложившихся условиях было принято решение для создания зенитных пулемётных установок использовать находящиеся на хранении устаревшие авиационные пулемёты.

Использование авиационных пулемётов Дегтярёва в качестве зенитных облегчалось тем, что они изначально оснащались прицелами, предназначенными для ведения огня по быстро перемещающимся воздушным целям, и имели соответствующие органы управления.


ДА-2 на зенитной треноге обр. 1928 года конструкции М. Н. Кондакова

Переделка пулемётов ДА и ДА-2 в зенитные установки осуществлялась в прифронтовых оружейных мастерских, и единого стандарта для таких ЗПУ не существовало. Пулемёты ДА, как правило, монтировались на простейшие вертлюги, а спаренные ДА-2 – на более сложные и устойчивые турели.


Зенитная установка ДА-2 с уравновешивающим механизмом

Часть зенитных установок ДА-2 была оснащена уравновешивающими механизмами. Те, что таких механизмов не имели, оснащались плечевыми упорами.

Несмотря на отсутствие единого стандарта и полукустарный характер производства зенитных турелей, в целом это оказалось достаточно эффективное и лёгкое оружие. Спаренная установка с двумя снаряженными магазинами, установленная на треножном станке, весила в два раза меньше, чем пулемёт Максима на зенитном станке обр. 1928 года при вдвое большей огневой мощи. Относительно небольшая емкость магазина по сравнению с зенитными пулеметами, имевшими ленточное питание, отчасти компенсировалась возможностью его быстрой замены.

Кроме того, авиационный пулемёт Дегтярёва без проблем переваривал стандартные винтовочные патроны, а для безотказной стрельбы из ШКАС требовался специальный патрон с дополнительной фиксацией пули и улучшенным капсюлем.

Несмотря на то, что на завершающем этапе войны войска в значительной мере были насыщены отечественными зенитными крупнокалиберными пулемётами ДШК и полученными по ленд-лизу Browning M2, установки с пулемётами ДА и ДА-2 оставались в зенитных подразделениях вплоть до окончания боевых действий.

Определённой популярностью зенитные ДА-2 пользовались в финской армии. Таких захваченных у РККА противовоздушных установок имелось несколько десятков.


Финский оружейник с зенитной установкой ДА-2

Использование ДА и ДА-2 облегчалось тем, что стандартным патроном в Финляндии являлся российский 7,62х54 R, и наряду с ручным пулемётом Lahti-Saloranta M/26 финская пехота очень активно применяла советские ДП. Известно, что трофейные пулемёты Дегтярева проходили доработку, и их снабжали дополнительным предохранителем и пламягасителем финского образца.

Сравнение пулемёта ДА с зарубежными аналогами

К началу Второй мировой войны в других странах также имелось немало авиационных пулемётов с магазинным питанием.

Наиболее близким по характеристикам к отечественному ДА является пулемёт Lewis, доработанный для использования на самолётах.


Авиационный пулемет Lewis Mk. III с диском на 97 патронов

Без патронов Lewis Mk. III весил около 8 кг. Масса магазина с патронами – 5,3 кг. Темп стрельбы авиационного варианта – до 850 выстр./мин. «Льюисы», стоявшие на вооружении во Франции, Италии и Японии, вели огонь стандартным британским патроном 0,303 (7,7-мм).

Ко второй половине 1930-х Lewis Mk. III в авиации использовались ограниченно. Англичане большую часть своих пулемётов отправили на склады. Это оружие оказалось востребованным, когда выяснилось, что британским подразделениям территориальной обороны, спешно формируемым в ожидании германского вторжения, не хватает зенитных пулемётов. Как и в случае с советскими авиационными пулемётами Дегтярева, несколько тысяч «Льюисов» установили на зенитные станки.

По лицензии «Льюис» производился в Японии, пулемёт, принятый в морской авиации, имел обозначение Type 92.


Японский авиационный пулемёт Type 92

Без патронов японский пулемёт весил 8,5 кг. Длина – 980 мм. Темп стрельбы – 600 выстр./мин.

Еще одним авиационным пулемётом с примыкаемым сверху дисковым магазином на 97 патронов являлся британский Vickers Class K, выпускавшийся с 1934 по 1939 год. Всего было выпущено более 100 тысяч единиц.


Авиационный пулемет Vickers Class K на турели бомбардировщика Fairey Battle

Без диска Vickers Class K весил 9,5 кг. Длина – 1 016 мм. Темп стрельбы: 950–1 200 выстр./мин.

Пулемет использовал газоотводную автоматику с длинным ходом расположенного под стволом газового поршня. Имелась возможность быстрой замены ствола. Авиационный пулемет Vickers Class K оснащался вертикальной рукояткой управления огнем характерной формы со спусковым крючком на тыльной стороне ствольной коробки.

В 1940 году пулеметы Vickers Class K стали передавать в наземные подразделения ВВС для охраны аэродромов, где их устанавливали на различные импровизированные зенитные станки.

В одинарных и спаренных установках они также применялись в британском флоте и подразделениями коммандос SAS, где «Виккерсы» монтировались на внедорожниках и грузовиках.

В начале 1930-х в Чехословакии начали выпускать авиационный пулемёт vz. 30, созданный на базе английского Vickers Mk. III. Для того, чтобы обеспечить возможность питания лентой и из диска на 50 патронов, исходный образец подвергся существенной переработке.


Чехословацкий авиационный пулемет vz. 30 с дисковым питанием в оборонительной установке лёгкого бомбардировщика

Автоматика vz. 30 работала за счёт короткого хода ствола при отдаче. В зависимости от исполнения масса пулемёта составляла 11,4–11,95 кг. Длина – 1 033 мм. Темп стрельбы при магазинном питании – 950 выстр./мин, при ленточном – 1 100 выстр./мин.

До 1938 года на заводе в Страконице удалось собрать около 4 500 пулеметов, использовавшихся в Чехословакии и поставлявшихся на экспорт. В частности, партия vz. 30 была продана Греции. С учётом более высокого, чем у пехотных образцов, темпа стрельбы, часть авиационных пулемётов применяли в наземных зенитных установках, которые предназначались для обеспечения ПВО аэродромов.

В 1936 году на вооружение люфтваффе официально поступил пулемёт MG. 15 (до принятия на вооружение имел индекс Rheinmetall T.6-200), спроектированный на базе ручного пулемёта MG. 30, который в свою очередь вёл родословную от S2-100, созданного в 1929 году швейцарской фирмой Waffenfabrik Solothurn AG. Всего до 1940 года было выпущено около 17 000 пулемётов.


7,92-мм авиационный турельный пулемёт MG. 15

Автоматика пулемёта MG. 15 работала по принципу отдачи ствола с его коротким ходом. Запирание канала ствола происходило поворотом запирающей муфты. Без патронов MG. 15 весил 8,1 кг, длина – 1 090 мм. Темп стрельбы: 900–1 000 выстр./мин. Для питания пулемёта патронами использовался 75-зарядный двойной барабанный магазин.

После того как MG. 15 в оборонительных установках стали заменять более скорострельными 7,92-мм MG. 81 и 13,2-мм MG. 131, значительное количество турельных пулемётов MG.15 осталось на складах. С учетом того, что устаревшие авиационные пулемёты винтовочного калибра с минимальными переделками можно было использовать для создания зенитных установок, им быстро нашли применение. Фактически для этого только требовалось установить тело пулемёта на достаточно длинную вертикальную стойку с шарниром и обеспечить устойчивость. Необходимые прицельные приспособления на оружии имелись.

Иногда охрана немецких полевых аэродромов не заморачивалась созданием специализированных зенитных треног, для изготовления которых требовалось время и материалы. В этом случае стойку турели, демонтированную с самолёта, вместе с пулемётом забивали в торец вертикально врытого в землю бревна.

Таким образом, сравнивая советский ДА с зарубежными одноклассниками, можно констатировать, что другие иностранные образцы, особенно появившиеся позже, в большинстве случаев превосходили отечественный авиационный пулемёт по темпу стрельбы, что было важно в воздушном бою. По массе и габаритам все рассматриваемые пулемёты были примерно равнозначны. В то же время пулемёт Дегтярёва имел достаточно простую и прочную конструкцию, что положительно сказывалось на надёжности.