И это еще не все! Вдобавок к убыткам, «Northrop Grumman» не рассчитывает получить прибыль от первых пяти серийных партий бомбардировщиков B-21.

Это уже серьезно. Здесь не стоит кричать, что «место проклято», но финансовые «успехи» с F-22 и F-35 уже стали притчей во языцех. Теперь и В-21. Видимо, вопрос надо решать системно, но для этого сперва нужно понять, что вообще происходит за океаном.

А там компания «Northrop Grumman» сообщила об убытках в размере почти 1,2 миллиарда долларов по программе бомбардировщиков-невидимок B-21 Raider.

Компания также заявила, что ожидает недополучения прибыли (считай – убытка) по каждой из первых пяти партий этих самолетов. И все это произошло всего через несколько дней после того, как Пентагон объявил о заключении первого контракта на производство B-21.

Вообще, если честно, то есть мнение, что в «Northrop Grumman»… немного лукавят. Тут вообще стоит пристально разобраться, а с чего вдруг баня загорелась, точнее, такие растраты? Все как бы люди умные и образованные, понимаем, что для того, чтобы получить прибыль, надо сперва что-то вложить.

И в случае с «Northrop Grumman» извините, но заявленный убыток просто меркнет по сравнению с доходом, который программа может принести компании в течение всего срока ее существования, если она будет реализована так, как предполагается в настоящее время.

Со стороны «Northrop Grumman» последовало объяснение, что программа B-21 повлекла за собой «доналоговые расходы» в размере чуть менее 1,56 млрд долларов, согласно пресс-релизу, выпущенному компанией в преддверии квартального отчета о доходах. Налоговые взаимозачеты сократили чистый убыток до 1,17 млрд.


Первый предсерийный B-21 Raider во время его первого полета в ноябре 2023 года
«Убытки в значительной степени обусловлены изменением наших предположений о финансировании для смягчения влияния макроэкономических сбоев на фазу LRIP (малосерийное начальное производство) программы и более высокими прогнозируемыми производственными затратами, которые отражают недавние переговоры с поставщиками и наш опыт завершения строительства первого самолета»

, — поясняется в пресс-релизе «Northrop Grumman».

«Макроэкономические потрясения» включают в себя более высокую, чем ожидалось, инфляцию и другие более широкие экономические факторы. Вообще такой компании, как «Northrop Grumman», стоит задуматься о том, насколько квалифицированные экономисты трудятся в ее штате. Или поздравить компанию с тем, что у нее просто прекрасный штат мошенников.

Вообще, конечно, «снова здорово», танцы на финансовых граблях в Пентагоне продолжаются. Ну не могут почему-то специалисты точно просчитать все необходимые финансовые варианты. И снова Пентагон влетает на увеличение стоимости уже законтрактованной продукции.

Прямо даже посочувствовать хочется.

«В 2015 году ВВС США заключили с Northrop Grumman контракт на B-21, который включает в себя базовый контракт на проектирование, производство и проектирование (EMD) и пять вариантов начального производства (LRIP). Фаза EMD программы в значительной степени затратная и началась при выполнении контракта. Опционы LRIP в значительной степени имеют фиксированную цену и, как ожидается, будут присуждены и исполнялся примерно до конца десятилетия».

«Теперь мы считаем, что, вероятно, каждый из первых пяти лотов LRIP будет выполнен в убыток»

, — говорится в сообщении «Northrop Grumman». По данным «Aviation Week», сама по себе сумма, которую компания раскрыла сегодня, эквивалентна более чем 10 процентам того, что ВВС ожидали потратить на участки LRIP 1-5.

Здесь даже комментировать ничего не хочется, то, что в Пентагоне попали на деньги, уже ясно и понятно.

Пентагон заключил контракт на B-21 LRIP Lot 1 с «Northrop Grumman» осенью прошлого года, но раскрыл этот факт только недавно. Когда именно была заключена эта сделка, какова ее стоимость, сколько самолетов она покрывает, и строятся ли сейчас какие-либо самолеты LRIP, неизвестно. Мы об этом говорили, раскрыт был минимальный объем информации.


Первый предсерийный B-21 в ангаре
«Несмотря на то, что мы разочарованы тем, что наша оценка условий для первоначальной части программы B-21 с низкой долей прибыли потребовала этой платы в этом квартале, мы уверены в нашей способности выполнить прогноз компании, который остается неизменным»,

— сказала генеральный директор «Northrop Grumman» Кэтрин Уорден.

«Мы также гордимся работой команды B-21, которая продолжает выполнять беспрецедентную программу разработки самолетов».

Военно-воздушные силы уже находятся в процессе приобретения шести предсерийных B-21, которые будут использоваться для различных целей испытаний. Некоторые из этих самолетов могут быть введены в эксплуатацию в будущем. Первый из этих бомбардировщиков, получивший прозвище «Цербер», совершил свой первый полет в прошлом году, а в настоящее время этот самолет проходит летные испытания на авиабазе Эдвардс в Калифорнии.

Финансовые проблемы Northrop Grumman, связанные с B-21, не являются неожиданными. В прошлом году компания несколько раз предупреждала о потенциальных крупных убытках и заявила, что они могут составить до 1,2 млрд. Теперь это оказалось очень точным предсказанием. Либо – точно спланированным.

Это частично подтверждает другое высказывание директора Уорден, в октябре прошлого года: «Мы сейчас планируем нулевую рентабельность для В-21».

Молодцы, спланировали – получилось!

Если немного открутить временную линию назад, то можно вспомнить, что год ом раньше, в январе 2023-го, «Northrop Grumman» также заявила, что прогнозируемая стоимость единицы B-21 ниже целевого показателя, установленного ВВС США.

То есть, один экземпляр бомбардировщика обошелся бы финансовому ведомству Пентагона даже дешевле, чем рассчитывали в ВВС! Но вот прошел всего год, да, В-21 полетел, и это почему-то удорожало проект на 10%.

К сожалению, так как нет четкой информации о расходах на программу B-21 в подробностях, выводы остаются ограниченными. Согласно отчету «Bloomberg», на момент публичного представления В-21 «Raider» в декабре 2022 года, общая стоимость программы составляла 203 миллиарда долларов в долларах 2019 финансового года, из которых «25,1 миллиарда долларов на разработку, 64 миллиарда долларов на производство и 114 миллиардов долларов на 30 лет поддержания и эксплуатации флота из 100 бомбардировщиков».

Общая стоимость с поправкой на инфляцию здесь составляет около 243,6 миллиарда долларов в долларах 2023 года. Тем не менее, в прошлом ВВС говорили о приобретении 145 B-21, что повлияло бы на общую стоимость программы и стоимость единицы каждого бомбардировщика. Прежде всего, эти цифры говорят о том, насколько прибыльным может быть B-21 для «Northrop Grumman» в течение всего срока его службы.

Во время последнего заявления генеральный директор «Northrop Grumman» Уорден сказала, что ВВС направили около 60 миллионов долларов на финансирование программы B-21 из пула, выделенного Конгрессом специально для противодействия более высокой, чем ожидалось, инфляции в прошлом году.

Эти деньги были конкретно привязаны к себестоимости первого этапа LRIP. Достаточно грамотный ход в условиях нестабильной американской экономики, но могут ли 60 миллионов стать надежным буфером на пути инфляции? Уорден сказала, что ее компания не уверена в каких-либо подобных бюджетных «послаблениях», которые правительство США могло бы предоставить для будущих этапов LRIP. Она сказала, что «ограниченный бюджет» заставил Northrop Grumman снизить свои ожидания в этом отношении.

«Важно отметить, что сегодня у нас гораздо больше информации, чем в это время в прошлом году, когда мы завершили производство и наземные испытания первого самолета»

, — сказал Дэйв Кеффер, корпоративный вице-президент и финансовый директор «Northrop Grumman».

«У нас также есть большинство поставщиков, с которыми сейчас заключены контракты, а остальные находятся на стадии окончательных переговоров. У нас есть наши последние оценки производительности и подготовки, которые, по нашему мнению, соответствуют нашему историческому опыту. Возможно, самое главное, то, что мы по-прежнему хорошо справляемся с этой программой, которая продолжает предоставлять критически важные возможности для наших клиентов»

.

Несмотря на финансовое положение «Northrop Grumman», ВВС и Конгресс США уже давно говорят о том, что B-21 является четко спланированной программой приобретения самолетов. Официальные лица ВВС по-прежнему положительно оценивают «Raider», возможности «Northrop Grumman» и графики приобретения и принятия на вооружение этих бомбардировщиков. Цель состоит в том, чтобы начать развертывание действующих эскадрилий B-21 до 2030 года.

«В-21 идет хорошо… имеется в виду его переход в LRIP», — заявила Кристин Э. Джонс, исполняющая обязанности заместителя министра ВВС, на публичном мероприятии, организованном аналитическим центром Центра стратегических и международных исследований (CSIS) в Вашингтоне, округ Колумбия. «Программа B-21 «оказалась правильной по цене и графику, которые мы ожидали. Так что существенных изменений там нет».

Собственно, тут можно поставить точку. ВВС критически важен В-21, который должен сменить физически устаревшие В-1В и откровенно неудачные В-2. Поэтому там так спокойно относятся к финансовому пилотажу «Northrop Grumman», тут важнее, чтобы процесс шел без остановки.

В дополнение к тому, что В-21 станет ключевым элементом триады ядерного сдерживания вооруженных сил США на долгие годы, он будет включать в себя и другие возможности, которые найдут применение помимо нанесения ядерных ударов.

В предыдущем материале о B-21 мы говорили, что в Пентагоне рассматривают бомбардировщик как один из компонентов большого семейства систем, которые будут осуществлять между собой боевое взаимодействие. То есть, на В-21 будет возложена роль многоцелевого самолета, который будет обладать непревзойденными возможностями, выходящими далеко за рамки традиционных «бомбардировочных» функций.

Очевидно, что ВВС и «Northrop Grumman» постараются держаться в рамках программы B-21, хотя еще неизвестно, сможет ли эта программа и дальше оставаться в рамках бюджета и графика.

В любом случае, это та ситуация, когда деваться некуда. В-21 очень нужен ВВС, поэтому платить все равно придется столько, сколько запросит «Northrop Grumman». Понятно, что там не захотят работать на Пентагон из патриотических соображений в убыток, а значит, военным уже сегодня можно начинать готовить аргументы для Конгресса. Деньги просто так никто не даст.

Вообще бомбардировщик — это сложное дело. Может он наносить ущерб не только противнику, но и своим. Просто кому взорванными бомбами и ракетами, а кому – сорванными бюджетами.