Главные события 2023 года для нашей страны на слуху и понятны. Победа в запорожской оборонительной операции, победа в артёмовском сражении, освобождение Соледара, Артёмовска и Марьинки, разворачивание борьбы с пятой колонной, провал попыток внешнеполитической и экономической изоляции РФ, крах ставки Запада на внутриэкономический коллапс. Не обошлось и без негатива в виде «мятежа Пригожина», расформирования вагнеров, гибели их руководства, отдельных неудач и проблем на фронте.

Главные события в мире тоже свежи в памяти. Чудовищное землетрясение в Турции и Сирии, очередное расширение НАТО, провал украинского «контрнаступа» и разочарование Запада по этому поводу и, конечно, война в секторе Газа.

Однако год был насыщенный, и несколько важнейших вещей могли выпасть из внимания, особенно если оно фокусировалось на основе западной «повестки». Мировая пресса зачастую зациклена на мелких и не очень делах Америки и Европы. Убийству очередного негра в США посвящается куда больше газетных страниц, чем гибели десятков или даже сотен тысяч эфиопцев и тыграйцев. Тем более если в африканской резне не получается обвинить ни Россию, ни Китай.

К разряду не слишком раскрученных, но чрезвычайно важных событий прошедшего года относится возобновление дипотношений между Ираном и Саудовской Аравией. Дело в том, что эти две страны последние десятилетия были главными военно-политическими противниками на Ближнем Востоке, а в 2016 году они разорвали отношения. Это крупные и значительные не только в своём регионе державы, прежде всего из-за военного потенциала и объёмов добычи нефти.

Концептуально до исламской революции 1979 года США делали ставку в регионе на шахский Иран. Он был главным союзником американцев в регионе после, конечно, Израиля. США щедро вооружали шаха, поставили персам даже «Томкэты» (истребитель Grumman F-14 Tomcat). В результате победы исламской революции Иран, наоборот, стал лидером национально-освободительного движения мусульманских народов и главным врагом США в регионе. Тогда американцы сделали ставку на Саудовскую Аравию и накачивали вооружениями уже саудитов.

В идущей с 2014 года гражданской войне в Йемене как раз иранцы поддерживают известных теперь на весь мир хуситов («Ансар Аллах»), а саудиты — правительственные войска. Именно иранскими беспилотниками хуситы бомбили нефтяные объекты Saudi Aramco. Самой удачной стала атака на Хурайсе 14 сентября 2019 года, которая вызвала повышение цен на нефть марки Brent почти на 20 проц. Саудиты же при поддержке США и Англии сколотили целую коалицию из Бахрейна, Кувейта, Иордании, Судана, Сенегала, ОАЭ, Египта, Катара, Марокко для вторжения в Йемен. Однако эта их «спецоперация» по большей части провалилась, хуситы по-прежнему контролируют основные регионы Йемена и столицу. Интервенция в Йемен в очередной раз показала, что бои выигрывают люди, а не военные технологии.

Неожиданно в прошедшем году без лишней помпы после четырёхдневных переговоров Китай помирил Иран и Саудовскую Аравию. Было подписано совместное трехстороннее заявление о возобновлении дипотношений: от Ирана — секретарем Высшего совета нацбезопасности контр-адмиралом Али Шамхани, от Саудовской Аравии — советником по нацбезопансности Мусаидом аль-Айбаном, от Китая — руководителем канцелярии комиссии по иностранным делам ЦК КПК Ваном И.

Дело в том, что КНР является крупнейшим покупателем нефти для обеих этих стран, что и стало, по-видимому, главным рычагом давления. Официальные СМИ Ирана и Саудовской Аравии синхронно сообщили, что это решение принято благодаря «благородной инициативе председателя КНР Си Цзиньпина».

Восстановление отношений Саудовской Аравии с Ираном свидетельствует об отдалении её политики от интересов США в регионе. Посредническая миссия Китая, несмотря на внешнюю дружелюбность, направлена против США.

«Это успех Китая, — приводит «Синьхуа» слова хорватского аналитика Огорца. — Китай, будучи крупной мировой державой, обладает как политической волей, так и международным престижем для помощи в достижении такого успеха. После многих лет открытой вражды Саудовская Аравия и Иран на прошлой неделе договорились восстановить дипломатические отношения после переговоров при посредничестве Китая, что стало важным событием для обеих стран, а также пошло на пользу безопасности и стабильности на Среднем Востоке. Саудовская Аравия и Иран договорились о взаимном открытии посольств и дипломатических миссий в течение двух месяцев, переговорах министров иностранных дел об обмене послами и дальнейшем изучении путей улучшения двусторонних отношений, говорится в опубликованном в пятницу трехстороннем заявлении. В отличие от США, которые давят на одну сторону и поддерживают другую на Среднем Востоке, Китай придерживается иного подхода, способствуя диалогу, миру и сотрудничеству».

Reuters в свою очередь написал, что США обеспокоены восстановлением отношений при посредничестве Китая. Прореспубликанский журнал The American Thinker более откровенно написал об ошеломляющим поражении американской дипломатии на Ближнем Востоке и во всём мире.

На самом деле, если Саудовская Аравия продолжит двигаться в сторону суверенитета и выйдет из орбиты влияния США, это сильно ударит по гегемонии Америки. Всё это акты ползучего процесса выдворения американской военщины с Ближнего Востока, который не удалось остановить даже вероломным убийством главного его архитектора — К. Сулеймани. И если и говорить про глобальную борьбу США и Китая, которую в самом Китае активно отрицают, то примирение Ирана и Саудовской Аравии — очень сильный и тонкий ход китайцев. С одной стороны, это болезненный удар для США, с другой — абсолютно миролюбивое посредничество, к которому сложно подкопаться.

Другим важнейшим, но недостаточно отмеченным вниманием событием является начало падения французского неоколониализма в Африке (франсафрике). Военный переворот в Мали в 2021 году запустил цепочку национально-освободительных выступлений, которые в 2023-м закончились оформлением антифранцузского военно-политического союза Мали, Буркина-Фасо и Нигера (Альянс государств Сахеля). По факту существенно поменялся баланс сил в регионе, Западная Африка разделилась на два блока государств. В остальных бывших африканских колониях Франции тоже нарастают антизападные и антифранцузские настроения.

У нас обычно не придают большого значения африканским делам Франции, тогда как в самой Пятой республике считают Африку своим pré carré (задним двором). Как сказал один французский парламентарий: «Без Африки Франция станет маленькой страной в большом мире».

В 2022 году Франция объявила о завершении операции «Бархан» в Сахеле, которая полностью провалилась, что и стало одной из причин активизации антифранцузского движения по всей Африке. Тогда же была сформирована рабочая группа для представления в Национальном собрании доклада об отношениях Франции и Африки с анализом неудач на данном направлении. Неудач за время работы группы стало ещё больше, и представленный в ноябре 2023 года доклад констатировал, что времена, когда Елисейский дворец имел полный контроль над бывшими колониями, ушли безвозвратно. Одной из главной причин провала французской политики названа двойственность в поведении правительства Франции: на словах Макрон — большой противник неоколониализма и франсафрики, а на деле — поборник силового контроля прежде всего над природными ресурсами континента. Африканская общественность видит, что Париж интересует только экономическая выгода.

Но почему кризис французского влияния наступил именно сейчас? С одной стороны, тот же Китай уже не первый десяток лет выстраивает отношения с африканскими странами, как бы противопоставляя своё равноправное сотрудничество неоколониальному влиянию Запада, с другой стороны, именно после начала СВО, конфронтации России с Западом и резкой активизации российской политики в Африке пошёл рост национально-освободительного движения. На Западе прямо обвиняют Россию в поддержке, а иногда и в инициации военных переворотов.

Но дело, скорее всего, не только в эффективности российской дипломатии, «мягкой силы» и поддержки. Общий кризис западной системы и неоколониальной модели поведения так проявил себя в Африке. И он там будет только нарастать. Но так или иначе, Франции было нанесено стратегическое поражение в Африке, прежде всего в Сахеле, национально-освободительными силами при поддержке РФ.

Также к важным, но отчасти «затерявшимся» в информационном шуме событиям 2023 года относится размещение российского тактического ядерного оружия на территории Белоруссии, налаживание военно-технического сотрудничества России и КНДР, победа Эрдогана на выборах в Турции, укрепление власти Си Цзиньпина и расширение БРИКС. Все они так или иначе играют против американской гегемонии, а её разрушение на данном историческом этапе является абсолютно прогрессивным для народов мира.

МИД РФ к основным внешнеполитическим событиям 2023 года относит утверждение новой редакции Концепции внешней политики России. Этот документ определяет и обозначает базовые стратегические ориентиры для дипломатии. Изменения были связаны с новой обстановкой в связи с проведением СВО. Впервые в документе делается акцент на борьбе с неоколониальными практиками, употребляется понятие национального интереса и говорится о необходимости «противодействия русофобии». Также МИД отмечает (и здесь важна даже последовательность) достижение беспрецедентного уровня российско-китайских отношений, интенсивный политический диалог с Индией, новый уровень отношений с КНДР, развитие российско-иранских отношений, укрепление позиций на Ближнем Востоке, оживление связей с Африкой, расширение партнерских отношений с Латинской Америкой.

Так что можно сказать, что 2023 год отмечен интенсивным формированием лояльного отношения к России незападных стран в конфронтации с США и НАТО.

Анатолий Широкобородов