Мы давно привыкли к тому, что западные разведки активно изучают все то, что происходит в зоне СВО. Если происходит налет на наши тылы, то никто даже не сомневается, что в это время где-то рядом был или были натовские самолеты-разведчики или дроны.

Если среди пленных или убитых вэсэушников оказывается наемник из западных стран, то при внимательном рассмотрении его биографии довольно часто всплывает его причастность к разведке какой-либо западной страны. Где-то когда-то служил, сотрудничал, участвовал в операциях и т. п.

То, что боевые действия, особенно такой интенсивности как в зоне СВО, вскрывают множество военные секретов понятно. Начиная от экипировки солдат и структуры различных подразделений и заканчивая новыми тактическими и стратегическими идеями, все интересно нашему противнику. А как же противная сторона?

Разведка, как уже многократно говорилось, в том числе и в нашем издании, ведется постоянно, на разных уровнях и с применением всех способов и возможностей, которые дает развитие современной техники. Классическое «знание – сила» было и будет оставаться истиной в любом деле, включая военное.

Мы много говорим о СВО, но в мире происходит множество военных конфликтов. И участвуют в них много стран. В том числе и те, которые открыто заявляют о том, что мы враги, и готовятся к будущей войне именно с нами. Если раньше в сценариях различных учений нас называли просто противником, что всегда предоставляло возможность дипломатам оспаривать какие-то претензии, то сейчас никто уже не стесняется и не боится называть вещи своими именами.

Сегодня мы поговорим об одном эпизоде из недавнего прошлого. Здесь не будет героических захватов языков, проникновений в штабы противника и прочей киношной мишуры. Будет рутинная работа наблюдателей, аналитиков, других специалистов.

Речь пойдет об операции, которую американцы проводят в Красном море. Эта операция была предсказуема, поэтому в данном районе, естественно, активизировались разведки сразу нескольких стран. Благо «география» упрощает наблюдение за объектами даже с помощью простейших средств. Интерес к тому, как и какими средствами американский и британский флот будет бороться с ударами противника, был далеко не шуточный.

Как американцы защищались от ударов хуситов?

Начнем, наверное, с главного. С уничтожения баллистических и крылатых ракет, дронов различной конструкции и всего того, что летело в сторону американских кораблей. Надо сказать, что обстрелы такой интенсивности – явление не частое, и они дают достаточно много информации к размышлению. Практически любой обстрел достаточно индивидуален, а значит, предоставлял ценнейший материал для разведки.

Оборона корабельной группировки производилась с использованием известной системы ИДЖИС (Aegis (ACS)). Пожалуй, впервые в реальной обстановке американцы именно через эту систему организовали координирование действий кораблей разных стран. Напомню, этой системой пользуются флоты Японии, Британии, Норвегии, Австралии, Южной Кореи, Испании, Канады. Возможно, и других стран.

Единая система отслеживания, контроля и наведения вооружения позволила отслеживать ракеты хуситов практически с момента входа в небо залива. И уничтожались ракеты не конкретным кораблем-целью, а именно тем, который находился в наиболее выгодной позиции. При этом использовались не только противоракеты, но и авиация.

Достаточно эффективно проявила себя палубная авиация американцев. Причем не только беспилотная, но и истребители F / A-18E / F Super Hornets. При соответствующем наведении на цели истребители справились с задачей на все 100 %: ни одна ракета в цель не попала.

Интересно и то, что система «Иджис» достаточно оперативно обрабатывала результаты очередного нападения и вырабатывала алгоритм противодействия этому конкретному сценарию нападения.

Есть и ещё одно важное наблюдение.

«Иджис» устанавливается только на большие корабли. Более мелкие оснащаются упрощенной системой COMBATSS-21. Но в ходе обстрелов выяснилась интересная подробность. И полная, и урезанная версии «Иджиса» прекрасно взаимодействуют друг с другом и легко выстраиваются в единую систему управления.

Ну и последнее по «Иджису». Её возможности значительно увеличиваются с использованием авиации. Практически любой летательный аппарат, оснащенный фазированной антенной решеткой SPY-1 является её частью: от самолетов и вертолетов до дронов. Это позволяет создавать достаточно эффективную структуру управления.

Борьба с воздушными и морскими дронами

Ещё одна важнейшая задача, которую решили американцы, это дроны. Сами по себе дроны не так опасны, как крылатые и баллистические ракеты, но применение сразу множества дронов может существенно сковать действия кораблей, отогнать их от побережья.

Малозаметность и небольшая скорость полета в сочетании с небольшой высотой делают задачу обнаружения достаточно сложной. В то же время, если использовать авиацию, как это сделали американцы, которая бы следила за поверхностью сверху, задача значительно упрощается. Дроны выявляются на достаточно большом расстоянии от цели, и ПВО успевает отреагировать вовремя.

Та же ситуация и с морскими дронами, малыми катерами и лодками, которые для обычного радара достаточно малозаметная цель. Использование авиации позволяет выявить наличие таких объектов на довольно большом расстоянии, а палубные вертолеты успешно уничтожают цели на достаточно существенной дистанции.

Кстати, вскрылась ещё одна подробность, о которой американцы стараются молчать.

Так называемые дополнительные источники информации. Под красивым названием скрывается банальное использование гражданских систем передачи информации, спутников и прочих объектов в военных целях.

Не секрет, что большинство беспилотников, используемых в военных конфликтах сегодняи – это переделки обычных гражданских дронов, используемых для вполне мирных целей. Управление такими дронами происходит на гражданских частотах. И бороться с ними необходимо тоже там же. Для этого и используются эти самые дополнительные источники, отслеживающие «гражданские» дроны.

Вместо выводов

Понятно, что в данном материале я затронул только совсем небольшую часть того, что выявлено в ходе операции в Красном море. В целом американский флот вполне достойно показал себя в противостоянии с хуситами. Впрочем, именно для этих целей он и оснащался. Борьба с теми, кто имеет менее технологичную армию.

Широкое использование новых технологий позволяет армии США вполне комфортно чувствовать себя на поле боя. Все системы связаны между собой. Широко используются компьютеры. Связь обеспечивают спутники. Разведка тоже работает в широком спектре возможностей. Зависимость результатов боя от человеческого фактора минимальна.

В то же время сложность системы увеличивает опасность ее разрушения. При столкновении с равным противником все преимущества «Иджиса» будут просто потеряны. Достаточно лишь элементарно разрушить систему коммуникации объектов системы. Ликвидация хотя бы одного звена полностью дезориентирует всё. Напомню историю корабля в Черном море, над которым пролетел российский бомбардировщик…

Понятно, что активничать там, где будут находиться российские, китайские или, как я думаю, иранские корабли, или будет возможность применения авиации, вроде того бомбардировщика, американцы не станут. Там тоже есть понимание уязвимости собственного флота. Да и хуситы пока не заявляли о прекращении блокады пролива. Так что козыри в их рукаве тоже имеются.

Получилось ли у США напугать хуситов?

Сомнительно. А вот то, что суша для американских морпехов смертельно опасна, ясно уже сейчас. Так что блокада будет продолжаться. Прикрывать каждое судно военным кораблем затратно и опасно. «Иджис» работает хорошо только при наличии группировки кораблей.

Как эту задачу будут решать в Пентагоне, пока не ясно. Флот показал свои возможности и слабые стороны. Эти видели и друзья, и противники.