ЗАХВАТ ГАНГСТЕРАМИ ЗАЛОЖНИКОВ В ПРЯМОМ ЭФИРЕ КАНАЛА TC TELEVISIÓN. СКРИНШОТ КАДРА ВИДЕО YOUTUBE-КАНАЛА JF CISCOVIDEOS

В Эквадоре совершенно неординарная ситуация. Эта латиноамериканская страна в течение нескольких последних дней оказалась захвачена гангстерскими бандами. Президент Эквадора объявил о «внутреннем вооружённом конфликте».

Бандитский мятеж

Эквадор, небольшая страна на тихоокеанском побережье Латинской Америки, «зажатая» между Колумбией и Перу, не часто привлекает к себе внимание. Даже недавние президентские выборы там практически не освещались мировыми СМИ. Об Эквадоре вспоминают только в связи с борцом за свободу слова Джулианом Ассанжем. В 2012 году власти Эквадора при президенте Рафаэле Корреа предоставили Ассанжу политическое убежище на территории эквадорского посольства в Лондоне.

Сегодня ситуация даже более ажиотажная. В Эквадоре вспыхнул настоящий бандитский мятеж, участники которого бросили вызов центральной власти и заставили сильно волноваться не только нынешнего президента Даниэля Нобоа и всех законопослушных граждан. С тревогой на Эквадор смотрят его соседи. Перу повысила боеготовность своих военных подразделений на границе с Эквадором. А новый президент Аргентины Хавьер Милей предложил эквадорским властям направить в страну аргентинский военный контингент для подавления бандитского мятежа.

Сам же президент Нобоа провел заседание совета безопасности и объявил о наличии в стране «внутреннего вооружённого конфликта», что подразумевает немедленное развёртывание и вмешательство сил безопасности в борьбу с организованной преступностью. Он объявил 22 организованные преступные группировки террористическими и приказал вооружённым силам провести военные операции по их нейтрализации. Министерство образования приостановило очные занятия по всей стране.

В ЭКВАДОРЕ РАЗГОРАЕТСЯ «ВНУТРЕННИЙ ВООРУЖЁННЫЙ КОНФЛИКТ», АРМИЯ И СПЕЦСЛУЖБЫ ПРОВОДЯТ МАСШТАБНЫЕ ОПЕРАЦИИ В РАМКАХ БОРЬБЫ С МЕСТНЫМИ ОПГ. ФОТО: IMAGO/CÃSAR MUÃNOZ/GLOBAL LOOK PRESS

С чего всё началось?

Во-первых, в ряде эквадорских тюрем практически одновременно вспыхнул бунт заключенных, большая часть которых – члены организованных преступных группировок, которые занимаются наркоторговлей, грабежами, вымогательством, похищениями граждан с целью получения выкупа, контролируют проституцию и игорный бизнес. Шесть тюрем находились под контролем заключённых, и пока нет точных сведений, как там дела обстоят сейчас. Из этого можно сделать простой вывод о том, что, даже находясь за решеткой, местные гангстеры полностью владеют ситуацией на свободе и способны ею управлять.

Одновременно с этим многие известные и влиятельные эквадорские гангстеры бежали из тюрем в последние дни, после чего в стране и начался бандитский мятеж. Из региональной тюрьмы города Гуаякиль вместе с четырьмя другими сообщниками бежал, частности, Хосе Адольфо Масиас по прозвищу Fito, самый опасный преступник Эквадора. Одновременно Фабрисио Колон Пико, член наркобанды «Лос-Лобос» (Los Lobos, исп. – «волки») сбежал из тюрьмы в провинции Чимборасо, в центре страны. Вслед за этим в восьми крупных городах страны, включая столицу Кито и  крупнейший экономический центр Гуаякиль, произошли жестокие нападения гангстеров на госучреждения, торговые центры, полицию.

Любопытная деталь: Диана Саласар, генеральный прокурор провинции Чимборасо, обвинила упомянутого нами гангстера Колона Пико в том, что у него был план её убийства во время судебных слушаний по делу «о связи между незаконным оборотом наркотиков и политикой».

В связи с этим многие эксперты находят прямую связь между тюремными бунтами и побегом обвиняемых, с одной стороны, и с другой — с вероятностью того, что во время судебного разбирательства могли всплыть обстоятельства, свидетельствующие о связях наркоторговцев с властями разного уровня. Но к этому мы вернёмся чуть позже.

ЗАДЕРЖАННЫЕ В РАМКАХ СПЕЦОПЕРАЦИИ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ОДНОГО ИЗ НАРКОКАРТЕЛЕЙ. ФОТО: IMAGO/CÃSAR MUÃNOZ/GLOBAL LOOK PRESS

Мятеж в прямом эфире

Резонанс и кинематографичность ситуации определяются тем, что всё произошло буквально на глазах всего Эквадора. Гангстеры захватили центральный телеканал в Гуаякиле. В прямом эфире вся страна стала свидетелем того, как около десяти вооружённых людей в капюшонах напали на сотрудников этого телеканала и взяли их в заложники. Почти полчаса в прямом эфире журналисты умоляли гангстеров не причинять им вреда. Потом были слышны выстрелы, и сигнал прервался. Появились сообщения, что позже полиция освободила заложников. Но факт публичной демонстрации силы бандитов и бессилия полиции был уже в эфире.

В настоящее Эквадор переживает беспрецедентную эскалацию террора и насилия. Нападению подверглись ряд госучреждений, университеты, больницы по всей стране. В столице Кито ситуация особо напряжённая. Чиновники дворца Каронделет, который является резиденцией правительства Эквадора, и других государственных учреждений были эвакуированы в целях безопасности. Многие магазины закрылись из-за грабежей. Как свидетельствуют очевидцы, «дорожный хаос в столице сейчас сильнее, чем в любой другой день».

И ранее так было

Между тем именно «информационное сопровождение» через телевидение придало ситуации особенный накал и масштаб. Политические эксперты, которые наблюдают за ситуацией в Эквадоре и в целом в Латинской Америке, сходятся во мнении, что перманентный социальный кризис, проявляющийся в области экономики, образования, здравоохранения и в сфере безопасности, является первопричиной сегодняшней ситуации. Нынешний гангстерский бунт стоит в одном ряду с такими же вспышками бандитского насилия и террора, которые имели место и раньше.

НЫНЕШНИЙ ГАНГСТЕРСКИЙ БУНТ СТОИТ В ОДНОМ РЯДУ С ТАКИМИ ЖЕ ВСПЫШКАМИ БАНДИТСКОГО НАСИЛИЯ И ТЕРРОРА, КОТОРЫЕ ИМЕЛИ МЕСТО И РАНЬШЕ. ФОТО: IMAGO/CÃSAR MUÃNOZ/GLOBAL LOOK PRESS

Вот почему чрезвычайное положение, объявленное президентом Даниэлем Нобоа с целью ужесточения борьбы с организованной преступностью, само по себе не представляет собой экстраординарной ситуации. Например, испанская газета El Pais справедливо  напоминает, что предшественник нынешнего президента Гильермо Лассо применял ту же меру 20 раз всего за два с половиной года. Частота, с которой и ранее вводилось чрезвычайное положение, иллюстрирует серьёзность кризиса насилия, который душит Эквадор и многие другие страны Латинской Америки.

Почему так открыто?

Главный вопрос, который, возможно, возникает при погружении в латиноамериканскую действительность, заключается в следующем: почему банды гангстеров действуют так открыто и нагло? Ответ простой: они знают, что власть в стране, от высших эшелонов до полицейского участка в какой-то горной деревне, кормится с их руки. Аналогичная ситуация давно наблюдается в Колумбии, Перу, в странах Центральной Америки и в Мексике. Причём главы наркокартелей из всех этих стран хорошо знают друг друга, часто сотрудничают, но, бывает, и воюют между собой. Как говорится, жизнь есть жизнь, она разнообразна.

Весь регион к югу от реки Рио-Гранде сегодня поделён на зоны влияния больших и малых бандитских картелей, которые вполне успешно конкурируют с законными властями. Преступные банды, подчинённые строгой иерархии и насчитывающие десятки тысяч боевиков, занимаются вымогательством, наркоторговлей, сутенёрством, заказными убийствами и незаконной переправкой мигрантов на территорию США.

Если в столицах и крупных городах стран региона полиция ещё как-то демонстрирует присутствие законной власти, то стоит отъехать на несколько миль в провинцию, как видимость этой власти кончается. И начинается параллельная реальность, в которой уличные бандиты держат в страхе и полицию, и простых обывателей. Сотрудничество правоохранителей с гангстерами — обычное дело, поскольку первые в меньшинстве и силы очень не равны.

Всех на баржу!

Эскалация насилия оказалась бомбой замедленного действия, которая взорвалась в руках президента страны Даниэля Нобоа. По утверждению экспертов, Эквадор находится на историческом уровне безопасности, вернее, её отсутствия. В год в стране совершается 40 убийств на 100 тысяч человек. Эквадор ждёт реализации проекта нового президента по прекращению насилия и установлению контроля над тюрьмами. То, что государство должно взять под свой контроль тюрьмы, в которых содержатся 31 300 человек, является частью стратегии безопасности, которую три последних правительства  обещали, но не выполнили.

В ЭКВАДОРСКИХ ТЮРЬМАХ ПРАЗДНУЮТ ПОБЕГ ХОСЕ АДОЛЬФО МАСИАСА И ФАБРИСИО КОЛОНА ПИКО. ФОТО: IMAGO/XAVIER CAIVINAHUA/GLOBAL LOOK PRESS

До сих пор в Эквадоре (как и во многих других странах региона) не удалось разорвать прямую связь между тюрьмами и насилием, которое с каждым днем усиливается на улицах латиноамериканских городов. Именно из тюрем лидеры преступных группировок рассылают заказы наёмным убийцам, руководят рэкетом, наркотрафиком. Президент Нобоа уже пообещал доставить в Эквадор тюремные баржи, чтобы держать осуждённых в море, подальше от берега, а также построить тюрьмы строгого режима.

Но про борьбу с проникновением наркоторговцев во власть он почему-то ничего не сказал. Не упомянул и о том, что настоящие наркобароны живут не в Латинской Америке, а в США, куда идёт львиная доля латиноамериканского кокаина. Именно либеральный истеблишмент США является истинным заказчиком поставок наркотиков в Соединённые Штаты. Это самый выгодный в мире бизнес, круче нефти и фарминдустрии. Какой же американский делец от него откажется? Так что президенту Нобоа баржи не помогут.

ИГОРЬ ПШЕНИЧНИКОВ