Группировщики из Набережных Челнов. «Казанский феномен» распространялся за пределы столицы Татарской АССР.

Смерть за асфальт

История «Казанского феномена» началась в 70-х годах прошлого столетия и до сих вызывает споры о причинах зарождения. Разобраться с ними попробуем немного позже, а пока рассмотрим ключевые особенности приволжского бандитизма. Необходимо отличать классическую шпану, которая существовала всегда и везде, от группировок Татарской АССР. Строго говоря, именно в Казани зародилась модель организованной преступности, которая позже захлестнет страну. Первой была печально знаменитая банда «Тяп-Ляп», отличающаяся высоким уровнем организованности и дисциплины. Буквально за несколько лет структура стала типовой и распространилась на остальные группировки.

На самом дне находились представители «шелухи» в возрасте от 9 до 13 лет, занимающиеся мелкими грабежами и вымогательством. Именно они не давали покоя школьникам в подконтрольных микрорайонах – избивали, забирали карманные деньги, ценные вещи и одежду. Далее шли «супера» возрастом 14–16 лет, в обязанности которых входил контроль «шелухи», а также участие в достаточно тяжелых преступлениях – квартирных кражах, угонах автомобилей, рэкете. Чем старше становился член группировки «Тяп-Ляп», тем в более серьезных преступлениях он был замешан – вплоть до изнасилований и убийств.

Во главе банды стоял «дед» или «король» лет 30–35 от роду, который управлял своей свитой – «старшими» (20–30 лет) и «молодыми» (17–19 лет). Внутри группировки дисциплина была жестокой. Например, за опоздание или неявку на сбор избивали, наказывалось курение и алкоголь. Впрочем, последнее правило не распространялось на верхушку банды – главари позволяли себе жить на широкую ногу.


Банда «Тяп-Ляп»

За бандой «Тяп-Ляп», что с казанского района завода «Теплоконтроль», последовали другие. Сначала «Хади Такташ», позже – «Грязь», «Низы», «Жилка» и многие другие. В общей сложности в Казани насчитывалось в разное время не менее сотни группировок. Первый раз правоохранительные органы взялись за организованную преступность Казани в конце 70-х годов. Причиной стал так называемый «пробег» банды «Тяп-Ляп» по одному из районов Казани, контролируемому враждебной группировкой.

Вечером 31 августа 1978 года «тяпляповцы» с ножами, кусками арматуры и огнестрельным оружием искалечили несколько десятков человек и убили двоих. О побоище сообщила даже радиостанция «Голос Америки» (признана иностранным агентом по решению Министерства юстиции РФ), что не могло не вызвать реакцию центра.

Как утверждают, милиция переловила всех ключевых лиц «Тяп-Ляп» и в 1980 году большую часть из них осудили на значительные сроки. Четырех главарей – Хантимирова, Каюмова, Масленцева и Тазединова приговорили к высшей мере. Это заметно подкосило могущественную когда-то группировку, но лишь освободило нишу для новых банд.

«Битва за асфальт», то есть раздел территории на зоны влияния между группировками, продолжилась с новой силой.

В итоге практически каждый мужчина из Татарстана, родившийся в промежутке 1958–1979 годов, в той или иной степени был вовлечен в молодежные банды. Либо ходил в касте «чушпанов», совершенно бесправных подростков, которых безнаказанно унижали, грабили и избивали так называемые «пацаны».

Вариант повторения

Вспомнили о «Казанском феномене» в очередной раз в конце 2023 года с выходом на экраны сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте». Можно по-разному относиться к картине, но явно одно – на молодое поколения гангстерская сага произвела неизгладимое впечатление. Под влиянием похождений героев в отдельных регионах особо буйные подростки организовали несколько мелких стычек. Разумеется, это вызвало волну паники среди некоторых чиновников с требованием запрета сериала.

К слову, власти Татарстана с самого начала с неприятием отнеслись к съемкам фильма о бандитской молодежи Казани. Представитель руководства республики Лилия Галимова говорила:

Культура у нас богатая, и нам есть что показать – гораздо более глубокое и достойное нашего молодого поколения, нежели вот это.

В итоге съемки, стартовавшие в феврале прошлого года, пришлось перенести в Ярославль.

О чем сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте»?

Если отбросить нехитрые в общем-то перипетии сценария, то картина призвана напомнить нам о непростом прошлом. Дело даже не в позднем Советском Союзе, а о том, что началось после его распада. Корни хаоса и разгула преступности 90-х лежат как раз в уличном бандитизме. И еще – трагедия в сериале развернулась вокруг украденного видеомагнитофона и кассет с иностранными фильмами, в том числе порнографическими. Чем не отсылка к тлетворным западным ценностям? Спорить с авторами сериала сложно – одной из причин разрушения идеологии СССР стала как раз пропаганда западного образа жизни.

Показательна роль сотрудников милиции в сериале. Майор Ильдар и инспектор КДН Ирина, пожалуй, единственные положительные персонажи, у которых получается, к сожалению, далеко не все. У остальных персонажей душа в разной степени испорченности.

Советская милиция показана немного наивной, но ни разу не коррумпированной. Достаточно сравнить картину с аналогами – «Бандитским Петербургом» и «Бригадой», буквально нашпигованных продажными копами. Хотя в истории «Казанского феномена» было немало случаев, когда сотрудники милиции брали дань с «группировщиков». Во многом из-за подобного попустительства правоохранительных органов разгул молодежных банд и стал возможен.

Из таких нюансов и строится сериал. Далеко не все из целевой аудитории, то есть молодежи, способны это уловить. Но гораздо хуже, когда чиновники не видели подтекста и с упрямством, достойным лучшего приложения, пытались запретить фильм. За сериал Жоры Крыжовникова вовремя вступились. Например, Никита Михалков высказался по этому поводу:

«Это очень мощная картина, это правда. И если ваши дети, посмотрев на это, станут такими, значит, вы – плохие родители».


Бандиты любили такие фото. Источник: группа в «Вконтакте» «Казанский феномен»

На этом фоне необходимо разобраться, насколько сейчас возможно повторение «Казанского феномена»?

Многие всерьез считают, что излишняя романтизация преступного мира в сериале «Слово пацана» может спровоцировать необратимые процессы в среде молодежи. Вернемся в 70–80-е годы и сравним ситуацию в стране и республике Татарстан времен СССР и нынешней.

Одной из причин всплеска организованной преступности стала интенсивная индустриализация Татарской АССР. «Казанский феномен» – это не только проблема республиканского центра. Молодежные группировки сложились и в других городах – Нижнем Тагиле, Чистополе и Нижнекамске.

С началом масштабного строительства в города потянулась молодежь со всего Союза. Немалая часть из них была из сельской местности со своим менталитетом и особым отношением к соседям. Все помнят традиционные драки между деревнями и враждебное отношение к «иноземцам»? В Татарстане конфликт городских и деревенских приобрел особый размах.

В дополнение к этому во время и после Всесоюзной комсомольской ударной стройки КамАЗа в Набережных Челнах сложилось очень много неполных семей. Матери были вынуждены растить детей в одиночку со всеми вытекающими последствиями – роль значимого взрослого мужчины у парней играл не отец, а местный авторитет, отсидевший пару лет за мелкую кражу.

Среди причин зарождения молодежных банд Татарстана выделяют низкий культурный уровень. Промышленность росла неимоверными темпами, а социальная инфраструктура просто не успевала – на 150-тысячный район Казани в один из моментов приходился один кинотеатр.

Чем было заниматься молодежи в свободное от учебы время? Правильно, слоняться по улицам и сбиваться в банды. После того как из мест заключения в 1953 году освободилось больше миллиона человек, недостатка криминальных авторитетов для организации группировок не наблюдалось.

Низкий уровень жизни в отдельных районах и откровенная маргинализация части населения также сыграли важную роль в «Казанском феномене». Упоминаемый выше «Тяп-Ляп» вырос как раз из самого депрессивного района «Теплоконтроль». С трущобами в Казани не могли справиться вплоть до середины 90-х годов.

И наконец, самое главное – нельзя напрямую сравнивать молодежь СССР 40–50-летней давности и современную. Времяпровождение на улице в те времена было делом обычным, сейчас же школьники скорее в Dota лишний раз сыграют, чем выйдут на район «мотаться».

Хорошо это или плохо – решать вам, как и делать выводы о потенциале возрождения «Казанского феномена» в России.