Православно-Державный календарь «ДОСТОПАМЯТНЫЕ ДНИ РОССИИ»: 30 ноября / 13 декабря, 29 ноября / 12 декабря


30 ноября / 13 декабря

— 62 г. † Св. Апостол Андрей Первозванный

Проповедник Евангелия в Крыму, Закавказье и по Днепру («на горах Киевских»), в будущих пределах Новгородских, на о. Валааме.​Св. Андрей был единственным апостолом, посетившим славянские земли, и потому почитается русским народом как наш особенный молитвенник и покровитель. Согласно преданиям ап. Андрей побывал на Кавказе, в Крыму, поднялся по Днепру до Киева, Новгорода и Валаама, предрекая славу Христианства на земле Русской. Таким образом, апостол Андрей — единственный, кто своей миссионерской проповедью связует Иерусалим — духовный центр мира и три последующих сменявших друг друга удерживающих империи: первый Рим со вторым Римом и с землями будущего Третьего Рима.​ ​ ​ Несколько столетий спустя, при императоре Константине Великом, мощи святого апостола Андрея были торжественно перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов рядом с мощами святого евангелиста Луки и ученика апостола Павла – апостола Тимофея.

— 1495 г. Штурм Выборга

​Штурм Выборга начался 30 ноября 1495 года. Пушечным огнем были разрушены две башни, а в третьей пробит большой пролом, в который смог прорваться небольшой русский отряд. Целых 7 часов русские удерживали стены Выборга. Однако их становилось все меньше и меньше, но никто из них не сдавался в плен под натиском превосходящих сил шведов…

 

— 1619 г. Царская грамота о подвиге Ивана Сусанина

В те поры приходили в костромской уезд польские и литовские люди и тестя его Богдашкова Ивана Сусанина в те поры литовские люди издымали и его пытали немерными пытками. А пытали у него, где в те поры мы, великий государь царь и великий князь Михаиле Феодорович всея России, были и он, Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, и польские и литовские люди замучили его до смерти»,— так в жалованной грамоте от 30 ноября 1619 года зятю Сусанина Богдану Сабинину описывается великий подвиг Сусанина.

— 1683 г. Первый русский солдат предстал перед Государем

​Сергей Леонтьевич Бухвостов родился в 1642 году, был незнатного происхождения, семья его жила в бедности. Но случилось так, что именно на него обратил свое внимание царь Петр I. ​В Москве, в библиотеке имени Ленина, и сейчас хранится старинный труд с длинным названием: «Собрание портретов россиян, знаменитых по своим деяниям воинским и гражданским…» Есть там портрет военного с мужественным волевым лицом. А под портретом подпись: «Сергей Леонтиевич Бухвостов — Первый Российский Солдат». «Когда государь Петр Первый, — написано в этой книге, — вознамерился умножить число набранных так называемых потешных войск…. то Бухвостов в 1683 году, ноября 30 дня, побуждаемый собственной охотой, предстал перед государем…» По приказу Петра первому добровольцу русской регулярной армии было присвоено почетное звание Первого Российского Солдата. ​Бухвостов служил в лейб-гвардии Преображенском полку. Бывал в разных баталиях, был неоднократно ранен и дослужился до майора артиллерии. По свидетельству сослуживцев, Бухвостов был «силен, тверд, скромен и весьма воздержан».

​Царь Петр I повелел скульптору Бартоломео Растрелли отлить из бронзы бюст Бухвостова в натуральную величину. Эта работа находилась в Кунсткамере, но затем пропала. Портрет Бухвостова Сергея Леонтьевича хранится в Третьяковской галерее.

​Умер 30 ноября 1728 года.

— 1698 г. Кавалерский праздник ордена святого Апостола Андрея Первозванного

​Этот первый в России высший орден был учрежден Императором Петром I в 1698 г. Первым​ кавалером​ ордена стал​ дипломат​ Федор Головин​ в 1699 году. ​Гроссмейстером его «на вечные времена» являлся Император Всероссийский. Девиз ордена — «За Веру и Верность».​ ​Под особым попечением кавалеров этого ордена состояли воспитательные дома в Петербурге и Москве.

— 1699 г. Учрежден Андреевский флаг

​30 ноября 1699 года царь Петр I учредил Андреевский флаг в качестве официального флага Российского военного флота. Свой выбор он объяснял тем, что именно от апостола Андрея Россия приняла святое крещение, и поэтому, таким образом, ему хотелось увековечить имя святого.​ ​Белое полотнище с синим крестом в форме буквы «Х» (на таком кресте принял мученическую смерть апостол Андрей) развевалось на мачтах российских кораблей до 1917 года.​ ​В одном из своих писем Царь Петр I радостно восклицает: «…слава, слава, слава Богу, за исправление нашего штандарта во образ святого Андрея». После этой перемены русский флот начал одерживать решительные победы в морских сражениях.​ ​Под этим флагом совершались кругосветные плавания, открывались новые земли. Под ним шли в бой многие поколения русских моряков.​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​

​- 1728 г. † Сергей Леонтьевич Бухвостов

Первый Русский солдат. Первый регулярный полк русской армии — Преображенский. Первой его ротой была бомбардирская рота. Первым записавшимся в эту роту солдатом стал один из придворных конюших​ Сергей Леонтьевич Бухвостов (1659—1728). Первому солдату в 1683 г. было 24 года, а будущему первому российскому императору — 11 лет. Петр Алексеевич набирал свое войско только из дворовых людей и придворных чинов. Первые преображенцы продолжали занимать прежние должности и получали прежнее жалование. Яким Воронин тоже был конюшим. Лука Хабаров — постельничим истопником, Никита Селиванов — стольником. ​31 марта 1686 г. Бухвостова назначили в потешные пушкари. В 1698 стал капралом, еще через два года — сержантом. Сергей Бухвостов являлся преданным царю и умелым воином. Он участвовал во всех важнейших походах и сражениях: под Азовом, под Нарвой, при взятии Ниеншанца, в сражениях под Добрым и при Лесной, при Пруте. Он всегда находился при особе царя, фактически был одним из его телохранителей. Должность его называлась лейбшиц, то есть стрелок.​ ​В 1706 г. он получил первый офицерский чин подпоручика и дальнейшую службу продолжал в офицерских чинах. В 1713 г. при взятии города Штеттина в Померании был тяжело ранен, произведен в майоры артиллерии и службу закончил; его зачислили в петербургский гарнизон. Петр очень любил Бухвостова, помнил о нем. Об этом говорит тот факт, что за пару лет до своей смерти Петр I приказал скульптору Растрелли отлить статую Бухвостова.​ ​В связи со смертью «первого российского солдата» «Санкт-Петербургские ведомости» опубликовали некролог, составленный фельдмаршалом Минихом. Так простой русский служивый, один из соратников Петра I, участник его дел, вошел в​ историю. Собственно, без таких людей, как Сергей Леонтьевич Бухвостов, были бы невозможны никакие преобразования или победы русской армии. Первый солдат никогда не был женат и завещал свой скромный достаток брату Флору, оставшемуся единственным продолжателем фамильной ветви.

— 1729 г. Обручение Императора Петра II и Екатерины Долгорукой

 

В Лефортовском дворце состоялась торжественная и красочная церемония обручения Петра II и Екатерины Долгорукой. Свадьбу назначили на 19 января 1730 года.

— 1806 г. Манифест Императора Александра I

Высочайший манифест Императора Александра I о «О составлении и образовании повсеместных временных ополчений или милиции».​ ​В манифесте​ Император выступил с разъяснением обстановки в Европе, в условиях опасности крупномасштабной войны с Наполеоном повел повсеместно приступить к созданию народного ополчения. Этим манифестом помещики обязывались выставить максимально возможное число своих крепостных, способных носить оружие. Но эти люди оставались во владении помещиков и после роспуска милиции. В 1807 году ратники вернулись к помещикам. В вооруженные формирования​ собрано более 612 тысяч человек. Это был первый удачный опыт мобилизации в России.​ ​С 1806 года созданы запасные рекрутские депо, в которых рекруты проходили обучение. В полки они посылались по мере надобности полков в пополнении. Таким образом, удалось обеспечивать постоянную боеспособность войсковых частей. Ранее после боев и понесенных потерь полк на длительное время (пока не получит и не обучит новых рекрутов) выбывал из действующей армии. ​В 1812 году армия Наполеона вторгнется в Россию и народное ополчение, безусловно, сыграет свою роль в войне с захватчиком.

— 1872​ г. В Москве состоялось открытие Политехнического​ музея

​Политехнический музей один из крупнейших и старейших научно-технических музеев мира.​ ​В настоящее время Политехнический музей остается​ крупнейшим​ техническим музеем России. В его фондах хранятся свыше 170​ тыс. музейных предметов, около 100​ музейных коллекций, а входящая в состав музея Научная библиотека (Центральная Политехническая) насчитывает более 3​ млн. книг и печатных​ изданий.​ ​На протяжении всей своей истории музей прежде всего знакомил своих посетителей с достижениями человеческой мысли. Эта идея была положена в основу работы его учредителями и оставалась главной даже в самые трудные годы. Музей сделался своего рода зеркалом тех процессов, которые происходили в российском обществе. Ведь вместе с техническими достижениями изменялись и философия, и мировоззрение населения. Все это влияло на социальные процессы, люди узнавали здесь о поистине грандиозных изобретениях.

 

— 1899 г. † Тертий Иванович Филиппов

​Православный мыслитель и богослов, государственный деятель, собиратель русского песенного фольклора. Родился 24.12.1825 г. в Ржеве. ​ ​ В 1856 г. как специалиста по фольклору Морское министерство командировало его на Дон и Азовское море для исследования быта, нравов и обычаев местного населения. Подобное поручение от моряков было не случайно: после поражения в крымской войне России было запрещено иметь на Черном море военный флот. Однако русское морское командование было готово в случае необходимости быстро вооружить торговые суда и мобилизовать жителей черноморских губерний в возрождающийся флот. Подобное поручение пришлось по вкусу Филиппову, можно было изучать фольклор и при этом служить Отечеству. С поручением он справился блестяще, и его рекомендации были использованы при воссоздании Черноморского флота в 1870 г. Позднее Филиппов стал чиновником по особым поручениям при обер-прокуроре Св. Синода гр. Д.А.Толстом, занимаясь делами восточных Церквей и духовно-учебными заведениями.​ ​Истинное призвание Филиппов нашел в собирании русских народных песен. Он не только старательно записывал русские народные песни, расшифровывал «крюковую» нотную запись старинных песен, но и много сделал для популяризации песенного фольклора среди просвещенного слоя общества. Став членом Русского Географического общества, Филиппов создал в 1884 г. при нем специальную песенную комиссию с целью собирания народных песен.

— 1909 г. † Иннокентий Федорович Анненский

​Поэт. Иннокентий Федорович Анненский родился 20 августа 1855 г. в городе Омске в семье чиновника Федора Николаевича Анненского, занимавшего в то время пост начальника отделения Главного управления Западной Сибири. Вскоре Анненские переехали в Томск (отец получил назначение на должность председателя Губернского управления), а в 1860 г. вернулись в Петербург. ​Уже во время учебы в университете Анненский начал писать стихи. Сборник стихов «Тихие песни» был опубликован в 1904 г. К этому времени Анненский был хорошо известен в литературных кругах России как преподаватель, критик и переводчик. По окончании университета Анненский преподавал древние языки, античную литературу, русский язык, а также теорию словесности в гимназиях и на Высших женских курсах. В 1896 г. его назначили​ директором Николаевской гимназии в Царском Селе. В царскосельской гимназии он проработал до 1906 г. ​30 ноября 1909 года Анненский скоропостижно скончался на ступеньках Царскосельского вокзала в Санкт-Петербурге. Похоронен на Казанском кладбище в Царском Селе (ныне город Пушкин Ленинградской области). Сын Анненского, филолог и поэт Валентин Анненский (Кривич), издал его «Кипарисовый ларец» (1910 г.) и «Посмертные стихи» (1923 г.).

29 ноября / 12 декабря

— 1714 г. Решение церковного Собора

В 1713 г. в Москве церковными властями был раскрыт существовавший уже около полутора десятилетий кружок русских вольнодумцев протестантского толка во главе с лекарем Дмитрием Тверитиновым. Членами кружка были ремесленники, купцы, чиновники, ученики Московской академии. Они отрицали авторитет церкви со всей ее иерархией, авторитет церковного предания, вселенских соборов и творений отцов церкви, не признавали таинств и всей обрядовой стороны религии (иконопочитания, постов, почитания святых и мощей и т. д.). ​Собор 1714 г. предал всех членов кружка проклятию, они были отданы на церковное покаяние, а Фома Иванов был сожжен на Красной площади, как еретик иконоборец, изрубивший икону, были репрессированы и другие еретики. Но до масштабной расправы над еретиками дело не дошло.

— 1796 г. Указ Императора Павла I о принятии новых воинских уставов

​Император Павел I подписал указ от 29 ноября 1796 года о принятии новых воинских уставов: «Воинский устав о полевой и пехотной службы», «Воинский устав о полевой кавалерийской службе» и «Правила о службе кавалерийской». ​ ​ ​ ​ ​ Император Павел I ввел уголовную и личную ответственность офицеров за жизнь и здоровье солдат. Офицеры могли подвергнуться взысканиям и получить серьёзное наказание. Запретил офицерам и генералам прибывать в отпусках более 30 дней в году. Офицерам запретили делать долги. В случае неуплаты долга командир полка должен был вычесть нужную сумму из жалованья. Если жалованья не хватало, то офицера сажали под арест до уплаты долга, а жалованье перечисляли кредиторам. Для нижних чинов Император ввел отпуск 28 календарных дней в году. Запретил забирать солдат для работы в имениях и привлекать к иным работам, не связанным с военной службой. Солдатам было разрешено жаловаться на злоупотребления командиров.​ При Императоре Петре I в России появляется регулярная армия и начинается набор в солдаты рекрутов по человеку с каждого крестьянского двора. Служба солдат была пожизненной. Рекрутов клеймили. Увольняли со службы только уже совсем не пригодных к ней. Император Павел I ограничил срок службы солдат 25 годами. Ввел для уволенных со службы по состоянию здоровья или выслуге более 25 лет пенсию с содержанием таких солдат в подвижных гарнизонных или инвалидных ротах. Император приказал хоронить погибших и умерших солдат с воинскими почестями. Павел установил понятие «беспорочной службы». При «беспорочной службе» сроком 20 лет нижние чины навсегда освобождались от телесных наказаний. В 1799 году Император Павел I ввел серебряную медаль «За храбрость», которой награждались нижние чины. Впервые в Европе было введено награждение солдат знаками ордена св. Анны за беспорочную двадцатилетнюю службу. ​

— 1871​ г. В Петербургской Академии художеств открылась первая выставка передвижников

​Выставка живописцев и скульпторов реалистического, демократического направления, входивших в крупнейшее российское творческое объединение «Товарищество передвижных художественных выставок» (ТПХВ). ​9​ ноября 1863​ г. 14​ лучших учеников императорской Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль, во главе с И.Н. Крамским обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание на свободный выбор сюжетов. Получив отказ Совета, все 14​ человек покинули Академию («бунт четырнадцати»), образовав независимую Артель художников. ​ ​ ​ ​ ​ Артель свободных художников в течение ряда лет являлась в Петербурге своеобразным художественным центром, противостоящим Академии. В конце 1869​ г. Московские художники (В.Г. Перов, В.Е. Маковский, И.М. Прянишников, А.К. Саврасов) предложили петербургской Артели соединиться вместе и образовать новое общество. В 1870​ г. «Товарищество передвижных художественных выставок», идейным вдохновителем которого стал Крамской, утверждённое правительством, начало свою деятельность.

— 1891 г. † Александр Афанасьевич Потебня

Выдающийся русский языковед, литературовед, философ, первый крупный теоретик лингвистики в России. Член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук. Языковед, ученый-энциклопедист. ​Александр Потебня родился в 1835 году на хуторе Манев, близ села Гавриловка Роменского уезда Полтавской губернии в дворянской семье.

Скончался в Харькове.

 

— 1914 г. Приезд Императора Николая II в Тифлис

Приезд Государя Императора Николая II в Тифлис всколыхнул весь Кавказ. Отовсюду народ стремился повидать Царя, даже из самых глухих мест Кавказа. 29 ноября с 10 часов утра Государь принимал депутации от всех сословий и народностей: от русских, молокан, грузин, армян, ишавов, хевсур, тушинов, осетин, мусульман Тифлисской и Елизаветпольской губернии, от горцев, от православных, сирийцев, католиков, лютеран, евреев Тифлиса и от горских евреев.​ ​На этом приеме более наглядно чем когда-либо, было видно, что для Русского Царя нет различий среди его подданных. Ему все равны, без различия положений, сословий, национальностей и религий.​ В этот же день Государь отбыл на фронт Кавказской армии. Государь ехал по главному направлению, которое вело в Турцию: Тифлис, Александрополь, Карс, Саракамыш, Меджингерд, линия границы, Завинский перевал, позиция Ардос-Баба и далее Эрзерум.

— День памяти иконы Божией Матери «Воскрешающая Русь»

14 октября 1998 года в день Покрова Пресвятой Богородицы р. Божия Ольга по хвори своей не пошла в храм. Дома она включила магнитофон, чтобы послушать акафист Богородице. И вдруг в момент, когда поется «Радуйся, Радосте наша…», Ольга почувствовала необыкновенное тепло в теле, а в сердце тихую радость, какое-то благостное растворение и впереди, справа она увидела, как бы со стороны, издали, ярко-голубое небо и темно-коричневую землю. С неба стал спускаться широкий яркий ослепительно-белый столп света. Из него появился Образ Покрова Божией Матери, как обычно изображается у нас в храмах. Образ, приближаясь, увеличивался в размерах и, когда оказался над землей, примерно на уровне облаков, как бы отошел в сторону, предваряя следующее явление. ​Свет становился все ярче, белее. Он как бы клубами облачными спускался и, будто ударяясь о землю, закручивался, клубился ослепительно белыми свитками.​ Из этого столпа света стали выходить девы в белых одеждах с венцами на головах. Они как бы хороводом прошли в обе стороны. Свет еще более усилился, засиял разноцветными перерывами. ​ ​ ​ В свете появилась Сама Владычица Богородица! Она была еще более светлая, чем этот свет. Одеяние на Ней было ослепительно-белое, все переливающееся оттенками светло-голубого, светло-зеленого и других цветов. Все блестело, переливалось, сияло и сверкало.​ ​​А Лик Божией Матери и вовсе описать невозможно. Красоты необыкновенной! Выделяются карие глаза красоты, теплоты и любви неизреченной!​ ​ ​ ​ Она спускается к земле и останавливается между облаками и землей. Царица Небесная держит в рунах тонкий бело-голубой Покров, усеянный маленькими крестиками, которым нет числа, И самого Покрова кажется очень много.​ ​Богородица в медленно — величественном движении. Когда Она поворачивает Лик Свой или чуть двигается, то все переливается всеми цветами, и сияние ослепительными лучами исходит от облика Ее во все стороны, как от солнца. ​Вот Она Свои Пречистые ручки приподымает и опускает, и Покров начинает скользить с Ее ручек, спускаясь вниз к темной земле. Покров по мере спуска расширяется, мягко падает на землю, покрывая ее. И место, которого Покров касается, становится белым, чистым, будто первый пушистый снег, переливающийся от солнечных лучей, покрывая землю. И чего на земле касается Покров, то очищается и просветляется. Все монастыри и храмы становятся белыми снаружи и внутри, обновляются иконы и купола храмов. Сначала просветляются монастыри, церкви. Люди, входящие в храмы, будучи серыми, оттуда выходят светлыми. ​С Покрова падают во множестве крестики, их столько, сколько людей. И вот на головы некоторых людей падают крестики и как-то проходят внутрь, этот человек просветляется, распрямляется, вырастает, и как бы весь обращается к Богу. На других же крестики падают, а пройти в них не могут, потому что эти люди от них уклоняются, со страхом прижимают к груди, будто не желая впустить в свое сердце. Такие люди видимым образом сжимаются, очень сильно умаляются в размерах, делаются совсем маленькими и темными.​ ​И вот Покров Божией Матери все больше и больше покрывает землю, очищает ее и на земле вырастают красивейшие цветы, чудно благоухающие и благоухание это сильно ощущает видящая сие видение. ​Пресвятая Богородица говорит ей, что надо написать эту икону, которая и появляется впереди Нее, как бы на руках Божией Матери. ​Матерь Божия в белом одеянии над землею, спускающая Покров с крестиками на землю, на которой строят монастыри и храмы.​ Вверху над Нею изображен Господь благословляющий, слева преподобный Серафим Саровский, справа святитель Николай Чудотворец. ​Владычица объясняет все видение, дает название иконе «Воскрешающая Русь». Говорит, что возрождение начнется с России, с Ее последнего Удела. Говорит, что икону «Воскрешающая Русь» надо обнести вокруг Дивеевского монастыря из колокольни налево по Канавке и вокруг обители (не сокращая пути), через колокольню же внести в Троицкий собор и повесить справа от иконы «Умиление». Сделать это надо в последний день Рождественского поста 2000 года. Божия Матерь сказала, что память иконе «Воскрешающая Русь» — 12 декабря.

— 1991 г. Ратификация Беловежского соглашения

Верховный Совет РСФСР ратифицировал Беловежские соглашения. В голосовании участвовало 196 человек (76% всех членов ВС), 185 проголосовали «за» (включая почти всех коммунистов), лишь 6 человек были против: С.Н. Бабурин, Н.А. Павлов, В.Б. Исаков, И.В. Константинов, С.А. Полозков, П.А. Лысов.​ ​В ВС Украины против проголосовали три депутата, в Белоруссии один — А.Г. Лукашенко.

— 1998 г. Крестный ход Владивосток — Москва

Прибытие крестного хода Владивосток – Москва, под девизом ордена Св. апостола Андрея Первозванного «За Веру и​ Верность», в г. Иркутск. Начало крестного хода 25 мая 1998 г. из Владивостока. Пройдено с иконами, молитвой и песнопениями 4000 км., время в пути 7 месяцев.

 

Автор: Чернозатонский Игорь Александрович



ПОДДЕРЖИТЕ ПРОЕКТ

Необходимая сумма для ежемесячной оплаты хостинг-сервера: 6525 руб.
Мы работаем за счет рекламы и Вашей поддержки!

Банковские карты для прямых платежей в РФ:

Мир 2202202372757579 (Сбер)
MasterCard 5536913918532660 (Tinkoff)
Спаси Вас Бог!

Следующяя Новость Украинский миф о «руссификации»

Предыдущая Новость Ставка больше, чем жизнь: Роберт Кеннеди атакует ЦРУ США

Похожие Новости






Комментарии проходят модерацию

Нет Комментариев

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

TRANSLATE - ПЕРЕВЕСТИ »