© ELENA MAYOROVA/GLOBALLOOKPRESS

Очевидно, что «слуги народа» действуют ситуативно: пока гром не грянет – в нашем случае не будет наблюдаться бешеный рост инфляции, а с ней всех цен на товары и услуги, – они будут делать вид, что всё нормально. Когда очевидное для простого народа доходит до чиновников, они начинают топать ножкой, стучать кулачком и сыпать угрозами. Наглядный пример – ситуация с ростом цен на курицу и яйцо.

В правительстве гром и молния на всех этажах власти. Виктория Абрамченко, которая вице-премьер, требует от подчинённых подготовить меры по увеличению производства мяса кур и яиц в России. Цель – нивелировать недовольство народных масс из-за существенного роста цен на эту продукцию. Четыре министерства до 19 декабря должны справиться с заданием. В этот же срок должны быть внесены новые меры, чтобы цены не росли.

Не знаю, как вы, но я весьма скептически отношусь к подобным инициативам. Да, можно всех пугать, грозить санкциями. Однако где были эти «слуги» вчера и позавчера, когда начался галопирующий рост цен.

Даже официальная статистика вынуждена признать, что стоимость яиц, охлаждённых и мороженых кур с начала года выросла на 31%. Доходы такими темпами в России не растут. Более того, нам же рассказывали сказки про инфляцию в 8% или 10%.

Очевидно, что нам, мягко говоря, врали. Сейчас же, когда недовольство только растёт, «слуги народа» вспомнили про свои обязанности.

Среди предлагаемых мер по сдерживанию цен, которые уже были озвучены ранее: рекомендации ФАС торговым сетям по наценке не более 5%, запрет вывоза из России кормов, импорт 160 тысяч тонн куриного мяса из дальнего зарубежья, запрет вывоза из страны яиц и куриного мяса.

Простите за прямоту, но так называемое импортозамещение, о котором трубили на каждом углу, мягко говоря, провалилось, если вновь приходится открывать свой рынок для продукции из дальнего зарубежья. Сами профучастники рынка утверждают: для того чтобы насытить спрос, нужно увеличить объёмы производства на 200-250 тысяч, а то и 300 тысяч тонн. Фактически надо построить пять-шесть новых крупных птицефабрик. На это как минимум уйдёт полтора-два года. До этого момента придётся открывать шлюзы и финансировать иностранного производителя. Однако причина происходящего имеет ещё более глубокие корни.

Отечественные производители имеют большую зависимость от поставок за валюту импортных кормов, ветеринарных препаратов, племенного материала. Всё развалили, а теперь стучат кулачком и требуют роста производства. Так не бывает. Необходимо снова поднимать свою науку, готовить учёных, которые будут заниматься селекцией птицы. Без решения этого вопроса Россия как была, так и будет зависимой от импорта страной. Очевидно, что чиновники пытаются в моменте схватить проблему за хвост. Однако меры, которые предложены по ограничению цен, не решат проблему, которая формировалась годами. Развалить легко, созидать сложно. Смогут ли нынешние «слуги народа» с этим справиться? Лично у меня большие сомнения. Необходимы не запреты и ограничения, не имитация бурной деятельности, а полномасштабная долгосрочная программа реального производства здесь, в России.

ЮРИЙ ПРОНЬКО