Совсем недавно на той стороне конфликта «рассекретили» данные по «Брянскому погрому». Это когда за очень небольшой промежуток времени ВСУ сбили два российских самолета и три вертолета. Творение сие в самое ближайшее время будет разобрано по косточкам, но сейчас мы его коснемся краешком. И поговорим о надобности в авиационном строю ВКС такого явления, как самолет РЭБ. Но зайдем с другой стороны, а точнее, не оттуда, где их нет, а с другой стороны земного шара, где как раз такие самолеты – данность.

Что вообще такое – самолет РЭБ? Ничего особенного, просто самолет, в который напихали и подвесили кучу радиоэлектронной аппаратуры, которая может принимать сигналы от вражеских радаров разного толка и отвешивать по необходимости этим радарам помех в ассортименте.

Вообще самолеты такого плана появились достаточно давно, но мы возьмем последние 50 лет. Как раз – время рассвета радиоэлектроники и всего с ней связанного.

Наш первый герой повествования – «Вор» или Grumman EA-6 «Prowler»

Сконструированный на базе штурмовика A-6 «Intruder» для нужд американского флота и Корпуса морской пехоты, самолет был изготовлен в количестве 170 единиц. От «Взломщика» «Вор» отличался более длинным корпусом (почти на 2 метра), что позволило увеличить экипаж до 4 человек – пилота и трех операторов. Сиделось им там, конечно, как килькам в банке.

Самолет совершил свой первый полет в 1968 году, а в 1971 был принят на вооружение, откуда был отправлен в отставку только в 2018 году. 47 лет службы – более чем прилично.

В состав радиоэлектронного оборудования входил весьма приличный комплект:

— приемник радиосигналов AN/ALP-42, обеспечивающий работу двух систем постановки помех — AN/ALQ-99 и AN/ALQ-126. Данные с приемника обрабатывались бортовой ЭВМ, которая уже давала сигнал на работу системам подавления;
— станция AN/ALQ-92 для радиоэлектронного подавления радиосвязи противника и прежде всего для подавления радиосредств управления истребителями ПВО противника;
— станция индивидуальной защиты AN/ALQ-126, осуществляющая постановку ответно-импульсных помех и срыв автосопровождения цели РЛС управления оружием и радиоэлектронными головками самонаведения противника для защиты самого самолета ЕА-6В;
— система групповой защиты AN/ALQ-99 Tactical Jamming System (TJS), которая может работать в одном из трех режимов: автоматический (обнаружение, опознавание, выбор объектов радиоэлектронного подавления и режимов работы передатчиков помех производятся без участия оператора), полуавтоматический (цели для радиоэлектронного подавления выбирает оператор) и ручной (оператор сам оценивает радиоэлектронную обстановку и определяет режим постановки помех).

К этому великолепию подключалась еще система защиты с автоматами ANALE-29A и -39, которые отстреливали дипольные отражатели, инфракрасные ловушки или передатчики помех одноразового пользования. Правда, отстрел производился вручную членами экипажа.

В конце 1980-х «Воры» были модернизированы по программе ADVCAP.

Была установлена новая станция постановки помех AN/ALE-39, системы пассивного слежения и подавления сигналов. Самолеты получили новые жидкокристаллические экраны, более мощную РЛС, цифровой автопилот и систему связи AN/ALQ-19.

13. 03. 2019 Корпус морской пехоты США списал последний самолет EA-6B «Prowler». С этого момента морпехи США остались без личной авиации РЭБ.

В перспективе Корпус морской пехоты рассчитывает на РЭБ-модификации F-35В, но это довольно непростой вопрос.

Следующим номером программы стал «Ворон»

General Dynamics/Grumman EF-111A Raven, созданный уже для нужд армии. Выпущен в количестве 42 единиц.

За основу был взят тактический бомбардировщик F-111A. EF-111A предназначен для операций вторжения на территорию противника и для сопровождения ударных самолётов типа того же F-111A. Задачи несколько отличались от прикрытия самолетов поддержки десанта, потому в качестве базы служил тактический бомбардировщик, а не штурмовик. Иная длительность нахождения в воздухе, иная дальность полета.

Основу бортового радиоэлектронного оборудования EF-111A составляла система постановки помех AN/ALQ-99Е. Она на 70% аналогична системе EA-6B «Prowler». Но кроме нее EF-111 был оснащен и другими средствами РЭБ, благо, отсеки самолета позволяли это сделать.

Более современная БРЭО и автоматизация многих процессов позволила сократить экипаж по сравнению с ЕА-6 с четырех до двух человек.

В состав системы AN/ALQ-99Е входят десять передатчиков помех, которые прекрасно разместились в бомбоотсеке и пять задающих генераторов. Антенны приемников разместили в обтекателе на киле, придав ему своеобразный вид.

Для самообороны «Ворон» получил систему постановки помех AN/ALQ-137(V)4, приемники предупреждения об электромагнитном облучении AN/ALR-23 и AN/ALR-62(V)4, система разброса ИК ловушек и дипольных отражателей AN/ALE-28. Наличие комплекса самообороны позволяет в ряде случае обходиться без включения основной системы РЭБ. Для питания всего этого великолепия потребовалась установка двух дополнительных электрогенераторов мощностью по 90 кВА.

При этом «Ворон» не был оснащен привычными нам видами вооружения – пушками или ракетами. Считалось, что будет достаточно высокой скорости (хотя скажем так, в этом плане он не блистал – 900 км/ч) и систем подавления. Спорно, но факт: за участие во многих операциях (Югославия, Сербия, Ирак) не был сбит ни один ЕF-111.

Последний раз EF-111A использовались в феврале 1998 г. в ходе операции «Десерт Тандер» — массированных налетах авиации ВВС и ВМС США на военно-промышленные объекты Ирака.

Boeing EA-18 «Growler»

И, наконец, самое последнее достижение, гвоздь программы, Boeing EA-18 «Growler» — палубный самолёт радиоэлектронной борьбы ВМС США, разработан фирмой Boeing на базе истребителя F/A-18F «Super Hornet», заменивший EA-6B Prowler.

Первый полёт совершил 15 августа 2006 года. Серийное производство начато в 2007 году. Первое боевое применение — март 2011 года, во время военной операции «Рассвет одиссеи» в Ливии. Показал себя в тех условиях очень эффективным оружием.

Самолет EA-18G предназначен для ведения радиотехнической разведки, постановки помех РЛС и системам связи противника и уничтожения обнаруженных РЛС своими противорадиолокационными ракетами HARM. Самолет способен действовать как автономно, так и взаимодействуя с другими самолетами и БПЛА в едином информационном поле, то есть, является «сетецентрическим» самолетом.

На законцовках крыльев «Ворчуна» установлены приемные антенны комплекса РЭБ AN/ALQ-218(V2), такие же антенны установлены с обоих бортов в носовой части фюзеляжа, в районе отсеков двигателей и в хвостовой части фюзеляжа, обеспечивая прием электромагнитных сигналов под любым ракурсом, обеспечивая практически круговой обзор в обеих полусферах, верхней и нижней.

Вместо пушки установлен комплекс постановки помех системам радиосвязи AN/ALQ-227(V)1 CCS от компании Raytheon. Комплекс способен обнаруживать и определять параметры радиопередач, а подавление производит широкополосный низкочастотный передатчик AN/ALQ-99. Спорное решение, поскольку ALQ-99 работал еще на ЕА-6 «Вор» в контейнерных вариантах. Скажем прямо – механические приводы антенн и ламповую базу передатчика можно оправдать только просто огромным желанием сэкономить.

Правда, сегодня уже ведутся разработки новой станции постановки помех контейнерного типа — Next Generation Jammer. Там все серьезно и современно, твердотельная элементная база и АФАР-антенны, исключающие механический привод вообще.

В перспективной станции постановки помех планируется использовать только твердотельную элементную базу, а механические приводы будут полностью исключены.

Важной и интересной особенностью «Ворчуна» является INCANS, INterference CANcellation System, которая обеспечивает устойчивую УКВ-связь экипажа EA-18G с кораблями и самолетами при включенной аппаратуре постановки помех. У экипажей предыдущих самолетов РЭБ такой возможности не было. Кроме INCANS «Ворчун» имеет на борту систему спутниковой связи MATT, Multi-mission Advanced Tactical Terminal.

В штатном вооружении на подвеске в контейнерах система постановки помех ALQ-99. Вместо торцевых крыльевых пилонов для ракет AIM-9 установлены съемные контейнеры с антеннами системы AN/ALQ-218.

«Ворчун», в отличие от «Ворона», отнюдь не безоружен. Он вполне способен отбиться от противника при помощи двух ракет «воздух-воздух» AIM-120 AMRAAM и атаковать РЛС противника двумя противорадиолокационными ракетами AGM-88 HARM. В дальнейших модернизациях предполагается расширить вооружение за счет ракет «воздух-поверхность» JSOW, JASSM и IDECM.

Флот планирует вооружить самолетами EA-18G десять строевых эскадрилий (по одной в каждом палубном авиакрыле, по пять самолетов в эскадрилье), три экспедиционных и одну тренировочную эскадрилью. Предполагалось закупить 88 самолетов, но в 2001 г. объем заказа увеличили до 114 EA-18G в связи с решением вооружить этими машинами экспедиционные эскадрильи, действующие с береговых аэродромов в составе разного рода «миротворческих» сил.

Боевое крещение «Ворчуны» приняли в конце 2010 года в Ираке. В боевых действиях против ВВС и ПВО Ирака EA-18G, согласно отчетам Минобороны США, был признан весьма эффективным оружием. Однако, несмотря на оценку «эксплуатационно эффективный» (operationally effective), самолет получил еще и «эксплуатационно не пригодным» (not operationally suitable). То есть, EA-18G способен эффективно выполнять поставленные перед ним задачи, но не пригоден для эксплуатации в полевых условиях.

Применялся «Ворчун» и в Ливии. Конкретных описаний действия EA-18G не было, но в различных заявлениях высокопоставленные лица ВМС США делали реверансы в сторону работы EA-18G. Особенно отмечалась поддержка «Ворчунами» действий американской авиации, что видимо выражалось в подавлении работы ливийский ЗРК «Оса» и «Кроталь».

В целом, наличие преемственности наблюдается. И понятно, что на ближайшие лет 15-20 американские самолеты будут прикрываться при выполнении боевых задач самолетами РЭБ со всеми вытекающими из этого последствиями.

В чем вообще полезность таких самолетов, думаю, разбирать даже не стоит. Все лежит на поверхности.

Просто достаточно представить картину: идет эскадрилья все тех же «Супер Шершней» F/A-18 наводить демократию в очередной точке мира. И с ними вместе, на некотором удалении, летит «Ворчун» EA-18G и его станции постановки помех работают так, что до красна. Результат? Очевиден. РЛС противника будут получать помехи, ракеты будут сбиваться с курса. Не на 100%, но тем не менее. Будут.

Скажете: кто мешает подвесить обычным самолетам контейнеры с РЭБ? Как наши «Хибины»?

Скажем так: «Хибины» — это вспомогательное вооружение, которое уменьшает (и прилично) вес взятого на борт топлива и вооружения. То есть, играет как минимум, не в плюс. Ну а про эффективность «Хибин» лучше почитать российских летчиков где-нибудь в Телеграмме. По крайней мере, в тот раз, под Брянском, как-то «Хибины» оказались не на высоте в прямом смысле этого слова.

Итого: у флота США, а как стало понятно из последних планов, и у армии США на дальних берегах появился новый самолет РЭБ, который сделали на обкатанном планере весьма приличного самолета. Основного ударного оружия американских авианосцев. И этот самолет будет сопровождать истребители-бомбардировщики и штурмовики в их рейдах, ставя помехи РЛС противника и поражая их противорадиолокационными ракетами.

И вот здесь возникает вопрос: почему такого самолета нет у нас?

Вообще попытки-то были… правда, назвать их успешными как-то вот не получается. В Советском Союзе работы по созданию самолета РЭБ велись. С переменным успехом, но велись.

Был разработан Ту-22П и построен в количестве 47 единиц. Принят на вооружение в 1965 году. Три модификации в зависимости от применяемых комплексов станций постановки помех («Букет-4», «Клюква», «Фасоль»).

Почти одновременно с Ту-22П работал Ту-16П, который был выпущен еще большей серией – около 90 экземпляров.

Ту-16П и Ту-22П несли самый мощный в мире комплекс постановки помех «Букет-4», который требовал прорву энергии и весил так, что для него нужны были вот такие самолеты. Но и спасения от «Букета» не было на тот момент ни для одной РЛС в мире.

В те же 60-е был разработан и такой самолет, как Ан-12ПП. Часть машин (27 шт.) несла все тот же «Букет», часть (19 шт.) была оснащена комплектом «Сирень», не таким требовательным к условиям эксплуатации, как ламповый «Букет».

И в 1968 году полетел самый последний из семейства Як-28, самолет РЭБ Як-28ПП.

Это была очень интересная машина, выпущенная в количестве 84 экземпляров и прослужившая до 1993 года в России и до 1994 года в Украине. Немного не дотянув до тридцатилетней отметки в службе, Як-28ПП оставил о себе весьма добрую память, хоть и не работал «по-боевому»: в Афганистане у моджахедов радаров не было, давить было нечего. А на экспорт самолет не поставляли.

Самое интересное, что Як-28ПП перетаскал на себе все комплекты, какие были в распоряжении войск РЭБ воздушного направления: «Фасоль-1», «Сирень», «Букет», «Стрела».

И более того, в работе Як-28 был намного более эффективен, чем появившийся в 1983 году Су-24МП.

Су-24МП, последняя из попыток советских конструкторов создать самолет РЭБ. Было выпущено около 20 экземпляров, половина из которых «забыли» в Украине при разделе советского наследия.

Интересный самолет, с интересным и до сих пор засекреченным комплектом «Ландыш», в котором создатели взяли все лучшее от комплектов «Фасоль» и «Мимоза». Увы, но «Ландыш» до кондиции не довели, а с распадом СССР и вовсе стало не до него. И переставить оборудование с исчерпавших свой ресурс Як-28ПП тоже не представлялось возможным из-за особенностей размещения.

И в общем-то и все… Как говорится – чем богаты…

Ах, да, забыл. Есть же великий и ужасный Ил-22ПП «Порубщик», самолет, способный подавить избирательно все, от гусей до спутников.

Создан на базе Ил-20, а тот, в свою очередь, на базе Ил-18, самолета, впервые поднятого в воздух в 1968 году. И самый свежий из этих самолетов, на основании которых создавались новые проекты, был изготовлен в 1976 году.

Вот так и живем – новейшая и (наверняка) дорогостоящая аппаратура запихивается в планер, которому почти 50 лет.

Я понимаю наших предков, которые строили первые самолеты РЭБ на базе стратегических и дальних бомбардировщиков. Аппаратура на лампах требовала места по полной программе, да что там, в те же годы американцы, обогнавшие нас в микроэлектронике, тоже вполне себе осваивали бомбардировщики в этом плане. Не такие большие, но тем не менее.

Сегодня мир не тот, что был 50 лет назад, меняется очень многое. Потребность в радиоэлектронной борьбе в полном объеме проявилась во время СВО, и реально противодействие электронным системам противника стало архиважной задачей. Одно дело – «вырубить» беспилотник, который тащит мину на подвесе, и другое – нейтрализовать системы ПВО противника.

ПВО реально выигрывает, авиация не может играть такой важной роли, как в других войнах. Ракеты, увы, стали умнее, точнее и быстрее. Нужен ответ. Как вариант – действительно самолет РЭБ, который прикроет идущие в атаку бомбардировщики и собьет с толку ракеты противника. Уповать на волшебство «Хибин»… нет, эта система откровенно слабовата сама и ослабляет боевые возможности самолета.

Почему мы не можем пойти по пути американцев и не адаптировать под такие задачи, как самолет РЭБ что-то из уже имеющегося арсенала? Не такое древнее, как Ил-22, побыстрее, чтобы можно было действительно сопровождать самолеты?

В Брянской области, да, в той трагедии, почему самолеты так непростительно долго торчали в квадрате? А они ждали вертолеты РЭБ, пока те притарахтят. Дождались…

Нет, Ми-8/Ми-17 набитый под крышу аппаратурой хорош в свое время и на своем месте. Но не в вопросе сопровождения современных самолетов.

Но у нас же есть сегодня вполне нормальные самолеты, за счет и с помощью которых можно решить все проблемы! Именно двухместные, чтобы летчик управлял самолетом, а оператор занимался обстановкой.

МиГ-31? Нет, не подойдет. Слишком большой и слишком быстрый. И это не для него задача. Эти самолеты вообще беречь надо, как зеницу ока.

Су-34? Теоретически да, но этот самолет и так нужен как я не знаю что. Очень нужен каждый «утенок», и отвлекать производственные площади было бы неправильно.

И что? И все? Да нет же, вот оно, решение проблемы – Су-30!

Большой тяжелый двухместный истребитель, способный решить все проблемы. Два двигателя запросто обеспечат работой генераторы электроэнергии для аппаратуры РЭБ. Два места для экипажа, как раз, оператор сзади, чтобы не отвлекать пилота, это не Су-34, задачи совершенно разные. 8 тонн на подвесках – вот вам и контейнеры с аппаратурой поместятся, и для ракет место будет. Пушку долой, туда антенный блок.

И не обязательно Су-30СМ. Пойдет любой, из ранее созданных моделей для Индии или Китая. Но такой самолет запросто пойдет вместе с Су-35 гасить радары ПВО или с Су-34 разносить в дым все остальное. Да и сам сможет в кого-то отправить ракеты при необходимости.

И это будет, замесу, вполне современный, скоростной и высотный самолет, не то что пятидесятилетний Ил-18, коих и осилили-то три штуки. Су-30 с контейнерным вооружение РЭБ можно делать уже завтра, а послезавтра они могут начать свою весьма полезную работу.

У американцев на ближайшие лет 20 есть «Ворчун». ЕА-18 почти ничем не отличается от F/A-18. Кто мешает нам повторить пример американцев? Особенно учитывая, что наш самолет как минимум, ничем не хуже американского? И наш КРЭТ точно не хуже их «Ratheon»а.

Когда смотрел, с каким упоением наши ура-патриоты грозили порубить весь мир НАТО в капусту «Порубщиком», честно говоря, смешно было. Да, три самолета, которым по полсотни лет с новейшей аппаратурой – это силища! Летящая со скоростью 600 км/ч.

Как-то вот созданные по образу и подобию EA-18G «Growler» наши Су-30ПП будут как минимум не хуже, а учитывая, что могут создать наши волшебники из КРЭТ – и получше могут оказаться, чем американские самолеты.

Есть, над чем подумать и куда поработать.