Для Украины крайне прискорбной новостью стало, казалось бы, не касающееся её решение федерального конституционного суда ФРГ, согласно которому органам исполнительной власти запрещено тратить остаток уже выделенных ранее на борьбу против COVID-19 60 млрд евро на какие-либо иные цели. Ибо «орднунг юбер аллес», порядок превыше всего.

Решение выглядит более чем своевременным и более чем оправданным. Как отмечено, в частности, мюнхенской Süddeutsche Zeitung, «бюджетный кризис в Германии спутал ЕС все карты. Теперь Берлин может отказаться от финансирования увеличенного бюджета Евросоюза на 2024 год, и тогда Киев не получит столь нужные ему деньги, что станет для него кошмаром…».

Изюминка здесь в том, что без выделения немецких денег включающий помощь Украине бюджет ЕС-2024 не может быть принят своевременно, то есть до конца текущего года. Однако после того, как поезд с деньгами Европы отправится по своему маршруту без забронированных мест для пассажиров с трезубцем и жёлто-голубым флагом, Конституционный суд ФРГ в любой момент сможет пересмотреть свой запрет и сделать из него нужные исключения, а уж куда потратить деньги, в Германии найдут. Но только уже не на Украину.

Лавочка для Зеленского и команды вовсе не закрывается полностью и навсегда. Это подтверждено, в частности, и заявлением бундесканцлера Олафа Шольца о том, что Германия, несмотря на бюджетный кризис, продолжит оказывать поддержку Украине. Просто теперь это будет поддержка совсем на других условиях не та, что была прежде: и по объёмам, и по срокам, и по правовым основаниям-гарантиям. Но заодно и призывы США к Европе и Германии взять на себя содержание киевского режима не должны будут выглядеть демонстративно отвергнутыми: мол, мы бы и рады бесконечно «помогать столько, сколько понадобится» дорогим украинским друзьям, но у нас, увы, тоже проблемы с деньгами. То есть, как показывает практика, немцы (и европейцы в целом) в свои интересы при необходимости очень даже умеют. Надо копают, не надо не копают.

Опять же, в странах Евросоюза длятся и уже становятся ощутимым трендом электоральные победы политических сил, которые можно назвать «укроскептиками»: следом за Венгрией и Словакией подобное только что произошло в Нидерландах, на очереди, судя по всему, Австрия, а там, глядишь, уже и сама Германия, с её АдГ и новообразованным блоком Сары Вагенкнехт. К тому же, и в Польше формирование нового правительства «зависло», да ещё под демонстративную блокаду государственной границы для украинских автоперевозчиков.

Однако всё это, похоже, является лишь частью намного более широкой проблемы. На неё, в частности, указал баварский премьер и глава ХСС Маркус Зёдер, назвавший нынешний кризис в Германии уже не бюджетным, а государственным кризисом.

Конечно, сделал он это в пику своим оппонентам: «социал-демократу» Шольцу и правящей «светофорной» коалиции, но с учётом рецессии немецкой экономики, растущей, в том числе из-за наплыва мигрантов, социальной напряжённости и отмеченных выше внутриполитических проблем в ФРГ (к которым можно добавить самороспуск фракции «левых» в бундестаге после демарша Сары Вагенкнехт), подобное мнение представляется вполне обоснованным.

Но отсюда следует ещё более серьёзный и значимый вопрос: не являются ли эти одновременные бюджетные беды сильнейших государств коллективного Запада ещё и бедами системными, своего рода сигналом «SOS!» о том, что нынешний «альянс демократий» близок к исчерпанию суммарного запаса прочности, особенно после того, как к конфликту на Украине в начале нынешнего октября добавился конфликт на Ближнем Востоке, а в зоне видимости всё отчётливее становится и возможный конфликт в Азиатско-Тихоокеанском регионе (анонсированная встреча лидеров КНР, Японии и Южной Кореи без участия США и только что прошедшая в Пусане предварительная встреча министров иностранных дел в том же трёхстороннем формате ясно указывают на то, что и Токио, и Сеул уже не полностью полагаются на Вашингтон в решении региональных проблем)?

Ведь в случае системного перенапряжения деформация любого «слабого звена», входящего в эту систему, способна вызвать лавинообразную деформацию системы в целом. И не являемся ли мы сегодня, наблюдая за бюджетным кризисом в Германии, свидетелями приближения подобного «момента истины»?

Александр Маслов