MAKSIM KONSTANTINOV/GLOBALLOOKRESS

Председатель комитета Госдумы России по экономической политике Максим Топилин назвал пенсионную реформу главным проектом своей жизни. А мы попросили депутата оценить её результаты…

Депутаты Госдумы приняли в первом чтении правительственный законопроект о введении налоговых вычетов по НДФЛ на долгосрочные сбережения граждан. Речь идёт об уплаченных пенсионных взносах по договорам, которые предусматривают выплату негосударственной пенсии по достижении пенсионного возраста. Также сюда относятся уплаченные сберегательные взносы по договорам долгосрочных сбережений, заключённые с негосударственным пенсионным фондом, и денежные средства, внесённые на индивидуальный инвестиционный счёт (ИИС) начиная с января следующего года, и доходы по операциям на таком ИИС.

В пояснительной записке говорится, что эти налоговые вычеты можно начислить при условии, что гражданин начал получать негосударственную пенсию. При этом есть договор долгосрочных сбережений, срок которого – минимум 10 лет, или договор на ведение ИИС, которому тоже минимум 10 лет (в переходный период – не менее пяти лет с ежегодным повышением срока на год вплоть до 10 лет). В сумме уплаченных пенсионных (сберегательных) взносов и внесённых на ИИС денежных средств они составят порядка 400 тысяч рублей.

При этом действующие инвестиционные налоговые вычеты по НДФЛ в отношении ИИС, открытых до 31 декабря 2023 года, будут сохранены.

По мнению чиновников, такие нововведения должны вызывать у населения желание самостоятельно формировать пенсионные накопления. Что, с точки зрения большинства наших граждан, больше похоже на фантастику, чем на реальность.

Об этом и многом другом ведущий «Первого русского» Юрий Пронько поговорил с автором пенсионной реформы председателем комитета Госдумы по экономической политике Максимом Топилиным в программе «Интервью».

Реальный доход растёт, а люди не видят?

Юрий Пронько: Максим Анатольевич, наша власть – и правительство, и ЦБ, и партия большинства в российском парламенте говорят, что отечественная экономика устояла под ударом русофобских санкций. Но чем больше подобных заявлений и больше комментариев, что идёт рост реально располагаемых доходов и реальных зарплат, тем чаще можно услышать критику. Что, дескать, в реальности ситуация совсем не такая. Вы с чем это связываете?

Максим Топилин: Мы на форуме слышали разные мнения. Была критика и по поводу действий ЦБ, и увеличения ключевой ставки. Я на пленарном заседании говорил и глубоко убеждён, что в целом наша политика, с 1998 года, была очень правильной. Да, безусловно, были какие-то ошибки… Но в течение последних полутора лет мы смогли устоять и имеем ресурсы, чтобы поддерживать выпадающие доходы, которые возникли в связи с ограничениями по экспорту. Кроме того, мы смогли обеспечить все социальные обязательства, в том числе по зарплате. Несмотря на санкции и то, что часть золотовалютных ресурсов заблокированы.

Критика в адрес ЦБ звучала всегда. Всегда были экономисты, которые говорили о каком-то особом русском пути, о том, что надо распаковать Фонд национального благосостояния, сделать это быстрее, чтобы вложить эти деньги в экономику… Но у нас есть возможности для роста, я в этом уверен.

ФОТО: ALEXEI NIKOLSKY/KREMLIN POOL/GLOBALLOOKPRESS

Российская Федерация может стать первой экономикой в мире, первой страной, которая благодаря санкциям, а не вопреки им, покажет достаточно хорошие темпы, достаточно хорошие проекты. Чего не было в исторической ретроспективе. Потому что, будучи под санкциями, любая экономика имела бы большие проблемы. Посмотрите на те страны, которые оказались под давлением США. Поэтому у нас есть уникальный шанс, и мы им можем воспользоваться.

– Но вы же не будете отрицать, что оборотные деньги стали стоить значительно дороже?

 Да, конечно.

– Я уверен, что вы встречались с предпринимателями без камер и без софитов, и наверняка они вам об этом говорили.

 Вы сегодня слышали цифры. Доля кредитов не такая высокая. Большинство проектов осуществляются за счёт собственных средств. Кредиты  это проблема. Вот, человек, который сам может приобрести жильё на свои сбережения, или человек, который берёт ипотеку, перекредитовывается. На кого вы смотрите как на более позитивный, более устойчивый пример? Наверное, на того, кто за счёт собственных ресурсов это делает.

Второе. Неоднократно и экономические власти, и ЦБ говорили, что в связи с санкциями и с тем, что долларовые каналы перекрыты, в стране образовалось большое количество денег. Мы много говорили, что они куда-то утекают, но сейчас такого практически не происходит. В силу объективных причин невозможны определённые операции.

Кроме того, у нас есть внутренний ресурс. Это на тот случай, если вы хотите привлечь инвестиции, которые раньше вкладывались, в том числе в западные ценные бумаги.

– То есть вы это связываете с ростом долгового рынка?

 Да. К сожалению, наш бизнес пока ещё не готов открываться для инвестиций и выпускать дополнительные объёмы эмиссии, облигаций, акций… Мы и экономически, и психологически пока к такому не готовы. Привыкли жить в парадигме, что, вот, деньги банков, дайте кредит, а мы на эти кредиты будем жить. Есть другие способы. Если не нравится высокая ставка, то используйте их. А населению нравится высокая ставка? Как только ставка растёт, население что делает? Возвращает деньги. В последние месяцы увеличился оборот и объём наличных денег. Как в марте 2022 года. Потому что население понесло деньги в банки. И это те деньги, которые могут использоваться для инвестиций.

Кроме того, Центробанк вместе с правительством разработали систему таксономии. То есть снижения требований. Об этом говорил Алексей Текслер, челябинский губернатор. Но пока ещё она плохо работает. Под неё необходимо, по нашим оценкам, порядка 10 триллионов кредитного ресурса. И с предпринимателями и производственниками надо говорить, они должны чувствовать этот процесс. Не бывает всё за два дня.

Да, есть проекты, которые мы считаем приоритетными. Их список утверждён правительством. Он недословный, но там отмечены направления развития, которые нам нужны. Под эти проекты ЦБ снижает объём требуемых гарантий. То есть это не снижение ставки – это снижение требований к резервированию. Что позволяет запускать больший денежный поток в эти проекты. Там потенциал – 10 триллионов, а всего задействовано порядка 20-30 миллиардов.

Мы видели, что в июле-августе-сентябре инфляция начала разгоняться. В мире нет таких стран, где при высокой инфляции обеспечивались бы хорошие, качественные, длинные, дешёвые инвестиции. Так не бывает. Пока инфляция будет 6-8%, ставки будут такими. И цена ресурса кредитного будет дорогой. Будет инфляция 2-4%, будет и возможность инвестировать.

Девальвация рубля, курс, инвестиции

– Максим Анатольевич, а вам не представляется, что между правительством и ЦБ всё больше возникает противоречий? И как раз вам и надо адресовать этот вопрос, как главе парламентского Комитета по экономической политике. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина заявляет, что девальвация рубля связана с высоким внутренним спросом, который «необходимо охлаждать«. Но кто стимулирует? Стимулирует правительство. В том числе через мощные госконтракты. И судя по всему, это надолго. Я имею в виду не только, кстати, оборонно-промышленный комплекс, который даёт синергию и по другим секторам. Есть ли здесь противоречие?

 Я считаю, это нормальный процесс. Понятно, что расходы бюджета в этом году гораздо выше, чем в прошлом. Мы сами уже призываем к тому, чтобы было больше бюджетных инвестиций, больше инвестиций за счёт Фонда национального благосостояния. И в каких-то точках эти решения, безусловно, принимаются. В тех необходимых проектах, которые, по мнению правительства, должны финансироваться за счёт государственных средств либо за счёт гарантий Внешэкономбанка.

Получается так, что сначала вы вынуждены стимулировать, а параллельно вынуждены охлаждать. Но в этом нет никаких противоречий, это естественный процесс.

– Эльвира Сахипзадовна это связывает с девальвацией.

 Я не слышал, чтобы Эльвира Сахипзадовна связывала девальвацию рубля с инвестициями. Девальвация рубля связана с экспортом-импортом, больше ни с чем. Если восстановится экспорт, то, конечно, рубль будет укрепляться. Вспомните, как только приняли решение по валютной выручке, то курс на 10 рублей снизился. Сейчас он в стабильном состоянии и дальше снижается.

– Но для этого пришлось президенту Владимиру Путину вмешаться?

 Для этого всем участникам этого процесса пришлось подготовить соответствующий проект решения и доложить. Президент, естественно, в этой ситуации его поддержал. Это было единственно верным решением.

Пенсионная реформа удалась?

– Я ещё один вопрос, если позволите, хотел вам задать. Вы один из авторов так называемой пенсионной реформы. Я вам был благодарен, пусть и заочно, что вы не уходили от ответов на вопросы, когда вас, в переносном смысле, били. Вы довольны произошедшим? Если вернуться к тому моменту, когда принималось и готовилось это решение, и если взять вот этот промежуточный итог, который мы сейчас имеем, можем ли мы говорить о некоем положительном эффекте? Или, если откровенно говорить, то фиаско не удалось?

 Такой термин, как «фиаско», наверное, могут применить только люди, которые оторваны от жизни. А эффектов много.

Во-первых, мы обеспечили рост пенсий, как и обещали. Даже больше. Плюс тысячи в год за счёт перераспределения средств. В другом случае таких источников просто бы не было. А сейчас пенсии стали выше. Точные цифры не назову, поскольку я себе дал слово в эти темы больше не залезать.

– Вот так даже?

 Да. Потому что есть новая команда, есть министерство. И она успешно занимается всеми вопросами. Все это прекрасно видят. Даже по Фонду пенсионного и социального страхования на следующий год, на следующую трёхлетку есть небольшой профицит.

– Профицит?

 Да, посмотрите цифры. Там есть свои нюансы, не буду на них останавливаться. Плюс, сегодня у нас низкая безработица. Потому что мы смогли провести эти изменения в пенсионной сфере в тот момент, когда рынок труда требовал дополнительных ресурсов. Но даже при повышении пенсионного возраста у нас дефицит трудовых ресурсов.

– Но при этом пришлось ведь заморозить весьма серьёзные деньги?

 При неудачном совпадении периодов или просчётах пенсионная реформа с повышением пенсионного возраста может вызвать безработицу и большое количество людей на рынке труда. Но здесь такого не произошло. Наоборот.

Сейчас очень большое количество людей, причём достаточно серьёзного возраста, трудятся, например, на оборонных предприятиях. И надо отдать им должное, что остаются и обеспечивают в том числе обороноспособность нашей страны. Поэтому, мне кажется, в этом отношении всё было сделано правильно и вовремя.

– Не жалеете?

 Я считаю, что это был один из основных проектов, которые я реализовывал в своей жизни.

– В своё время вы откровенно заявили журналистам, что так называемые замороженные пенсионные накопления …

 Неправильно их так называть. Потому что это вводит людей в заблуждение. Никаких замороженных пенсионных накоплений не было.

– А что было?

 Было перечисление тарифов, которые раньше шли в накопительную пенсию. И за счёт этого шли деньги из федерального бюджета в виде трансферта. Именно эти деньги пошли в пенсию, в страховую пенсию, и всё.

– То есть к этой теме возвращаться никто не будет?

 По-моему, правительство уже приняло решение, что это тариф не «ноль», а этого тарифа просто нет. Я же сказал, что стараюсь не следить жёстко за тем, что было в прошлом.

– Спасибо большое.

ПРОГРАММЫ ЦАРЬГРАДА