Несмотря на отмену выборов, на Украине начался новый этап кровавого передела власти

Главным политическим событием минувшей недели на Украине стала странная гибель Геннадия Частякова – помощника главкома ВСУ Залужного. По официальным данным, Частяков погиб во время празднования своего дня рождения от взрыва гранаты, из которой он почему-то решил выдернуть чеку. Эту версию подхватили украинские СМИ, подконтрольные офису президента Зеленского, назвав произошедшее «трагической случайностью». Сам же главком ВСУ заявил, что его помощник погиб от детонации неизвестного взрывного устройства, которое было в коробке с подарками для именинника. Readovka решила разобраться, что стоит за смертью помощника Залужного и может ли она стать катализатором подготовки военного переворота.

Ни для кого не секрет, что между Залужным и Зеленским уже давно тлеет конфликт. И причина его не в «личной неприязни», а в борьбе за власть, а точнее – за распределение западной помощи, которую можно конвертировать по хорошему курсу на свой банковский счет. Новый виток их противостояния случился осенью, когда стало окончательно понятно, что украинское наступление полностью провалилось.

Дело в том, что Зеленский поставил очень много на успех этого наступления. Понятно, что решение о его начале президент Украины принял после «настоятельных рекомендаций» из Вашингтона. Однако Зеленский не придумал ничего умнее, как начать забрасывать фронт сначала техникой, а потом и только набранной пехотой. Вероятно, украинский лидер исходил из принципа «если долго мучиться, то что-нибудь получится». Однако результат для западных хозяев незалежной оказался поистине удивительным – так долго готовящееся и заранее распиаренное наступление полностью провалилось, что подтвердили и в США. Но до признания главкома ВСУ на Украине это продолжали упорно отрицать.

Очевидно, что план наступления с широким использованием натовской техники разрабатывался не только в кабинетах на Банковой. И несмотря на участие в нем подготовленной Западом пехоты, оно полностью провалилось. Начавшееся в первых числах июня украинское наступление окончательно заглохло к октябрю. Однако официально в Киеве о его завершении так никто и не говорил, что не помешало тому же Залужному заявить о провале наступления.

Точные цифры украинских потерь в ходе летне-осенней кампании неизвестны. По данным Минобороны РФ, число жертв со стороны ВСУ с начала их наступления составило как минимум 43 тыс человек. Очевидно, что после таких потерь украинская армия просто не способна наступать без пополнения и отдыха. Поэтому на землях, подконтрольных Киеву, и развернулась варварская мобилизация, превратившаяся в настоящую охоту на мужчин призывного возраста. В планах же руководства Украины – поставить под ружье даже инвалидов, больных ВИЧ и женщин.

Еще весной этого года западная пресса пиарила «гений» Залужного, именно там и писали о том, что главком ВСУ якобы тормозил начало наступления. Ситуация во взаимоотношениях Залужного и Зеленского резко обострилась осенью, когда появилась информация о том, что на главкома ВСУ завели уголовное дело о сдаче весной 2022 года Херсонской области. Причем в западной прессе этот процесс быстро назвали «делом Залужного». Очевидно, тогда главком ВСУ и решил пойти в большую политику, ведь лучшая защита – это нападение. Не исключено также и то, что Залужный рассматривал вариант подготовки своими силами «принудительной отставки» уже всем надоевшего Зеленского.

После этого вышла статья Залужного в американском издании The Economist, в которой он первым на Украине фактически признал провал наступления, рассказывая о переходе к позиционный войне. Кроме того, главком ВСУ предложил перейти к тактике массированных ударов западными ракетами и дронами, а также запросил авиацию и средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и заявил о необходимости накопления резервов. Сделал он это в пику украинскому лидеру, говорившему о необходимости продолжать наступление любой ценой. Этот материал, вероятно, и стал последней каплей, переполнившей чашу терпения команды Зеленского. После чего офис президента перешел к активным действиям по нейтрализации командующего ВСУ. Ведь получается, что Зеленский лишился возможности и дальше вешать лапшу на уши о продолжающемся наступлении.

Более того, Залужный в этой статье дистанцировался от самого наступления. Тем самым главком ВСУ фактически переложил ответственность за дальнейшую бессмысленную гибель украинских солдат в ходе попыток прорвать фронт на Зеленского. Естественно, что последнему это очень сильно не понравилось, поскольку он продолжает грезить наступлением, которое, по его плану, должно продолжаться не только в этом, но и в следующем году, о чем Зеленский и заявил на организованной Reuters видеоконференции, прошедшей на прошлой неделе. К тому же «главного украинца» не мог не насторожить активный пиар в западной прессе в канун выборов своего главкома, в котором он, скорее всего, увидел конкурента за президентское кресло. Так что новость о том, что Зеленский отменил выборы в незалежной в период военного положения уже не кажется такой неожиданной.

И тут в игру решил вступить экс-президент Украины Петр Порошенко. Причем сделал он это руками подконтрольного депутата Гончаренко, вбросившего незадолго до отмены Зеленским выборов «инсайд» об их подготовке. Тем самым он еще больше дискредитировал действующего хозяина Банковой в глазах не только части украинской элиты, но и многих западных спонсоров Киева. Однако этим команда Порошенко не ограничилась и решила подбросить дровишек в костер противостояния Зеленского и Залужного руками все того же Гончаренко. Так, нардеп незалежной заявил, что на этой неделе произойдут некие «процессуальные действия по генералам».

Вечером того же дня «Украинская правда» вбросила информацию о том, что в отставку могут отправить двух знаковых командиров ВСУ – командующего группировкой войск «Таврия» Тарнавского и командующего объединенными силами Наева. Вероятно, сделано это было для того, чтобы подтолкнуть Залужного к более радикальным действиям в его борьбе с Зеленским. Однако президент Украины к этому моменту уже выбил из рук главкома ВСУ очень важный инструмент «тайной войны» – ССО («Силы специальных операций»), – тем самым уменьшив вероятность военного переворота.

Выход статьи Залужного в The Economist стал началом нового активного этапа борьбы президента Украины со своим главкомом. И первым звоночком была отставка командующего ССО Украины Виктора Хоренко, произведенная в обход командующего ВСУ. Хоренко был не просто человеком Залужного, но и важным «аргументом» в борьбе с Зеленским, поскольку ССО была полностью подконтрольной главкому силой «тайных операций». В отличие от того же Буданова, главы ГУР, которое курирует Лондон. Причем о своем снятии с поста Хоренко узнал из СМИ. Вместо него Зеленский поставил подконтрольного себе Сергея Лупанчука. Иными словами, Банковая выбила из рук Залужного очень опасный для президента Украины «инструмент», которым главком ВСУ мог воспользоваться для отстранения от власти самого Зеленского.

После этого был убит помощник Залужного Геннадий Частяков, причем сделано это было демонстративно. Несмотря на официальную версию от МВД о том, что Частяков погиб в результате «неосторожного обращения с боеприпасом» украинская военная прокуратура возбудила уголовное дело по факту умышленного убийства. Частяков мог использоваться Залужным для неформальных контактов как с командующими частями украинской армии, так с различными политическими группировками внутри страны.

Команда Зеленского же решила возложить вину за убийство помощника Залужного Частякова на старшего помощника заместителя главкома ВСУ Андрея Тимченко, тем самым убрав из обоймы украинского военачальника еще одного доверенного человека – правда, информации о нем, прямо скажем, немного. Возможно, украинское следствие обнаружит вскоре и других «соучастников» убийства – тоже из числа помощников Залужного и их замов.

Очевидно, что это не последняя подобная кадровая перестановка на пути «увольнения» Залужного, который все еще остается опасным для Зеленского, несмотря на то, что возможностей у главкома ВСУ для совершения военного переворота за последнее время существенно поубавилось. Главный приз в этой борьбе – власть, а точнее контроль за перераспределением себе в карман западных финансовых подачек. Понятно, что война все спишет, и по ее окончании будет очень сложно установить, что было реально потрачено, а что попросту разворовано. Если, конечно, в эти подсчеты не вмешаются независимые игроки, коих, откровенно говоря, мало. Тем более что и западные политики, лоббировавшие поставки Киеву, в накладе точно не останутся.

Кроме того, и для Зеленского, и для Залужного поражение в этом конфликте означает не просто отставку, но и вероятную кончину. Оба политика прекрасно понимают, что слишком много знают о том, кто и как из представителей Запада обогащается на Украине. Ведь из незалежной на черный рынок идет поток не только оружия, но и наркотиков. На Украине также процветает и прочий запрещенный в любой цивилизованной стране «бизнес». И на всем этом зарабатывают не только элиты незалежной, но и их западные патроны. Поэтому конфликт Залужный-Зеленский может разрешиться только двумя путями – либо ишак сдохнет, либо шах помрет.

Однако если до начала осени у Залужного была реальная возможность попытаться совершить военный переворот, то теперь у главкома ВСУ «инструментов» для этого стало сильно меньше. Ведь командует ССО уже не человек Залужного, а силы спецопераций вполне могли бы использоваться для нейтрализации Зеленского и его охраны. Кроме того, командующий ВСУ лишился и возможности наладить через своих помощников контакты с армейскими частями, в которых президент особым авторитетом не пользуется (впрочем, как и в большей части Украины), поскольку после убийства Частякова они находятся в фокусе внимания местных правоохранителей.

В любом случае начавшаяся между президентом незалежной и главкомом ВСУ «тайная война» ослабит нынешнюю Украину и ее армию, что не может не радовать. Поэтому публично глава офиса президента Андрей Ермак всячески отрицает возможную отставку Залужного и его конфликт с Зеленским. Тем более что после официального подтверждения такого раскола украинскому лидеру придется действовать быстро, поскольку армия вряд ли будет спокойно смотреть на то, как Банковая расправляется с их главкомом. Поэтому до самого последнего момента офис президента продолжит отрицать наличие конфликта.

В случае победы Зеленского в этом противостоянии, Украину ожидает продолжение тотальной мобилизации и закидывания фронта новобранцами. В конечном итоге это приведет ВСУ к катастрофе. Из-за непрекращающихся попыток наступления украинская армия будет обескровлена и лишится многого из того, что Запад поставлял Киеву в последнее время. Причем уже сейчас очевидно, что в этом случае, несмотря на чудовищные потери, ВСУ так и не смогут существенно продвинуться даже через год бессмысленных попыток прорвать фронт плохо обученной пехотой с минимумом тяжелой техники. В итоге тотальный провал наступления похоронит не только украинскую армию, но и самого Зеленского.

Если в конфликте все же сумеет победить Залужный (неважно, станет ли он сам президентом или серым кардиналом от армии при новом украинском лидере), то ВСУ перейдут к куда более рациональной тактике. Главнокомандующий отдает себе отчет в том, что текущее положение Киева крайне незавидно и продолжать самоубиваться об Россию – путь в никуда. По крайней мере, при текущем соотношении сил. Поэтому Залужный будет пытаться так или иначе добиться заморозки конфликта, которая даст ему время на восстановление сил и наращивание возможностей украинской армии. Фактически его предвыборную программу мы видели в статье, опубликованной на сайте ВСУ в начале ноября, где вражеский главком призывал к наращиванию производства дальнобойных вооружений на Украине и вместе с тем признавал нереальность этого во время войны. Аналогичную позицию Залужный высказывал и в материалах для западной публики. Так, в программной статье для The Economist он потребовал от своих союзников средства для борьбы с минными полями, усиление РЭБ и самолеты.

Иными словами, Залужный хочет под предлогом заморозки провести «работу над ошибками» и снова попытаться прорвать русскую оборону.

Для России ни Зеленский, ни Залужный не будут являться приемлемыми лидерами Украины, с которыми можно о чем-то договариваться. Так что особенной разницы в том, кто победит в этой грызне пауков в банке, для нас нет. Главное, чтобы они нанесли друг другу как можно больший урон, а дальше уже русская армия разберется.

 

Андрей Холодцов