NIKOLAY GYNGAZOV/GLOBALLOOKPRESS

Если Россия вернулась к статусу сильного государства — Империи, которая выигрывает войны, то и дальнейший план действий вполне прозрачен. И беда будет всем нам, если задуманное не реализуют…

Глава государства Владимир Путин поручил правительству и нефтяным компаниям совместно принять меры по регулированию цен на бензин и дизель. Об  этом сказано на официальном сайте Кремля.

Правительству Российской Федерации при участии вертикально интегрированных нефтяных компаний принять меры по стабилизации розничных и оптовых цен на бензин и дизельное топливо, а также по обеспечению отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей топливом в достаточном объёме,

— говорится в поручении президента.

Как подчеркнул президент, прежде чем зарабатывать на экспорте, производители топлива должны сначала обеспечить российский рынок. Как это делают, например, производители удобрений. С 21 сентября в России были введены временные ограничения в части экспорта дизельного топлива и бензина с целью стабилизации цен на внутреннем рынке.

По мнению Минэнерго, это должно увеличить количество предложений моторного топлива на российском рынке и  дополнительно снизить цены. Так, за период с 23 по 29 октября, по данным Росстата, цена на бензин (в среднем по наиболее популярным сортам — АИ-92, АИ-95 и АИ-98) снизилась на 13 коп., составив 55 руб. 00 коп. за литр. Стоимость дизельного топлива снизилась на 16 коп. и составила 64 руб. 06 коп. за литр.

Также, по данным мониторинга различных торговых организаций (супермаркетов, сетевых магазинов, локальных торговых точек и др.) за период с 24 по 30 октября, индекс потребительских цен составил 100,14%, с начала октября — 100,83% и 105,47% — с начала года.

О том, что влияет на рост цен и экономическую ситуацию в стране, более подробно рассказал политический обозреватель «Первого русского» Андрей Перла в эфире программы «Скрытые смыслы».

Власть, капитализм и рост цен

По словам политолога Андрея Перлы, в России до сих пор толком не выстроена вертикаль власти. В результате чего некоторые вопросы, касающиеся жизни в регионах, остаются без внимания. И речь не только об отдалённых районах нашей страны, заметил он.

ФОТО: ЦАРЬГРАД.

Когда дело доходит до уровня, качества и стоимости жизни простого человека, рядового, наша вертикаль власти наталкивается на такую незыблемую вещь, как капитализм. Иначе говоря, мы находимся в вечном противоречии. С одной стороны, стремление государства снизить социальное неравенство. С другой — стремление того же самого государства обеспечить свободную конкуренцию,

— сказал политолог.

Однако в условиях инфляции, дефицита некоторых товаров и с учётом того, что наша страна участвует в СВО, эта свободная конкуренция неизбежно приводит к повышению цен. Причём не только на дефицитные товары, но и на те, которые экспортируются в другие страны, — нефть, сельскохозяйственную продукцию и так далее.

И это очень хорошо, это наполнение бюджета валютой. Без этого невозможно поддержание того самого качества жизни. Но, с другой стороны, чем выше стоимость этой самой иностранной валюты, на которую мы покупаем то, чего у нас самих не производится, тем выгоднее продать наружу, нежели продавать у себя внутри. И тем больше соблазн у себя внутри пытаться поднять цены примерно до того же уровня, по которым, значит, эти товары продаются наружу,

— отметил эксперт.

В случае с бензином, например, это приводит к его дефициту. Поскольку гораздо выгоднее продавать не сырую нефть на экспорт, а нефтепродукты, пояснил Андрей Перла. То есть уже готовые бензин и дизель.

Государство может это регулировать? Да. Но государство не может это регулировать приказом, потому что оно не является владельцем всех на свете автозаправок, нефтеперегонных заводов и компаний, которые ими владеют. Государство может это делать, заключая соглашения с нефтепроизводителями. Но контролировать цены на конкретной автозаправочной станции государству просто нечем. У него нет для этого достаточного количества чиновников, чтобы ездить на каждую заправку и смотреть, какая там цена на табло,

— сказал Перла.

Как удержать цены?

Кроме того, как заметил эксперт, до сих пор нет единого мнения о том, какая политика по отношению к гражданам является верной. И верно ли, установив относительно твёрдые цены, лишить людей части товаров, но обеспечить им необходимый минимум.

Если совсем грубо, это такой советский подход, советская продовольственная программа. У тебя в магазине три вида колбасы. Два из них или даже все три — по талонам, но зато по низким ценам. Или же позволить свободное ценообразование. Тогда у тебя в магазине 33 или 303 вида вышеупомянутой колбасы… Но тогда цену на эти колбасы устанавливают производитель, рынок и импорт каких-то ингредиентов для этих колбас. Поэтому они стоят дорого,

— пояснил собеседник Царьграда.

По его словам, государство могло бы поддерживать этот баланс и не допустить скатывания в ситуацию, «когда цены взлетят до небес и слишком много людей ничего не смогут себе позволить«. Но, с точки зрения большинства чиновников, Россия ведёт специальную военную операцию, а не войну. И это две большие разницы, как говорится.

ФОТО: ЦАРЬГРАД.

Потому что если бы мы вели войну, а не СВО, то чиновник на уровне, например, губернатора конкретного региона, мог бы обратиться к людям, и сказать: «Братья и сёстры, у нас война! Уровень благосостояния довоенный будет достигнут в шесть часов вечера после войны, когда мы победим. Сейчас, поскольку всё для фронта и всё для победы, мы должны, мы вынуждены согласиться…» И дальше следует список того, с чем мы соглашаемся. Вплоть до напоминания, что «во время той большой войны жили по карточкам…«. И это было очень плохо, но каждый понимал ради чего. А если у нас не война, то любой человек имеет полное право требовать от государства обеспечивать ему тот уровень качества жизни, который государство, собственно, и обязалось обеспечивать, несмотря ни на что,

— пояснил политолог.

Выход — национализация?

Андрей Перла подчеркнул, что «жёсткое регулирование возможно только в том случае,  если государство объявило определённого рода чрезвычайную ситуацию». До тех пор, пока оно этого не сделало, у него нет механизма для того, чтобы как-то контролировать, например, тех же перекупщиков.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Когда мы будем той Россией, которой мы должны стать, у нас будет государственная монополия на самые крупные производства и на самые крупные отрасли, которые, собственно, и обеспечивают жизнь страны. В числе этих производств, конечно, нефтедобыча и нефтепереработка. Равно как и газодобыча, и газопереработка, а также экспорт хлеба. Много чего. Но ни в коем случае не розничная торговля, не маленькие ресторанчики, не малый и средний бизнес… Но пока что мы на полпути,

—  отметил эксперт.

Для этого в первую очередь, считает Андрей Перла, необходимо пересмотреть итоги приватизации в пользу государства. Потому что если Россия — это Империя и выигрывает войны, то и нефтянка должна быть вся государственная. Тогда и цены на нефтепродукты должны быть все государственные, а не частично, заключил он.

ПРОГРАММЫ ЦАРЬГРАДА