Слушая риторику Зеленского во время его недавней совместной пресс-конференции с главой Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен, я невольно ловил себя на мысли, что всё это уже где-то слышал или, по крайней мере, читал. Вот вам несколько высказываний президента Украины, с пояснениями.

«Я считаю, что мы не имеем права даже думать (это он о мирных переговорах) и опускать руки»; «какая альтернатива?» (Зеленский не видит других вариантов, кроме продолжения войны); «вот о чём нужно думать ( а это по поводу наступательных действий ВСУ), только про это, а не о том, где мы будем завтра, а сейчас (в смысле, будущее Украины и украинского народа не имеет значения, только настоящее).

Ну а теперь ещё несколько цитат, точнее выдержек из одного воззвания.

«…армия на фронте готова выполнить свой долг перед страной… задачи могут быть выполнены только борьбой на фронте… в нашей жизни много незаконченных тяжб, но во имя высших интересов страны все они должны быть забыты… пусть каждый несёт всё, что может, в общий пламенный порыв…»

Согласитесь, очень похоже. А ведь это слова Александра Фёдоровича Керенского из «Воззвания к гражданам России», сказанные накануне инициированного им июньского наступления, прозванного позже «наступлением Керенского», закончившегося грандиозным провалом и утратой русской армией сильных оборонительных позиций на германском фронте.

Керенский и Зеленский – разница всего-то в две буквы. Более того, большинство современников произносили фамилию главы временного правительства с ударением на второй слог, что делает схожесть ещё более очевидной. Но главное вовсе не в именах, а в той роли, которую один сыграл, а другому предстоит сыграть в истории своей страны. Ни в коем случае не сравнивая масштаб личности, сложно всё же не заметить удивительную идентичность подходов обоих лидеров.

Оба, не внемля доводам рацио, выступали за войну до победного конца. Оба вмешивались в дела военных, чем только вредили боеспособности армии. Оба страдали известным нарциссизмом и обожали любовь толпы. Первый, в итоге, был вынужден бежать из страны (пусть и не в женском платье, это миф), второй, видимо, повторит попытку первого уйти таким образом от ответственности.

Чем и когда закончилась для Керенского его политическая карьера – мы знаем. История Зеленского пока ещё пишется, но кое-какие выводы сделать можно уже сегодня.

Пункт первый – невменяемость. Итак, прямо сейчас Запад через свою прессу сообщает, что вопрос заморозки конфликта уже не стоит в плоскости «делать или не делать», а перешёл в разряд «когда именно». Так, намедни на портале NBC News на эту тему вышла очередная статья, где сказано, что США и европейские чиновники обсуждают с Киевом тему мирных переговоров.

Обсуждения, которые, по словам одного из высокопоставленных чиновников США, пока идут негласно, но уже в начале 2024 года могут резко интенсифицироваться, крутятся вокруг «общих контуров того, от чего Украине, возможно, придется отказаться, чтобы достичь соглашения с Россией». Кроме того, подчёркивается, что все разговоры представителей киевского режима о новом наступлении ВСУ будущей весной в Вашингтоне всерьёз не рассматриваются.

«Растет ощущение, что уже слишком поздно и пора заключать сделку… Украине, вероятно, осталось только до конца года или чуть дольше, прежде чем начнутся более срочные дискуссии о мирных переговорах», – пишет издание.

Тем не менее, как видим, Зеленский в категорической форме отказывается об этом говорить, даже «думать», и выступает за продолжение войны любыми способами без попытки поразмышлять о последствиях.

«Чтобы мы сейчас сели с Россией, разговаривали и что-то ей отдавали – не будет такого», – заявил Зеленский в ходе той самой пресс-конференции.

Как по мне, назвать такую позицию адекватной невозможно даже с чисто медицинской точки зрения. Человек явно потерял связь с реальностью. При этом непохоже, что у Запада есть рычаги достаточные, чтобы продавить волю Зеленского, отсюда, видимо, и все эти «сливы» в СМИ про его невменяемость.

Пункт второй – неадекватная кадровая политика. Накануне Зеленский инспирировал увольнение и замену на лояльного Сергея Лупанчука командующего ССО (силы спецопераций) ВСУ Виктора Хоренко, как говорят, за близость того к неугодному Банковой главкому ВСУ Валерию Залужному. Представление на отставку было направлено нынешним министром обороны Умеровым в обход мнения главкома. И Залужный, и сам Хоренко узнали о решении президента только из СМИ.

Как сообщают украинские источники, у Зеленского ошибочно считают, что раз уж война перешла в «позиционное противостояние» (о котором говорил даже Залужный), не предполагающее серьёзных боевых действий, то это даёт им шанс избавиться от нелояльных военных. Кстати, главком ВСУ, давно уже стоящий «офисным» поперёк горла, вполне может быть следующим.

Но это неверная оценка ситуации. По мнению украинских военных экспертов, в частности, главреда сайта «Цензор.нет» Юрия Бутусова, то, что прямо сейчас происходит под Авдеевкой, грозит потерей самого мощного укрепрайона ВСУ с образованием значительной бреши в украинской обороне и выходом подразделений армии России на оперативный простор. Дальше путь на Краматорск и Славянск будет практически открыт, а времени, чтобы укрепить его, у Украины уже нет.

Это не только критически усложнит положение на фронте для ВСУ, но и сильно ударит по имиджу Банковой и лично президента Украины. Таким образом, становится очевидным, что преследуя исключительно политические цели, ОП в очень неподходящий момент затеял грызню за власть в Киеве, невольно ослабляя командный состав ВСУ.

Ситуация настолько вопиющая, что с критикой Зеленского выступили даже завзятые враги России из числа беглых оппозиционеров.

Так, небезызвестный Альфред Кох заявил, что «кадровая политика Зеленского вообще вызывает много вопросов», а его квазирелигиозная убеждённость в победе и в некое «чудо-оружие» (в качестве которого на данном этапе выступают американские F-16) роднит президента Украины с другим политическим деятелем 30-40-х годов прошлого века в Германии.

Так или иначе, но у нас появился хороший шанс для прорыва, которым, судя по всему, Москва намерена воспользоваться. Недаром пару дней назад пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что никого перемирия не будет, и Россия достигнет всех поставленных целей СВО.

Западу же, чтобы предотвратить успех России и реализовать свой план по заморозке конфликта на нынешней ЛБС, видимо, придётся Зеленского убирать. Но делать это через выборы рискованно и слишком долго. Не исключено, что это, как и в случае с Керенским, произойдёт путём вооружённого «майдана».

 Алексей Белов