В столице России 30 лет назад произошёл разгон Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации (также известный как «Штурм Белого дома», «Расстрел Дома Советов», «Чёрный октябрь», «Октябрьское восстание 1993 года», «Октябрьский переворот 1993 года», «Указ 1400», «Октябрьский путч», «Ельцинский переворот 1993 года») — внутриполитический конфликт в Российской Федерации 21 сентября — 4 октября 1993 года.

«Чёрный октябрь» стал следствием конституционного кризиса, развивавшегося в стране с декабря 1992 года. Результатом противостояния стало насильственное прекращение действия в России существовавшей с 1917 года советской модели власти, сопровождавшееся вооружёнными столкновениями на улицах Москвы и последующими действиями войск, в ходе которых погибло не менее 158 человек и 423 были ранены или получили иные телесные повреждения (из них 3 и 4 октября — 124 убитых, 348 раненых).

Кризис явился следствием противостояния двух политических сил: с одной стороны — президента Российской Федерации Бориса Ельцина, правительства, возглавляемого Виктором Черномырдиным, части народных депутатов и членов Верховного Совета — сторонников президента, а с другой стороны — противников политики президента и правительства: вице-президента Александра Руцкого, основной части народных депутатов и членов Верховного Совета Российской Федерации во главе с Русланом Хасбулатовым.

События начались 21 сентября с издания Борисом Ельциным указа президента России №1400 о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета, который, согласно принятому в течение нескольких последовавших часов заключению Конституционного суда, не соответствовал ряду положений действовавшей Конституции.

В ответ Президиум Верховного Совета, сославшись на статью 121.6 Конституции Российской Федерации — России, объявил о прекращении полномочий президента и постановил, что Указ №1400 не подлежит исполнению. 24 сентября X чрезвычайный (внеочередной) Съезд народных депутатов, созванный Верховным Советом, также заявил о прекращении полномочий президента Ельцина с момента издания указа №1400 и оценил его действия как государственный переворот.

Борис Ельцин, однако, де-факто продолжил осуществлять полномочия президента России. Его поддержало правительство и руководство силовых структур (МВД, Министерство обороны, Министерство безопасности). 30 сентября противоборствующие стороны приняли предложенное посредничество патриарха Алексия II, имевшее целью смягчение напряжённости вокруг Дома Советов. Однако переговоры не увенчались успехом.

3 октября в Москве произошли массовые беспорядки — прорыв оцепления вокруг Дома Советов России, захват группой вооружённых сторонников Верховного Совета во главе с генералом Альбертом Макашовым здания московской мэрии и попытка вооружённого захвата телецентра «Останкино». В Москве было объявлено чрезвычайное положение, и 4 октября Съезд народных депутатов и Верховный Совет были разогнаны введёнными в центр Москвы войсками с применением оружия и бронетехники.

Кульминацией стали события 3 октября, когда после многочисленных уличных столкновений с подразделениями ОМОНа, милиции и внутренних войск, подошедшие со стороны Садового кольца демонстранты прорвали оцепление правоохранительных органов вокруг Дома Советов. Немногим позже милиция была выбита и из соседнего здания московской мэрии. Воодушевлённые быстрым успехом, сторонники Верховного Совета во главе с генералом Альбертом Макашовым попытались захватить телецентр «Останкино». Демонстранты двинулись в сторону телецентра в Останкино с требованием предоставления им прямого эфира. Возле телецентра они были встречены вооружёнными сотрудниками милиции, внутренними войсками МВД и ОМОНом (часть из них находилась внутри здания), которые препятствовали проникновению в здание протестующими.

Сторонники Верховного Совета предприняли попытку проникнуть в здание, протаранив грузовиком стеклянные двери (сам Макашов не давал команды на таран дверей телецентра). Во время штурма раздалось два или три почти одновременных взрыва у пролома на месте дверей (осколками были ранены стоявшие рядом демонстранты), и одновременно внутри здания среди бойцов «Витязя» произошёл взрыв неустановленного взрывного устройства, от которого погиб рядовой спецназа Николай Ситников. По версии сторонников Ельцина, поддержанной подавляющим большинством СМИ, это был выстрел из гранатомёта РПГ-7 В-1 со стороны демонстрантов. Граната попала в стену позади рядового, и он был поражён осколками в затылок. По версии следственной группы, выстрел из единственного гранатомёта, имевшегося у демонстрантов, не производился. Следы использованного взрывчатого вещества найдены не были. В связи с этим, экспертами и следователями высказывалось предположение, что взорвано было одно из не оставляющих следов спецсредств, имевшихся в распоряжении «Витязя», либо случайно, либо намеренно, с целью мобилизовать бойцов на открытие огня по толпе.

После взрыва, спецназ и БТРы начали вести огонь из автоматического оружия по толпе, собравшейся у телецентра, что привело к гибели десятков людей, среди которых было несколько журналистов. Среди первых погиб оператор германской телекомпании Рори Пек, снимавший возле входа в телецентр. Телерадиовещание всех телекомпаний из Останкино было прекращено. Вечером Егор Гайдар по телевидению обратился к сторонникам Ельцина с просьбой собираться у здания Моссовета, взятого под контроль Министерством безопасности. В городском штабе народных дружин началось формирование отряда из военнослужащих, всего набралось около двух с половиной тысяч офицеров и прапорщиков запаса.

Поздно вечером Альберт Макашов отдал приказ сторонникам Верховного совета отступать из Останкино к Дому Советов. По данным Генпрокуратуры, 3—4 октября в районе телецентра было убито или впоследствии скончалось от полученных ран не менее 46 человек. Телесные повреждения различной степени тяжести получило не менее 124 человек. В ночь с 3 на 4 октября Ельцин подписал указ о введении в Москве чрезвычайного положения. Введённые утром следующего дня в центр Москвы войска подвергли Дом Советов обстрелу из танковых орудий, штурмовали здание и арестовали оставшихся лидеров восстания.

В результате перестала существовать система Советов народных депутатов, радикально изменилась система власти в России: вместо советской на период до принятия Конституции была установлена президентская республика, после вступления в силу новой Конституции — президентско-парламентская. В феврале 1994 года арестованные участники октябрьских событий были амнистированы Государственной думой (кроме Руцкого, который не принял амнистию) и выпущены на свободу.

Телеграм-канал «Равенство.Медиа» пишет, что потери России за прошедшие 30 лет превысили ущерб от войны 1941—1945 гг.

— Потери населения — 26 млн

По прогнозу Госкомстата от 1990 г., в РСФСР к началу 2023 г. могло жить 172,4 млн чел. Но по факту в стране сейчас 146 млн чел. (без новых регионов).

— Потери доходов — 41%

Располагаемые доходы 80% россиян (без богатых) в 2022 г. составили 25 960 руб. в мес. При советских темпах роста и уровне неравенства они бы стали 43 000 руб., или на 66% больше.

— Потери экономики — 40%

В 1985 г. рост замедлился до 2,3%, что использовали как повод для начала перестройки. Но при таких темпах ВВП сейчас был бы больше, чем в 1990 г., в 2,1 раза, а не на 26%, как по факту. Экономика России (ВВП по ППС) составила бы $7,7 трлн, а не $4,6 трлн, и занимала бы 4 место в мире после Китая, США и Индии.

— Потери производства — 66%

— Потери сельского хозяйства — 44%

— Потери активов — 56%

— Геополитические потери — 32%

«Переход России от социализма к капитализму, т.е. на более низкую ступень общественного развития обернулся большими потерями, чем от гитлеровского нашествия. Недавно это частично признал и президент», — пишут авторы канала.

Источник