JÖRG CARSTENSEN/GLOBALLOOKPRESS

Запад снова возвращает масочный режим. Значит ли это, что ковид возвращается? Отвечая на этот вопрос вместе с иммунологом Николаем Крючковым, констатируем, что есть плохая и хорошая новости, – да, вирус подступает, это неприятно, но пока мы не говорим о росте патогенности и летальности.

О том, что пандемия коронавируса была спланированной операцией мирового масштаба и её продолжение не заставит себя ждать, заявил бывший вице-президент Pfizer, доктор Майкл Йидон. Он считает, что это только начало, а дальше будет хуже.

Я понял, что когда люди говорят вам о том, что они собираются делать, не стоит их игнорировать. Когда ООН, Билл Гейтс и Клаус Швабт говорят вам, что у них есть план ООН 2030 с целями устойчивого развития. Я думаю, их 17 или 21, и каждая из них говорит: вы не будете путешествовать, у вас не будет личного автомобиля, мы не будем использовать международные перевозки некоторых ваших товаров, это значит, что не будет никаких полётов, кроме военных или, может быть, очень богатых людей. Вы не будете ничем владеть и будете счастливы. Возможно, вы не будете жить в собственном доме. Вы будете использовать гораздо меньше энергии для всего, включая отопление, производство товаров и так далее. Когда вам это говорят, надо полагать, что они серьёзно к этому относятся. И поэтому я думаю, что ковид был первой частью многоактной пьесы, которая займёт десять лет,

– сказал Йидон.

По его словам, это полностью уничтожит либеральные демократии. После этого заявления возникает вопрос: а если события 2019-2020 годов были первым актом этой пьесы, то когда ждать второго? Или мы уже его наблюдаем?

Также о ситуации с ковидом высказался в конце лета и генеральный директор Всемирной организации здравоохранения Тедрос Аданом Гебрейесус.

Мы по-прежнему наблюдаем тревожные тенденции в отношении Covid-19 в преддверии зимнего сезона в Северном полушарии. Их число увеличивается в некоторых частях Ближнего Востока и Азии, число госпитализаций в отделениях интенсивной терапии увеличивается в Европе, а количество госпитализаций увеличивается в нескольких регионах. Тем не менее данные ограничены. Только 43 страны – менее четверти государств-членов ВОЗ – сообщают об этом ВОЗ, и только 20 предоставляют информацию о госпитализациях,

– сказал руководитель ВОЗ.

Что касается России, то статистика по нашей стране, как сообщает оперштаб по борьбе с Covid-19, в последнее время резко увеличилась по количеству заболевших. Так, в течение недели заболеваемость коронавирусом за неделю выросла на 49%, а число госпитализированных – на 39,6%.

Что об этом думают российские медики? Об этом ведущая «Первого русского» Елена Афонина поговорила с иммунологом, экспертом по общественному здоровью и лекарственным препаратам Николаем Крючковым в программе «Мы в курсе».

Как с ковидом в России?

Елена Афонина: Николай Александрович, если в России наблюдается рост заболеваемости ковидом, то как об этом стало известно? Ведь даже в период активного ковида 2020-2021 годов нам объясняли, что заболеваемость, осложнения – это всё разное, кто как считает. Вот как сейчас?

Николай Крючков: Вы правы. Количество ПЦР-тестирований и их охват крайне недостаточный сейчас. Так было и на предшествующих этапах пандемии. Но сейчас ещё хуже.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Проверить это очень просто. Просто спросите у своих знакомых, которые заболели  ОРВИ и подобными заболеваниями, с температурой, с кашлем и прочим, делали ли им ПЦР-тест на Ковид-19. Большинство ответит, что не делали и не рекомендовали. А мы знаем, что в статистику по ковиду эти случаи попадают только  после подтверждения путём получения положительного результата ПЦР-теста. Значит, это большая проблема.

Даже тот охват тестирования, который есть, показывает значительный рост. Но он всё равно относительный. То есть, когда мы сравниваем значение предшествующего периода со значениями текущего периода и одно делим на другое, переводим в проценты, то получаем, какой рост у нас. Далее из текущего вычитаем предыдущий, делим на предыдущий и переводим в проценты. В результате видим рост в полтора раза, предшествующей недели на 30-35% и так далее.

Если же взять абсолютные цифры по заболеваемости, держа в голове тот факт, что количество ПЦР-тестирований крайне низкое, то в отличие от пиков предшествующих омикрон-волн примерно в десять раз ниже, чем было на пиках волн. Понятно, что в реальности эта разница меньше, но всё равно она довольно существенна с предшествующими омикрон-волнами.

Стоит ли беспокоиться?

– Есть ли сейчас повод для тревоги? Будет ли заболеваемость ковидом, или сезонным гриппом, или ОРВИ расти в ближайшее время? Не приведёт ли она к той же пандемии?

– Формально пандемия как процесс инфекционный, ковидный не закончена. Летом была фоновая . Для сравнения скажу, что по гриппу и другим ОРВИ летом заболеваемость крайне-крайне низкая. Но с ковидом это не так. В ковиде есть сезонный компонент. Но он не такой существенный, как для сезонных ОРВИ.

Какие факторы сейчас действуют? Во-первых, низкий уровень коллективного иммунитета.

За счёт того, что вакционная компания последний год проводится из рук вон плохо, никакой стимуляции вакцинации нет. А мы знаем, что вакцинация – главный путь к приобретению иммунитета против такого заболевания.

Второй фактор – это сезонность. Он начал действовать примерно в сентябре, но сильнее проявится в октябре-ноябре. Я думаю, что в начале декабря будет заметен рост заболеваемости.

Третий фактор – это распространение более заразных линий и подлиний омикрон-линии коронавирусной инфекции. Как пример из последних, это тот самый «Эрис» (EG5) и «Пирола» (ВА86.2). Вторая из них пока не так распространена, как первая. «Эрис» довольно активно распространяется в мире. Об этих случаях заявили в 57 странах.

Да, эти линии несколько более заразные, но не более патогенные и не более летальные, чем предшествующие. Это то, что пока о них известно. И это значит, что вирус продолжает адаптироваться к человеческой популяции, сохраняя при этом высокую заразность.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Хорошая новость заключается в том, что пока роста патогенности и летальности не наблюдается. Однако это не значит, что это невозможно.

Патогенность и летальность, к сожалению, непрогнозируемые величины. На них не оказывается никакого эволюционного давления в том плане, чтобы их увеличить или снизить. Может случиться так, что следующая генерация этого вируса окажется более смертоносной. А может, и нет.

Поэтому нужно продолжать мониторировать ситуацию и накапливать резервы на случай возникновения такого события и продолжать информировать население. Потому что проблема не решена.

Да, в последний год благодаря ряду факторов, мало связанных с деятельностью человека, вирус ведёт себя относительно мягко, с нашей точки зрения. Но это вовсе не означает, что он будет продолжать себя вести так же мягко на протяжении следующих лет. Но не забываем, что есть ещё и другие инфекции, которые опасны в условиях пандемии. Прежде всего, это грипп. Не текущий сезонный, а птичий грипп. И целый ряд других инфекций.

Снова локдаун?

– Николай Александрович, а может ли дело дойти до локдауна? В 2020 году кто-то отлично заработал. Открывали масочные заводики, кто-то с санитайзерами подсуетился. Сейчас это как страшный сон вспоминается. Но представить себе: при нынешней нагрузке на медицину! Мы же мы понимаем, что СВО требует нагрузки на здравоохранение. Сможем ли при этих исходных данных ещё один добровольный локдаун пережить?

– Исходя из текущей эпидобстановки ни о каком локдауне пока речи не идёт. В случае резкого ухудшения ситуации ряд стран могут ввести локдаун. Но в России, думаю, вряд ли.

ФОТО: ЦАРЬГРАД

Россия и в предшествующие периоды показала, что её нельзя вводить в какие-то жёсткие карантинные ограничения. Исключение – апрель-май 2020 года, там было более жёстко всё. И менее жёстко, но близко к таким всеобщим локдаунным мероприятиям было в 2020-м — начале 2021 годов. И всё.

При омикрон-волнах уже никаких локдаунов и серьёзных ограничений не было. С марта прошлого года, как и во многих других странах, Россия де-факто полностью отменила все ограничения. Поэтому при нынешней эпидобстановке с учётом уже предыдущего опыта и той социально-политической ситуации, которая имеется, я думаю, что локдаун крайне маловероятен.

– Николай Александрович, а вот была новость о том, что российским медикам могут запретить пользоваться техникой Apple, носить «умные часы» и переписываться в WhatsApp. Это связано с проблемой сохранения врачебной тайны? Есть такая рекомендация?

– Пока я о таком не слышал. Скорее всего, Минздрав планирует нечто подобное. Но к сохранению врачебной  тайны это вряд ли имеет прямое отношение. Вряд ли компании Apple заинтересована в получении данных конкретного пациента, а тем более в общей системе здравоохранения через такие экзотические способы. Думаю, что это продолжение текущего социально-политического тренда, к сожалению.

– Спасибо!

ПРОГРАММЫ ЦАРЬГРАДА