15 сентября  1925 года в Ленинграде в семье актёра родился Кирилл Юрьевич Лавров (1925-207) – актёр театра и кино. Лауреат Государственных премий РСФСР и СССР. Народный артист РСФСР (1970). Народный артист СССР (1972). Народный артист Украины (2003). Герой Социалистического Труда (1985). Его отцом был народный артист СССР Юрий Сергеевич Лавров, с 1938 года  – актёр киевского Театра русской драмы им. Л. Украинки. В 1950 году Кирилл приехал в Киев, осваивал азы театрального мастерства. В 1955 году переехал в Ленинград и поступил в труппу академического Большого драматического театра им. М. Горького, руководителем которого был назначен учитель Лаврова – К. П. Хохлов. В 1956 году, после смерти Хохлова, БДТ возглавил Г.А. Товстоногов. Кирилл Лавров работал под его руководством с 1956 по 1989 год. После смерти Товстоногова по решению коллектива стал художественным руководителем БДТ (1992-2007). Снимался в главных ролях в таких кинофильмах, как «Верьте мне, люди» (1964), «Живые и мёртвые» (1964), «Братья Карамазовы» (1968), «Укрощение огня» (1972), «Доверие» (1976), «Мой ласковый и нежный зверь» (1978), «Колье Шарлотты» (1984),  «Мастер и Маргарита» (2005)…

15 сентября 1956 года Ту-104 совершил первый регулярный рейс по маршруту Москва-Омск-Иркутск. На то время Ту-104 был единственным эксплуатирующимся реактивным авиалайнером в мире (100 пассажиров). В 1956 году серийная версия самолёта удивила Лондон, куда тогда прибыл Никита Хрущев. В том же году Ту-104 выполнил рейс в Нью-Йорк, первые реактивные пассажирские самолёты отправились из Москвы в Тбилиси, Ташкент и Хабаровск.  Западные СМИ пестрели заголовками о том, что СССР опередил другие страны в развитии реактивной техники. В 1958 году стал совершать пассажирские рейсы американский Boeing-707, а затем и англичане решили свои проблемы с Сomet, построенном в 1949 году. Историки авиации отмечают, что в СССР пассажирский лайнер Ту-104 перестали эксплуатировать в декабре 1979 года, а в Минобороны в 1981 году. Последний полёт Ту-104 состоялся 1 ноября 1986 года, когда одна из воздушных машин, способная летать, перегонялась в Ульяновский музей гражданской авиации.

15 (3 по ст. ст.) сентября 1804 года на хуторе Тымковщина Золотоношского уезда Полтавской губернии (ныне село Богуславец Черкасской области) в казацкой семье родился Михаил Александрович Максимович (1804-1873) – историк, ботаник, этнограф, филолог. Член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук (1871),  декан историко-филологического факультета и первый ректор Императорского университета св. Владимира (1834-1835) в Киеве.

Михаил Александрович Максимович
Михаил Александрович Максимович

15 (3 по ст. ст.) сентября 1877 года в городе Бережаны Австро-Венгерской империи (ныне Тернопольской области) в семье юриста родилась Елена Львовна Кульчицкая (1877-1967) – художник, график. Народный художник УССР. Художественную и научную ценность имели её альбомы акварелей «Народная архитектура западных областей Украины» и «Народная одежда западных областей Украины». Оформленные Елены Кульчицкой книги «Слово о полке Игоревом», «Тени забытых предков», «Лис Никита» вошли в золотой фонд книжной иллюстрации УССР. Она была пионером художественного обрамления детской книжки в  западных областях Украины.

Елена Львовна Кульчицкая
Елена Львовна Кульчицкая

15 сентября 1941 года после соединения немецких войск в районе Лохвицы Полтавской области гигантское кольцо вокруг 5-й, 21-й, 26-й, 37-й армий РККА замкнулось. В окружении оказалось и управление Юго-Западного фронта. 19 сентября немцы вошли в Киев.

15 сентября 1959 года на судостроительном заводе им. 61 коммунара в Николаеве был заложен головной газотурбинный БПК проекта 61 – «Комсомолец Украины», главный конструктор – Б.И. Купенский. Корабль вошёл в состав ВМФ СССР 31 декабря 1962 года. Всего было построено 20 кораблей такого проекта. Строительство первой верфи в Николаеве было начато в 1787 году, в 1788 году верфь была введена в строй под названием «Николаевское адмиралтейство». 25 августа 1790 года здесь был спущен на воду первый корабль – парусный фрегат «Святой Николай». …26 октября 2020 года Хозяйственный суд Николаевской области начал процедуру банкротства судостроительного завода.  В июле 2021 года этот же суд (Хозяйственный суд Николаевской области) утвердил отчёт о ликвидации завода.

«Комсомолец Украины»
«Комсомолец Украины»