ФОТО: ANTON CHYGAREV/SHUTTERSTOCK

Поставки ВСУ американских боеприпасов с обеднённым ураном вынуждают Россию начать охоту за ними. Объясняем, чего ждать простым людям, оставшимся на подконтрольных киевскому режиму территориях.

Русская армия продолжает выбивать тыловую инфраструктуру ВСУ. В ночь на понедельник, 11 сентября, серия мощных ударов была нанесена по Кривому Рогу и Киеву. Прилеты БПЛА также зафиксированы в Сумской и Черниговской областях. Однако плотнее всего «Герани» работали именно по украинской столице.

Этому есть простое объяснение: после портовой инфраструктуры на Дунае, посредством которой украинский режим пытается продолжить морской экспорт зерна, Киев является второй важнейшей целью из-за его роли транспортного узла, через который ведётся переброска войск с фронта на фронт и обеспечиваются поставки боеприпасов и военной техники.

Ложное чувство защищённости

Есть явление, которое называется «ошибкой выжившего». Это когда человек или даже целая структура, избежавшие гибели или серьёзной опасности, неправильно оценивают причину и следствие произошедшего и в дальнейшем пытаются застраховаться от подобных неприятностей, делая по аналогии совсем не то, что нужно.

В определённой степени это именно то, что сейчас происходит на Украине. Режим Зеленского создал вокруг столицы мощнейший узел противовоздушной обороны, стянув к Киеву не только наиболее эффективные из оставшихся советских комплексов, но и западные системы ПВО, включая американские Patriot, IRIS-T и NASAMS. В результате Киев считается сейчас самым защищённым городом Незалежной.

Вторым компонентом будущей трагедии являются поставки боеприпасов с обеднённым ураном. 6 сентября Пентагон сообщил, что отправляет на Украину партию противотанковых снарядов с сердечниками из обеднённого урана. Эти снаряды являются штатным боеприпасом для американских 120-мм танковых орудий, и, очевидно, американцы хотят, чтобы к моменту прибытия на Украину танков «Абрамс» на складах для них уже имелись боеприпасы. Очень логичный и оправданный подход.

Поскольку Киев является наиболее удобным и «безопасным» логистическим узлом Украины, рано или поздно именно в нём будет организован склад по хранению урановых «ломов».

В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ «ГЕРАНИ» И АВИАЦИЯ РОССИИ АКТИВНО РАБОТАЮТ ИМЕННО ПО УКРАИНСКОЙ СТОЛИЦЕ. ФОТО: COVER IMAGES/KEYSTONE PRESS AGENCY/GLOBAL LOOK PRESS

Удар на упреждение

Что последует за этим, предугадать нетрудно: упреждающий удар по месту хранения. Такой же, как наши ракетчики нанесли 13 мая по складу боеприпасов к западу от . Тогда сразу после удара в небо поднялся огромный «гриб», а вскоре был зарегистрирован резкий скачок гамма-излучения. Польские дозиметрические станции в последующие несколько дней фиксировали повышенный радиационный фон. Многие связали эти явления с тем, что на складе могла быть уничтожена крупная партия британских бронебойных снарядов для танков Challenger 2, которые также имеют урановые сердечники.

Тем не менее опрошенные Царьградом эксперты подчёркивали, что уничтожение на складе снарядов с обеднённым ураном не могло дать таких радиологических последствий. В частности, эксперт в области радиационной безопасности Максим Шингаркин отмечал, что температуры, характерные для взрывов и пожаров, никак не могли испарить или распылить обеднённый уран и вызвать серьёзное радиационное заражение воздуха.

Соответственно, боеприпас этот сгореть не может. Потому что температура плавления – 1400 кельвинов. Температура кипения, то есть фактически испарения, – 4400 градусов. И к примеру, от бомбы или ракеты сдетонировали все эти снаряды. Мы бы видели просто с вами разбросанные куски, они по длине как такой короткий лом, который можно держать в руке. Они просто лежали бы даже не обугленные, нечему там обугливаться. Просто с них бы вот этот пластик сгорел. Соответственно, никакого масштабного радиационного загрязнения, тем более атмосферного, быть не может,

– пояснял Шингаркин в разговоре с «Первым русским».

Основная доля излучения обеднённого урана приходится на альфа- и бета-частицы, а вот гамма-излучение составляет очень незначительный процент. Поток его настолько слабый, что современные приборы его практически не регистрируют, из-за чего в Ираке и Сербии, где такие боеприпасы применялись американцами массово, урановые сердечники, как правило, находят случайно.

Не о чем беспокоиться?

Если мы не считаем дезинформацией сообщения Польши о высоком уровне радиации и всплеске гамма-излучения, нам необходимо объяснить, откуда они взялись.

Шингаркин предположил, что на складе хранились радиоактивные материалы, которые украинская сторона готовила для провокации с целью обвинить Россию в применении ядерного оружия или грязной бомбы.

Дело в том, что уже более года готовятся и отрабатываются элементы сценария обвинения России в применении ядерного оружия. Сначала была попытка изобразить применение тактического ядерного оружия; такие имитационные боеприпасы есть на вооружении США и Великобритании. А за радиацией на Украине бегать далеко не надо: в Чернобыльской зоне есть все виды радиации, условно говоря, развивай не хочу,

– считает наш собеседник.

Ещё более радикальное предположение выдвинул экс-офицер армии США Станислав Крапивник. По его мнению, на складе под Хмельницким мог быть уничтожен 155-мм артиллерийский снаряд XM785 (другое обозначение – W82), который Штаты могли завезти для имитации использования ядерного оружия русской армией.

Когда я был офицером-танкистом в армии США, у нас проводили брифинг на тему применения таких тактических ядерных устройств для прорыва укреплённой обороны противника,

– отмечал Крапивник.

ПО МНЕНИЮ КРАПИВНИКА, НА СКЛАДЕ ПОД ХМЕЛЬНИЦКИМ МОГ БЫТЬ УНИЧТОЖЕН 155-ММ СНАРЯД XM785 (ДРУГОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ – W82), КОТОРЫЙ ШТАТЫ МОГЛИ ЗАВЕЗТИ ДЛЯ ИМИТАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ РУССКОЙ АРМИЕЙ. ФОТО: U.S. ARMY MATERIALS AND MECHANICS RESEARCH CENTER

Эксперт также обратил внимание, что ни Соединённые Штаты, ни ЕС никак не отреагировали на радиационный инцидент, о котором сообщали польские СМИ. Крапивник выразил мнение, что снаряд XM785 был уничтожен при ударе, а не сдетонировал. В результате ядерного взрыва не было, но в воздух попал содержавшийся в боеприпасе обогащённый оружейный уран, который и обеспечил мощный поток гамма-излучения. Что довольно странно, учитывая, насколько западная общественность озабочена вопросами радиации.

Плохо будет всем

На самом деле поставки ВСУ снарядов с обеднённым ураном – это плохая новость для всех жителей Украины, и в особенности для матери городов русских Киева. С наибольшей вероятностью украинское командование попытается спрятать ценные снаряды под самый мощный в стране зонтик ПВО. И вот тут как раз произойдёт та самая «ошибка выжившего». Защищённый – не значит безопасный.

Несмотря на все усилия украинской ПВО, русская армия не просто поражала важные объекты в черте города, такие как штаб Главного управления разведки (ГУР), но и , которые должны были защищать Киев от атак с воздуха. Размещение урановых боеприпасов сделает Киев постоянной мишенью для наших ударов, и часть из них будут постоянно достигать намеченных целей.

Да, уничтоженные на складе боеприпасы не создают значимого заражения, но если союзники Украины уже размещали на её территории нечто, что при поражении дало мощную вспышку гамма-излучения, то где гарантия, что история не повторится в окрестностях города-миллионника? Кроме того, даже если выйти из плоскости предположений, факт состоит в том, что Киев был городом с развитой промышленностью и научно-исследовательскими учреждениями, а это значит, что на его территории полно источников ионизирующего излучения (радиации) сугубо гражданского происхождения.

И чем активнее Россия будет охотиться за западными урановыми поделками, тем больше вероятность, что рано или поздно под удар попадут именно гражданские приборы с радиоактивными изотопами. Для обычных людей последствия такого инцидента будут ничуть не легче, чем осадки из оружейного урана.

Если же нашим ВКС и ракетчикам не удастся отстрелять урановые боеприпасы на пути к линии фронта и американские танки доедут с ними до неё, мы получим другую проблему. При проламывании брони урановый сердечник частично сгорает, а частично выкипает. В результате происходит выброс очень мелкой пыли, загрязняющей почву и воду.

Обеднённый уран потому и применяют в сердечниках бронебойных снарядов, что это тяжёлое тугоплавкое вещество, которое становится жидкостью в тот момент, когда снаряд бьёт в броню с высочайшей энергией. Затем он как бы «промывается» сквозь сталь броневого листа и частично кипит. В этот момент уран попадает в атмосферу. Иначе же он превращается в капли, которые дают до гектара загрязнённой радиацией территории. Если вы заряжаете этот уран в танковые пушки, то в каждом месте применения возникает радиационное загрязнение,

– поясняет господин Шингаркин.

КОГДА ТАНКИ «АБРАМС» ПРИБУДУТ НА УКРАИНУ, ИХ УЖЕ ДОЛЖНЫ БУДУТ ЖДАТЬ СНАРЯДЫ С ОБЕДНЁННЫМ УРАНОМ. ПОЭТОМУ ДАННЫЕ БОЕПРИПАСЫ НАДО УНИЧТОЖИТЬ КАК МОЖНО БЫСТРЕЕ. ФОТО: MATTHIAS MERZ/DPA/GLOBAL LOOK PRESS

То есть в месте каждого попадания американским урановым снарядом по броне русского танка будет появляться пятно химическо-радиационного загрязнения площадью до гектара.

Травит и облучает: как уран убивает людей

Как и любой тяжёлый металл, уран и его соединения токсичны. Но, в отличие от ртути и свинца, к химической ядовитости здесь добавляется и радиоактивность. Да, она относительно слабая, но она есть.

Как уже отмечалось выше, основной поток ионизирующего излучения приходится на альфа- и бета-частицы. Альфа-частица – это два протона и два нейтрона, по сути ядро атома гелия, с которого ободрали все электронные оболочки: частица крупная, с низкой энергией и к тому же активно взаимодействующая с электронами встреченных атомов. Поток альфа-излучения может остановить даже лист картона, а безопасное расстояние от источника излучения составляет чуть больше метра.

Бета-частицы – это электроны и позитроны, выброшенные из ядер в процессе распада. Они летят с высокой скоростью и на пути своего движения ионизируют встреченные атомы, взаимодействуя с ними своими электрическими зарядами. При движении по воздуху они способы преодолеть до 170 метров. Надёжной защитой от них служит лист стали толщиной в 3-5 мм или оргстекла в 2 см.

Иными словами, во внешней среде это не самые опасные виды радиации. Но проблема в том, что урановая пыль и наночастицы, возникающие при пробитии «ломом» прочной брони, могут попадать в лёгкие и желудочно-кишечный тракт, оседать на одежде и заноситься в дома. Оказавшись внутри организма, они причиняют огромный вред здоровью: ведь между источником излучения и тканями тела уже нет ни спасительного расстояния, ни преград, которые могли бы поглотить частицы. Именно этим объясняется высокий уровень онкологических и генетических заболеваний в тех районах Сербии и Ирака, где американцы массировано применяли урановые боеприпасы.

В сухом остатке

Украина превратила себя в цепного пса американской империи и готова выполнять любые приказы, поступающие из Вашингтона. Соединённым же Штатам глубоко наплевать и на самих «украинцев» (большинство которых являются этническими русскими с разной степенью промытости мозгов), и на экологию, и на то, как на этих территориях будут жить будущие поколения, какими заболеваниями будут болеть дети и в каком возрасте умирать. Для США важно нанести максимальный ущерб России и русским здесь и сейчас. И с их точки зрения, для этого хороши все средства.

Именно поэтому у нас нет хороших выходов из сложившейся ситуации: урановые боеприпасы придётся уничтожать там, где мы их обнаружим, не считаясь ни с каким побочным ущербом для гражданского населения и инфраструктуры. Просто потому, что их появление на поле боя будет означать не только военные потери, но и экологическую катастрофу на исторически русских землях.

ВЛАД ШЛЕПЧЕНКО