Православно-Державный календарь «ДОСТОПАМЯТНЫЕ ДНИ РОССИИ»: 22 августа / 4 сентября, 21 августа / 3 сентября


22 августа / 4 сентября

— 1501 г. Послания Московского митрополита

Послания Московского митрополита Симона духовенству и мирянам в Пермь.​ Нравственное состояние недавно обращенных в христианство пермичей, как духовных, так и мирян, требовало особенной заботливости со стороны митрополита, требовало особенного поучения. В 1501 году митрополит писал к пермскому духовенству: «Слышу о вас, что о церковном исправлении и своем спасении не радите, о духовных детях не печетесь и душевной пользы не ищете: сами едите и пьете не в приличное время, до обеда, а этим и новокрещенным людям послабление даете; многие новокрещенные люди, смотря на вас, соблазняются, то же делают; да и вступают в незаконные браки в родстве и другие богомерзкие дела творят». К мирянам тот же митрополит писал: «Кумирам не служите, треб их не принимайте, болвану не молитесь по древнему обычаю и всяких тризнищ не творите идолам, в браки незаконные не вступайте.Как слышно о вас, что у вас женятся в родстве, по ветхому и татарскому обычаю: кто у вас умрет, то второй его брат берет за себя его вдову, и третий брат так же делает; а жены ваши ходят простоволосые. Все это вы делаете не по закону христианскому».​ ​ ​ ​ ​

 

— 1650 г. Грузинская икона Пресвятой Богородицы

​В 1622 году персидский шах Аббас покорил Грузию. Многие христианские святыни были похищены и многие проданы русским купцам, бывшим в Персии. Так, Грузинская икона Божией Матери попала к некоему купцу Стефану, который благоговейно хранил ее. В то время в Ярославле купец Георгий Лыткин, по торговым делам которого Стефан был в Персии, получил во сне откровение о святыне, приобретенной Стефаном, и повеление отослать ее в Черногорский монастырь Архангельской епархии, основанный в 1603 году. Там икона и прославилась чудотворениями. В 1654 году во время моровой язвы икона была принесена в Москву, и молившиеся пред ней избегали смертоносной язвы. Множество списков с иконы свидетельствуют о ее глубоком почитании. В 1658 году, по благословению Патриарха Никона, было установлено ежегодное празднование Грузинской иконе Божией Матери.

 

— 1651 г. Рождение Натальи Кирилловны Нарышкиной

​Вторая​ жена Царя Алексея Михайловича, мать царевичей Петра и Алексия.

 

— 1794 г. Основан город Одесса

Турецкая крепость Хаджибей была взята штурмом русским отрядом под руководством генерал-майора О.М.Дерибаса 14 сентября 1789 г. во время русско-турецкой войны 1787-1791 гг. После Ясского мира в 1791 г. Хаджибей окончательно отошёл к России.​ ​Вскоре по указу Императрицы Екатерины II был поднят вопрос о построении порта и города на Чёрном море. Было представлено три проекта: Очаков, Кинбурн, Хаджибей. В пользу последнего послужили: отличный рейд в заливе, благоприятные грунты для якорной стоянки, возможность круглогодовой навигации, отсутствие сильных течений. 27 мая 1794 г. вице-адмирал Дерибас получил рескрипт Императрицы, повелевавший ему приступить к основанию города на месте турецкой крепости Хаджибей. В рескрипте говорилось: «Мы надеемся, что вы не токмо приведёте в исполнение благое предположение Наше, но что, ведая колико процветающая торговля споспешествует благоденствию народному и обогащению государства, потщитеся, дабы созидаемый вами город представлял торгующим не токмо безопасное от непогод пристанище, но защиту, ободрение, покровительство и, словом, все зависящая от вас в делах их пособия; через что, без сомнения, как торговля наша в тех местах процветет, так и город сей наполнится жителями в скором времени».​ ​В рескрипте был утверждён и первый архитектор Одессы — Ф.П.Деволан. 22 августа 1794 г. с благословения митрополита Екатеринославского и Таврического Гавриила в присутствии Дерибаса и Деволана состоялась торжественная закладка города.​

В этот день, по словам первого историка Одессы А.Скальковского, были положены фундаменты Большого мола,​ малого жете (гавань для гребных судов), эллингов и верфи для починки казённых судов, двух пристаней с набережной для удобного приставанья купеческих кораблей, двух церквей во имя святителя Николая и святой​ Екатерины и была проведена первая борозда для фундаментов городских строений. Позднее началась постройка здания карантина, таможни, адмиралтейского магазина, госпиталя, соборной церкви, магистрата и дома для главного начальника. В начале 1795 г. Одесса, отнесённая к так называемым «приписным» городам, вошла в состав Тираспольского уезда Вознесенской губернии. В этом же году город был переименован из Хаджибея в Одессу в честь существовавшей недалеко от Одесского залива греческой колонии Одиссос.

 

— 1822 г. † Петр Петрович Коновницын

​Граф, генерал от инфантерии, генерал-адъютант, член Государственного Совета, сенатор, герой Отечественной войны 1812 г. Родился в 1764 г. в имении Никитовка Ахтырского уезда Слободско-Украинской (впоследствии — Харьковской) губернии в семье П. П. Коновницына, потомственный дворянин. Будучи записан в Артиллерийский и инженерный кадетский корпус, образование и воспитание получил домашнее. В сражении при Бородино, после ранения князя Багратиона, принял командование 2-ой армией и привел в порядок расстроенные части. Сражаясь в рядах солдат,​ в этот день получил 2 контузии. За Бородино получил украшенную бриллиантами шпагу. Кроме шпаги с алмазами, за войну 1812 г.​ получил орден св. Владимира 2 ст., святого великого князя​ Александра Невского, святого великомученика Георгия 2 ст. и звание генерал-адъютанта. ​Он любил солдат, умел с ними говорить и очень о них заботился. Солдаты, в свою очередь, платили ему чрезвычайною привязанностью и совершали под его командой чудеса храбрости. Сам Коновницын был весьма храбр, он спокойно находился под огнем неприятеля, даже на очень близком расстоянии. Неоднократно принимал участие и в рукопашных схватка. Коновницын был очень религиозен, во время Отечественной войны он часто обращался к солдатам в сражениях со словами: «Помните, что вы сражаетесь за Пречистую Деву, за Дом Пресвятой Богородицы!» С целью сохранить «на вечные времена в рядах русской армии имя Коновницына, как одного из видных героев» Отечественной войны, Государь Император в день 100-летнего юбилея этой войны, повелел​ 4-му пехотному Копорскому полку, бывшему в составе 3-ей «Коновницынской» дивизии, именоваться 4-мъ пехотным Копорским, графа Коновницына полком. ​25 ноября 1819 года Император Александр I направил указ Сенату: «По особой доверенности Военному Министру Генералу от Инфантерии Коновницыну повелеваю ему быть Главным Директором Корпусов Пажеского, 1-го и 2-го кадетских, Дворянского полка, Императорского военно-сиротского дома, смоленского Кадетского корпуса и дворянского эскадрона под начальством Его Императорского Высочества Цесаревича, членом Совета о военных училищах и комитета под ведением сего Совета состоящего». В том же году П.П.Коновницын был возведён в графское достоинство.

22 августа 1822 года Петр Петрович Коновницын скончался. На отпевании присутствовали первые государственные лица. Великий князь Николай Павлович, бывший его воспитанник, участвовал в выносе гроба.​ П.П.Коновницын похоронен в родовом имении — усадьбе Кярово.

 

— 1826 г. Венчание на Царство Николая I Павловича

​Венчаниена Царство состоялось в Успенском соборе Московского Кремля Император восседал на алмазном троне Царя Алексия​ I Михайловича (1629-1676), Императрица же –​ на золотом троне Царя Михаила I​ Феодоровича (1596-1645). Священное Миропомазание совершалось из крабийцы Римского Цезаря Августа, и Государь целовал Крест, бывший на первом Императоре Всероссийском Петре I Алексеевиче (1672-1725) во время знаменитой Полтавской битвы 1709 года и, по уверениям очевидцев, защитивший его от шведской пули. При Священной Коронации присутствовал также старший Августейший брат Императора Николая I Павловича, Великий Князь Константин Павлович, отрекшийся от престола Всероссийского в пользу Венчавшегося на Царство Государя. Когда Великий Князь Константин, поздравляя Царя, хотел поцеловать у Него руку, то Император со слезами на глазах обнял Августейшего брата и троекратно облобызал его. Император Николай Павлович — единственный из Самодержцев Всероссийских, короновавшийся два раза: 22 августа 1826 г. в Москве и через три года, 12 мая 1829 г., в Варшаве.

 

— 1826 г. Указ Императора Николая I

Высочайшим указом Императора Николая I для обслуживания нужд Императора, членов его семьи и Императорского двора было образовано Министерство Императорского Двора, которое объединило все части управления делами придворного ведомства, существовавшего с начала XVIII в. Министерство возглавлялось министром Двора, который находился вне контроля Сената и других высших органов власти и подчинялся исключительно Императору. Такое положение министерства объяснялось тем, что предметы его деятельности не имели общегосударственного характера, а касались исключительно Царствующего Дома. Первым министром Императорского Двора был назначен генерал-адъютант, генерал от инфантерии, князь Петр Михайлович Волконский.

 

— 1875 г. Взятие крепости Махрам

8 августа 1875 года началась осада крепости Ходжент кокандским войском. В Ходженте находились батальон и две роты пехоты, сотня казаков и батарея артиллерии под командованием полковника Савримовича, которые смогли продержаться до 10 августа, когда прибыло подкрепление из Ура-Тюбе во главе с майором Скарятиным.​ Оно помогло отбросить осаждавших от городских ворот. 12 августа полковник Савримович во главе​ четырех​ рот, сотни казаков и дивизиона артиллерии начал наступление на 16-тысячное кокандское войско, находившееся под командованием Абдуррахмана Автобачи и стоявшее у селения Коста-Кола. В тот же день в Ходжент прибыл из Ташкента 1-й стрелковый батальон с дивизионом конных орудий под командованием подполковника Гарновского. Поняв бесперспективность дальнейшей осады, восставшие отступили от Ходжента.​ ​К 18 августа русские войска во главе с Кауфманом сосредоточились в Ходженте.

Абдурахман Автобачи с 50-тысячной армией расположился недалеко от Ходжента, у крепости Махрам на левом берегу Сырдарьи (44 версты от Ходжента). Но 22 августа 1875 года генерал Кауфман (с отрядом из 16 рот, 8 сотен и 20 орудий) взял эту крепость и разгромил кокандцев, потерявших более 2 тыс. убитыми. Потери российской стороны ограничились 5 убитыми и 8 ранеными. Скобелев с конницей стремительно атаковал многочисленные неприятельские скопища пеших и конных, обратил их в бегство и преследовал более 10 вёрст.​ За блистательное командование кавалерией​ М.Д. Скобелев был произведён в генерал-майоры. Автобачи бежал в Маргелан.

 

— 1875 г. Закладка здания Исторического музея

​На Красной площади в Москве в торжественной обстановке при огромном скоплении народа, в присутствии Императора Александра II произошла закладка здания Исторического музея — крупнейшего национального исторического музея России. Его собрание отражает историю и культуру страны с древнейших времен до наших дней. Музей построен в «русском стиле». Его стены, как и стены Кремля, выложены из красного обожженного кирпича, а над зданием возвысились башни, напоминающие кремлёвские. Планировка залов подчинена логике экспозиционного показа важнейших этапов исторического развития России. Парадные сени предваряют знакомство с экспозицией — это роспись свода с «Родословным древом государей Российских», выполненная Ф.Г. Тороповым. Карнизы, наличники, мозаика пола экспозиционных залов стилистически воспроизводят детали архитектурно-художественного убранства представляемых эпох.

 

​ — 1883 г. † Иван Сергеевич Тургенев

Родился 28 октября 1818 г. в Орле, в дворянской семье. Отец, отставной гусарский офицер, происходил из старинного дворянского рода; мать – из богатой помещичьей семьи Лутовиновых. Детство Тургенева прошло в родовом имении Спасском-Лутовинове. Иван Сергеевич Тургенев -​ автор многих известных произведений: «Записки охотника», «Отцы и дети», «Накануне», «Рудин», «Дворянское гнездо». Красота и образность языка его произведений восхищала современников. Его повести и​ рассказы, а также стихотворения в прозе входили в школьные программы на протяжении десятилетий.​ ​Умер писатель во Франции (близ Парижа), похоронен в Петербурге.

 

— 1894 г. † Преподобный Исаакий Опинский

​В миру Иван Иванович Антимонов, родился в Курске 31 мая 1810 года в патриархальной купеческой семье, пользовавшейся неизменным уважением горожан за безупречную честность и строгий христианский уклад жизни, милосердие к бедным и благоукрашение городского храма. Будущий великий Оптинский старец рос в обстановке любви, послушания родителям, в твердом соблюдении церковного устава и нравственной строгости. Мальчик был скромен и добр, молчалив и сдержан, прост в общении.​ ​В 1847 году, уже зрелым человеком, приняв твердое решение, он покидает отчий дом и поступает послушником в скит знаменитой уже тогда своими старцами Свято-Введенской Оптиной пустыни, в укладе которой было принято духовное окормление каждого брата у старца. И послушник Иоанн был вверен Оптинскому старцу преподобному Макарию. Под его духовным руководством прошли годы послушания. В 1860 году, уже тяжело больной, преподобный старец Макарий, предчувствуя близкий конец, завещает своему духовному сыну, преподобному Исаакию, перейти под руководство великого Оптинского старца Амвросия, ученика блаженного старца Макария. А еще через два года, в 1862 году, после смерти настоятеля Оптиной пустыни старца Моисея, преподобный Исаакий становится его преемником. Это был истинный последователь той традиции старчества, которая отличала уклад Оптиной пустыни от других монастырей России, строгого послушания всей братии старцам-духовникам, независимо от сана и иерархического звания. Вся его жизнь стала достойным продолжением духовного подвига, начатого еще его предшественником, преподобным Моисеем, и другими великими Оптинскими старцами.

 

— 1903 г. Высочайшее Повеление Императора Николая II

Совершать в Димитриевскую субботу во всех воинских частях чин поминовения усопших воинов. ​В имеющих своих священников войсковых частях, учреждениях и заведениях​ совершать​ служение панихид по усопшим воинам, при обязательном присутствии всех свободных от служебных занятий чинов. Там же, где не было своих священников, посылать в указанный день свободных от служебных занятий нижних чинов командами на панихиды в приходские церкви. Ближайшим начальствующим офицерам вменено было в обязанность разъяснять в тот день нижним чинам значение церковного поминовения усопших, обращая внимание на важнейшие битвы в истории нашего Отечества — Куликовскую, Полтавскую, Бородинскую.

 

— 1913 г. Экспедиция на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач»

​Экспедиция на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач» под руководством Бориса Андреевича Вилькицкого открыла Землю Николая II (Северная Земля) и остров Цесаревича Алексея (Малый Таймыр). ​Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО) была сформирована во Владивостоке в августе 1910 г. В её состав были включены специально построенные для этих целей на Невском заводе в Петербурге в 1909 г. два транспорта ледокольного типа — «Таймыр» и «Вайгач» — водоизмещением 1,5 тыс. т каждый и мощностью машин в 1,2 тыс. л.сил.​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ Начальником экспедиции был назначен опытный гидрограф Иван Семёнович Сергеев. Во время похода 1913 г. тяжело заболел И. С. Сергеев. Экспедицию возглавил старший лейтенант Б. А. Вилькицкий, командир «Таймыра». Основная цель экспедиции: разведать Северный морской путь и пройти по нему через шесть арктических морей с востока на запад — из Владивостока в Архангельск, чего прежде еще никому не удавалось сделать. Вместе с тем экспедиция преследовала и другие цели: проведение гидрографических и гидрометеорологических работ, исследование и нанесение на карту арктического побережья Российской Империи. 22 августа 1913 г. на мысе Берга (80°с.ш.) был зачитан приказ начальника экспедиции об открытии новых земель и присоединении их к России и под оружейные залпы на берегу был поднят русский флаг — открытая земля официально была присоединена к России.

17 ноября 1913 г. во Владивостокской газете «Далёкая окраина» была помещена фотография личного состава экспедиции с текстом, в котором значилось, что сами участники экспедиции определили открытую ими сушу как большой остров и собирались назвать его Тайвай в честь кораблей «Таймыр» и «Вайгач». Но «Государь Император Высочайше повелеть соизволил: присвоить земле, расположенной к северу от мыса Челюскин наименование: «Земля Императора Николая II»; острову, лежащему к северу от того же мыса, — «Остров Цесаревича Алексея» и островку к юго-востоку от острова Беннета — «Остров Генерала Вилькицкого»». Эти названия существовали на картах страны более десяти лет и лишь 11 сентября 1926 г., Президиум ЦИК СССP переименовал Землю Императора Николая Второго в Северную Землю, а остров Цесаревича Алексея — в Малый Таймыр.

 

— 1915 г. Государь Николай II​ — Верховный Главнокомандующий​

​Государь Николай II возглавил управление войсками и выехал в Могилев, где тогда находилась Ставка. Император Николай II принял Верховное Командование Вооруженными силами России (вместо Великого князя Николая Николаевича); в результате этого решения было остановлено наступление врага.

 

— 1917 г. Письмо Поместному Собору

Письмо Поместному Собору РПЦ председателя Одесского отдела Союза русских людей, инженера-технолога И. Аносова. Одесса Не позднее 22 августа 1917 г.

«Всероссийскому Поместному Собору Святой Православной Церкви о Господе нашем Иисусе Христе радоватися! ​В годину тяжёлых испытаний, по грехам нашим ниспосланных Господом Богом нашей несчастной Родине, да осенит Вас благодать Всесвятаго Духа, Отцы и Братия! Да предстанет пред Вами во всей мощи и красоте образ великого священномученика, Святейшего Гермогена, патриарха Московского и всея Руси, да воскресятся в памяти Вашей заветы его и стояльцев за землю русскую – святителя Алексия и преподобного Сергия, игумена Радонежского!​ ​Ей, Отцы и Братия, памятуйте непрестанно, что «священницы Твои, Господи, облекутся в правду». Довольно изворотливых слов и уклончивых посланий!.. Скажите прямо и определённо всем, с трепетом сердечным и болью душевною ожидающим от Вас спасения Родине, что Святая Православная Церковь не знает иного государственного идеала, как Православное Самодержавие Помазанника Божия, Отца Народа, и первого сына Святой Церкви, дающего ответ Богу за своё малейшее движение. Идеал этот освящён тысячелетиями, учением Господа, Апостолов и Отцев Церкви. Не бойтесь, убивающих тело, но души не могущих погубить! Настало время исповедничества, и многих из нас ожидает венец мученичества; но Вы – свет миру, вы – соль земли, и если соль потеряет силу, – чем осолится!?.. Вам долженствует быть голосом великого строителя – Православного Русского народа, единого полномочного хозяина Земли Русской, и никого кроме, никакое Учредительное Собрание не посмеет не принять этого во внимание.

Скажите это мощное слово спасения, воодушевясь примером Святейшего Гермогена, положившего жизнь за национальную православную монархию, святителя Алексия, собирателя Русской Земли, налагавшего церковные запрещения на строптивых князей и на целые непокорные государю области, преподобного Сергия, благословлявшего на брань с врагами отечества и затворявшего храмы в некоторых областях по повелению святителя Алексия! ​Довольно лживых уверений о радостной свободе, под видом которой надевается страшное ярмо рабства на русский народ, рабства у инородцев и иноверцев! Свобода – только во Христе Иисусе, и если не свободит вас Христос, Вы – рабы князя мира сего38! Народовластие и народоволие – только страшные орудия его власти. Отцы и Братия, нет воли народа, а есть воля Божия, народное же – заблуждение!..​ ​ ​ ​ Да осияет же вас Господь светом Своего Благоразумия, да не блуждаете во тьме, но явите свет миру!​ ​Молитесь за землю русскую, молитесь за погибающие души верных детей русского народа, молитесь и за меня, грешного и недостойного раба Господня, уже подвергшегося гонениям и заточению, но не боящегося их и с покорностью вам Божией ожидающего смертного часа своего, дабы дать отчёт Вседержителю за всё, содеянное на земле!

​ Председатель Одесского Союза Русских​ Людей инженер-технолог Иван Аносов».

 

— 1918 г. † Расстрел преданных Царских слуг

​В ночь на 4 сентября преданных Царских слуг Гендрикову Анастасию Васильевну, Шнейдер Екатерину Адольфовну и Волкова Алексея Андреевича с группой заключенных из Пермской тюрьмы вывезли на расстрел. Волкову удалось совершить дерзкий по своей смелости побег. Затем через линию фронта с большими трудностями он пробрался обратно в Екатеринбург, где давал ценные показания следствию по делу о гибели Царской Семьи. А Шнейдер Е.А. и Гендрикова А.В. были расстреляны.

 

— 1918 г. † Анастасия Васильевна Гендрикова

Графиня, фрейлина, Анастасия Васильевна Гендрикова родилась 23 июня 1888 г.в семье графа Василия Александровича Гендрикова и Софии Петровны Гагариной. В 1910 году назначена фрейлиной императрицы Александры Фёдоровны. После ареста царской семьи поехала вместе с нею в ссылку в Тобольск, а затем в Екатеринбург, где была арестована. После убийства Романовых перевезена в Пермь. Убита вместе с гоф-лектрисой императрицы Екатериной Адольфовной Шнейдер.

Причислена РПЦЗ к числу мучеников православной церкви.

 

— 1918 г. † Екатерина Адольфовна Шнейдер

Шнейдер Екатерина Адольфовна (Трина), дочь надворного советника Шнейдера, гоф-лектриса Царицы, преподавала ей русский язык. Была предана Царской семье, добровольно отправилась с ней в ссылку, за что была убита большевиками в Перми.​ ​ ​ ​Причислена РПЦЗ к числу мучеников православной церкви.

 

— 1918 г. † Епископ Макарий

В миру Гневушев Михаил Васильевич, священномученик, епископ Орловский и Севский, проповедник и духовный писатель. Принимал деятельное участие в монархическом движении в Киеве, в 1906—08 гг. был членом Совета Киевского отдела Русской монархической партии, членом Киевского отдела Русского Собрания.​ ​3 июля 1906 г. на заседании этой организации сделал доклад о положении русского православного населения в западных областях, который «вызвал единодушное сочувствие и одобрение слушателей правдивым, кратким и ясным изображением общественного настроения в пределах ​ западных окраин России». ​ ​Архим. Макарий участвовал в работах 5-го Всероссийского съезда русских людей в С.-Петербурге 16—20 мая 1912 г., на котором был избран одним из товарищей председателя съезда. В день открытия съезда он выступил с речью, в которой призвал​ всех монархистов к объединению «в плотную, несокрушимую рать». На съезде был избран членом Комиссии по церковным вопросам. От имени Комиссии 16 мая выступил с докладом, в котором для противостояния «повсеместному падению религиозного чувства в народе» советовал повсеместно учреждать церковные братства и развивать сеть церковно-приходских школ.​ ​Архимандрит Макарий обратился к русскому народу с призывом: «Спешите все, у кого еще бьется сердце русскою кровью, у кого сознание не затуманено разными космополитическими бреднями, для кого Русь и в прошлом и в настоящем дорога, — спешите на помощь все более и более ослабевающей Белой Руси».​ ​22 августа 1918 г. владыка был арестован по абсурдному обвинению в «организации белогвардейского восстания». После ареста мужественно переносил глумления и побои. 2 сентября его перевели в Смоленскую губернскую тюрьму, а 4 сентября он был осужден ЧК Западной области за «контрреволюционную деятельность» и приговорен к расстрел. По словам его дочери, казнь происходила следующим образом. Обреченные в числе 14 чел. Были доставлены в пустынное место за Смоленском. Построили всех спиной к свежевырытой могиле. Палач подходил к каждому и производил выстрел в лоб. Владыка, находясь в конце шеренги, с четками горячо молился за каждого из казнимых, а если замечал упадок духа, то выходил из линии и благословлял несчастного. Он был застрелен последним.​ Прославлен в сонме Новомучеников и Исповедников Российских 20 августа 2000 г. на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.

 

— 1951 г. Начало Сан-Францисской конференции

В Сан-Франциско началась конференция, завершившаяся (8 сентября) подписанием мирного договора западных держав с Японией и ее отказом от всяких претензий на Курильские острова, Южный Сахалин и другие территории, доставшиеся ей по Портсмутскому миру 1905 года.

С 4 по 8 сентября 1951 г. в Сан-Франциско​ проходила конференция союзников под руководством США и Великобритании, завершившаяся мирным договором с Японией. Япония отказалась от всяких претензий на ряд территорий, в том числе на Курильские острова и Южный Сахалин, полученный ею по Портсмутскому миру (1905 г.). ​СССР не подписал Сан-Францисский договор, поскольку США отступили от некоторых обязательств, данных ранее на Ялтинской конференции. Позже это дало повод США (чтобы воспрепятствовать нормализации отношений Японии с Россией) подтолкнуть Японию к претензии на четыре южных острова Курильской гряды. Однако, независимо от того, подписал СССР данный документ или нет, эта претензия противоречит безоговорочному японскому отказу в Сан-Франциско и международному праву.

21 августа / 3 сентября

— 44-50 гг. † Св. апостол от 70-ти Фаддей

Проповедник Евангелия в Великой Армении.

 

— 1221 г. † Преподобный Авраамий Смоленский

​Проповедник покаяния и грядущего Страшного Суда, родился в середине ХII в. в Смоленске от богатых родителей, которые до него имели 12 дочерей и молили Бога о сыне. ​ Смоленский князь Роман Ростиславич († 1170 г.) завел в городе училище, в котором учились не только по славянским, но и по греческим и латинским книгам. У самого князя было большое собрание книг, которым пользовался преподобный Авраамий. Более 30 лет подвизался он в обители, когда игумен убедил его принять в 1198 г. сан пресвитера. Он написал две иконы на темы, которые более всего занимали его: на одной изобразил Страшный Суд, а на другой – истязания на мытарствах. Скончался преподобный Авраамий 1224 г., пожив в иночестве 50 лет.

 

— 1723 г. † Дмитрий Константинович Кантемир

​Молдавский и российский ученый, писатель, композитор и политический деятель. Родился 26.10.1673 г. Его отец был господарем Молдавии и в качестве заложника в верности отца Кантемир находился в 1687—91 гг. в Константинополе, где обучался в греко-латинской академии. Там он настолько хорошо изучил музыку, что как композитор создал много пьес. В 1710 г. был избран господарем Молдавии. В 1711 г. заключил тайный договор с Царем Петром I о союзе против Турции и переходе Молдавии в состав России. Был принят со своим семейством и приверженцами в число русских подданных. Кантемир стал советником Царя по восточным вопросам, получил титул князя и поместья в Малороссии. В 1721г. получил чин тайного советника и звание сенатора, в 1722—23 гг. участвовал в Персидском походе.

 

— 1745 г. Венчание наследника престола, Великого князя Петра Феодоровича (Петра III) с принцессой Софьей-Августой-Федерикой (Екатериной II)

​Свадебные торжества продолжались​ с​ перерывами​ в​ течение​ десяти​ дней​ и отличались великолепием, о чем Елизавета Петровна особенно позаботилась.​

 

— 1787 г. Провокация турок

​Турецкий флот атаковал российский у западных берегов Крыма, что послужило началом к новой войне, начавшейся поражением турецкого десанта от войск Суворова в Кинбурне и вытеснением татар за реку Кубань на Северном Кавказе.

 

— 1801 г. Закладка Казанского собора

​Казанский собор​ в Петербурге — ​ один из главных соборов Русского царства. Первый храм на его месте был построен по повелению Царицы Анны Иоанновны, которая питала особое уважение к чудотворной иконе Казанской Божией Матери. Храм был построен вдоль Невского проспекта. ​Когда от времени начали показываться разные повреждения в храме, Император Павел Петрович издал в 1800 г. повеление построить новый Казанский собор. Проектирование собора было поручено А. Н. Воронихину. Закладка храма последовала 21 августа 1801 г. в присутствии Императора Александра I, вдовствующей Императрицы Марии Феодоровны и других лиц Царского Семейства. Казанский собор представляет собой величественное здание, построенное по образцу собора святого Петра в Риме.​ ​ ​ ​ ​ Колонны Собора были привезены с государственных гранитных каменоломен из Финляндии. Гранитная колоннада идет от подкупольных столбов к главному алтарю, Голгофе и к выходным главным дверям. Пол Собора ​ — из олонецкого и финляндского мрамора. Иконостас у главного алтаря Собора славится своим богатством и тонкой серебряной чеканкой. До 1917 г. он был весь покрыт серебром, воплощая собой «усердное приношение Донского войска». Донские казаки отбили 40 пудов серебра у французов, заключавшегося большей частью в церковной утвари, награбленной неприятелем из русских же храмов и, т. о., по словам Кутузова, они возвратили Богу похищенное из храмов Его сокровище. К этому было прибавлено еще до 60 пудов металла. Всего на иконостас пошло 1600 кг серебра. ​В Соборе были иконы работы П.В. Басина, В.Л. Боровиковского, ​ ​ Ф.А. Бруни, К.П. Брюллова, А.Е. Егорова, О.А. Кипренского, Г.И. Угрюмова, В.К. Шебуева и других выдающихся живописцев того времени. В 1932 г. храм был закрыт, а его помещение передано Музею истории религии и атеизма. Находившиеся в соборе иконы были переданы Русскому музею. Чудотворная икона Казанской Божией Матери была перенесена в Князь -Владимирский собор. Исчезло большинство сокровищ богатейшей ризницы, уничтожен уникальный иконостас.​ В 1990 г. было принято решение о передаче Казанского Собора Церкви, и с 1991 г. в нем начали проходить богослужения. 29 марта 1998 г. Собор был снова освящен. В 2002 г. завершился переезд Музея религии и атеизма в предоставленное ему новое помещение, собор был полностью передан Церкви, а несколько ранее он стал кафедральным. В июле 2001 г. чудотворная икона Казанской Божией Матери вернулась на свое старое место.

 

— 1838 г. Киевский Институт благородных девиц

​22 августа 1838 г. был открыт Киевский институт благородных девиц на углу современных улиц Липской и Институтской. ​ 5 ноября 1834 года был утвержден устав для Института. В том же году был заложен главный корпус, в который учащиеся института переехали в 1843 году. Для преподавания были приглашены профессора Киевского университета, взявшего шефство над институтом. Основные расходы для открытия института взяли на себя Приказы общественного призрения Киевской, Подольской и Волынской губерний. В 1838 году Киевский институт благородных девиц был открыт — сначала в арендованном помещении, а к 1843 году было построено монументальное здание по проекту архитектора Викентия Беретти.

 

— 1903 г. Икона Божией Матери «Светописанная»

​ ​21 августа 1903 года во время раздачи милостыни убогим монахам у Великих монастырских ворот Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне инок Гавриил сделал фотоснимок и, когда его проявил, на черно-белой фотографии, к своему величайшему удивлению, увидел образ Богоматери, смиренно получавшей благословенный укрух хлеба.

 

— 1915 г. Государь Император Николай II приобщился Святых ​ Тайн в Феодоровском соборе

​Перед принятием верховного главнокомандования Государь Император Николай II приобщился Святых ​ Тайн в Федоровском соборе. Затем Царская Семья проследовала в Петербург, где молилась у гробницы Царя-Миротворца Александра III, у образа Спаса Нерукотворного, в домике Петра Великого и в Казанском соборе, а затем поехала на Елагин остров к Вдовствующей Императрице Марии Федоровне: «Их Величества пробыли в Елагинском дворце более двух часов. Императрица уговаривала сына не принимать верховного командования, по крайней мере, советовала оставить Великого князя Николая Николаевича в Ставке, но безуспешно».

 

— 1917 г. Письмо Поместному Собору

​Письмо митрополиту Московскому и Коломенскому Тихону (Белавину) диакона Иоанна Смолина, клирика Храма Воскресения на Крови (Петроград).​ «Петроград 21 августа 1917 г. Его Высокопреосвященству, Митрополиту Тихону, Председателю Всер[оссийского] Церков[ного] Собора.

Ваше Высокопреосвященство!

Не найдёте ли возможным и нужным поднять пред Церк[овным] Собором вопрос, в виду предстоящего общего моления, о разрешении от клятвопреступления бывших верноподданных помазанника Божия – Царя Николая II? Правда, своим отречением Царь ослабил тяжесть клятвопреступничества, но переживаемые Россией тяжкие кары и надвигающиеся ещё сугубейшие бедствия не свидетельствуют ли о том, что Бог не прощает нам нарушения клятвы?. Не напрасно говорил святой патриарх Гермоген: «Измена царю есть страшное злодейство, за которое грозно накажет Бог.​ ​ Она не избавит Россию от бедствий, а еще глубже погрузит её в их бездну». ​Не напрасно 20 февраля 1607 года в Успенском соборе Московского Кремля было совершено всенародное покаяние пред престарелым патриархом Иовом, и он разрешил всех от клятвопреступления даже самозванца! И Патриарх Гермоген разрешил народ от клятвы поляку царевичу Владиславу. Почему же мы не считаем нужным быть разрешёнными от клятвопреступничества законному Царю – Помазаннику Божию, отрекшемуся от престола под влиянием насилия со стороны «верноподданных»? Кажется, уже не один гром грянул, и страшная гроза идёт: пора перекреститься, пора покаяться, а Поместному собору взять на себя миссию снять клятву (проклятие), тяготеющую над нами?

Диакон Иоанн Смолин. Петроград. Храм Воскресения на Крови».

 

— 1925 г. † Архиепископ​ Иркутский Алексий (Каменский)

​Активный участник монархического движения в Одессе, товарищ председателя Главного Совета Союза Русского Народа (СРН).​ Родился 3.10.1863 г. в Самарской губ.

В Одессе ​ архимандрит (в то время) Анатолий принял живейшее участие в патриотическом движении. Он входил в руководящие органы всех монархических организаций, авторитетом своего сана укрепляя монархистов в праведности избранного ими пути борьбы за русские устои. В 1906 г. он стал членом Совета Одесского отдела Русского Собрания (РС), товарищем председателя Одесского отдела Союза Русского Народа и членом Совета Одесского Союза Русских Людей (СРЛ). 10 декабря 1906 г. в Троицком соборе Александро-Невской лавры архимандрит Анатолий хиротонисан во епископа Елисаветградского, викария Херсонской епархии. И в Елисаветграде он поддерживал тесные связи с монархистами.​ ​ Митрополит Мануил (Лемешевский) так рассказывает о преставлении Владыки: «Сподобился блаженной кончины в алтаре Братской церкви, во время всенощного бдения под воскресенье. Почувствовав сердечную слабость, он со всеми простился и, сидя в кресле, при пении “Слава в вышних Богу” …тихо скончался».

Автор: Чернозатонский Игорь Александрович



ПОДДЕРЖИТЕ ПРОЕКТ

Необходимая сумма для ежемесячной оплаты хостинг-сервера: 6525 руб.
Мы работаем за счет рекламы и Вашей поддержки!

Банковские карты для прямых платежей в РФ:

Мир 2202202372757579 (Сбер)
MasterCard 5536913918532660 (Tinkoff)
Спаси Вас Бог!

Следующяя Новость Школьный учебник русофобии и неосталинизма

Предыдущая Новость Второй фронт: участники СВО, вернувшиеся с войны, становятся жертвами этнопреступников

Похожие Новости






Комментарии проходят модерацию

Нет Комментариев

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

TRANSLATE - ПЕРЕВЕСТИ »