В Керченском проливе отличная погода. Как сообщает региональный Минтранс, морская паромная переправа работает в штатном режиме. Однако на самом деле, со вчерашнего дня паромы ходят только в светлое время суток.

«С 21:00 до 05:00 работа переправы будет приостановлена на регулярной основе до особого распоряжения», – такое уточнение сделал министр транспорта Республики Крым Николай Лукашенко.

Больше никакой информации официальные структуры не дают. На переправе вынуждены отказаться от перевозки легковых машин, туристических автобусов и фур с т.н. «неприоритетными грузами». Берут на борт только рейсовые междугородние автобусы и грузовики со скоропортящимися продуктами, лекарствами, товарами первой необходимости.

В свою очередь независимые источники утверждают, что с вечера до утра в акватории пролива начались интенсивные мероприятия по модернизации защиты Крымского моста. Особенно большая активность военных моряков и технических специалистов замечена со стороны Черного моря.

Именно отсюда 17 июля в три часа ночи с 20-минутным промежутком ударили по мосту два беспилотных надводных аппарата. Как результат, автодорожная часть мостового перехода серьезно повреждена, движение транспорта возможно только реверсом на одной полосе. По словам вице-премьера РФ Марата Хуснуллина. ремонт продлится до осени.

До сих пор охрану этого стратегического объекта осуществляла специальная морская бригада Росгвардии. Что не помешало украинским диверсантом осенью 2022-го взорвать двадцать тонн гексогена прямо на мосту. Хотя и после этого теракта считалось, что безопасность водной акватории обеспечена на должном уровне.

Например, росгвардейцы имеют под Керчью особый 39-м морской отряд, оснащенный к четырьмя противодиверсионными катерами «Грачонок» с пулеметами и гранатометами. Плюс шесть бронированных транспортно-боевых катеров типа БК-16, столько же скоростных катеров «Сарган» и патрульный катер проекта 0.402.4 «Афалина».

Лихие «Грачонки» обязательно участвовали во всех парадах и прочих праздничных «показухах». На косе Тузла, буквально рядом с опорами Крымского моста возвели жилой городок для особого подразделения боевых пловцов Росгвардии. Из окон проезжающих мимо поездов видно – место реально курортное. По берегам Керченского пролива установили двухдиапазонный радиолокационный комплекс «Балтика-БТВ». Якобы, он способен в автоматическом режиме обнаружить и сопроводить надводные цели. Еще круче подводная система «Плавник» — ее гидроакустический сигнал гарантированно вынуждает аквалангистов всплывать на поверхность.

Оглядываясь на собственный арсенал, директор Росгвардии генерал армии Виктор Золотов оптимистично заявлял, мол, готовы отразить любую атаку морских диверсантов. Увы, сегодняшняя практика подтвердила невеселый диагноз — оборона Крымского моста построена на принципах вчерашнего дня. Так, 12 километров мостовых конструкций, нависающих над водной гладью, оказались практически беззащитны перед современными подводными средствами поражения.

Например, внезапно выясняется, что наш самый эффективный комплекс контроля «Плавник» способен действовать лишь в ближней подводной зоне. Дальше не видит и не слышит. Итог, украинские безэкипажные катера-камикадзе за несколько десятков километров от цели вышли на сумасшедшую скорость 100 км/ч и без проблем прорвались к мостовой опоре. В ночь на вторник охрана попросту не успела объявить тревогу, занять свои боевые посты и изготовиться отбивать вражеские wunderwaffe.

Опыт Внутренних войск СССР уже не актуален. Вот мнение авторитетного военного эксперта, капитана первого ранга запаса Сергея Ищенко. «Еще хуже, если подтвердится версия, что мост был подорван с помощью британского морского подводного автономного робота REMUS 600, именно для подобной операции тайно и поставленного Лондоном. Эта под завязку набитая взрывчаткой и электроникой 240-килограмовая хреновина способна скрытно подбираться к цели в течение 24 часов. Имеет дальность плавания до 286 морских миль. Или порядка 500 километров. Но самое для нас тревожное: в целях обеспечения секретности от противолодочных сил и средств на маршруте может погружаться на глубину до 600 метров. Что же чуду заокеанской техники способен противопоставить в Керченском проливе наш росгвардейский 39-й морской отряд? Вообще ничего! Zero!..», — заявил военный эксперт.

По циркулирующим слухам, Кремль может принять решение снять с Росгвардии задачи охраны и обороны морской акватории Крымского моста и возложить их на Черноморский флот, успевший накопить боевой опыт отражения подобных атак ВСУ.

В комплексе мер намечено постоянное патрулирование акватории самолетами и вертолетами противолодочной авиации ЧФ. Флот выставит барьеры из гидроакустических буев на наиболее опасных путях вражеских средств подводного нападения. Прежде всего, речь о комплексе МГК-608 с радиусом обнаружения целей порядка 150 миль, который с 2019 года действует в северо-западной части Черного моря.

Банально, но факт – чуть ли не самым надежным средством срочного усиления обороны Крымского моста могут стать традиционные боно-сетевые заграждения.

Шесть боновых линий полгода назад закрыли вход в Севастопольскую бухту, чем свели «на нет» удары украинских надводных бесплотников по основным причалам боевых кораблей.

Для Керченского пролива потребуется огромная протяженность бонов. Необходимым количеством морских заграждений располагает только ВМФ. Также для усиления охраны пролива предполагается использовать четыре стоящих в Новороссийске новых патрульных корабля проекта 22160 «Василий Быков». На их борту — противолодочные вертолеты Ка-27ПЛ с теми же радиогидроакустическими буями, авиаторпедами и глубинными бомбами. Это куда серьезней противодиверсионных «грачат».

Илья Сергеев