Итак, 25 апреля этого года, всего-то три месяца назад, когда поднялась первая волна шума на тему «Орланов», я опубликовал свое мнение на данную тему. ТАРК «Петр Великий» — кто сказал, что пора на свалку?

Тогда было очень сложно понять, как действительно будут разворачиваться события, но эти три месяца показали, что коллеги из ТАСС имеют более информированные источники, нежели все остальные СМИ, писавшие и говорившие на эту тему. И материал ТАСС оказался верным: тяжелый атомный крейсер «Петр Великий» действительно спишут после окончания ремонта «Адмирала Нахимова».

Все мечты о том, что у российского флота будет два таких корабля, развеялись, как дымка над океаном.

Адмирал Валентин Селиванов, бывший начальник штаба ВМФ России, дал такую оценку происходящему:

«У каждого корабля есть сроки службы. «Петру Великому» сейчас 34 года. Это нормальный срок службы корабля. Если такое решение принимается, то тут нечем возразить. Лучше построить новый фрегат или крейсер, чем восстанавливать этот. За эти годы все системы управления оружием, трубопроводы устарели. Если такое решение принято, то оно оправдано».

Дальше позволю себе цитату из вышеприведенной статьи:

«…на наших страницах мы довольно часто говорили о том, насколько эти корабли могут принести реальную пользу в случае конфликта. Причем, в свое время, разбирая ремонт «Нахимова», я высказывался в том плане, что откровенно убогие возможности Тихоокеанского флота было бы неплохо подкрепить кораблем, мощь залпа которого составила бы около 50% всех возможностей ТОФ».

Занавес? Практически, да.

Кроме того, в той статье я невольно упустил один момент. Точнее, о человеческом факторе было сказано, но не совсем в том направлении. Я сказал, что да, экипаж «Петра Великого» около полутора тысяч человек. И этим количеством можно было бы укомплектовать несколько фрегатов типа «Адмирал Горшков». Семь, если быть точным.

Каюсь, я совсем забыл о том, что для «Адмирала Нахимова» у нас экипажа мало того, что нет, его еще и взять неоткуда. Конечно, определенное количество специалистов могут дать наши высшие военно-морские учебные заведения, но это будут специалисты без опыта работы и службы.

Гипотетически можно было бы разбить экипаж «Петра Великого» на две части, одну оставить на корабле, вторую отправить на «Нахимова» и добавить выпускников и собранных кто откуда специалистов с других кораблей. Ракетчиков, связистов, спецов радарных постов можно было бы взять из экипажа той же «Москвы», например.

Но это означало бы, что у нас будут два корабля с неполноценными экипажами, только и всего. Понятно, что завтра в бой не идти вроде бы, но кто там знает, как вообще все повернется?

В итоге, экипаж с «Петра Великого» уже переведен на «Адмирала Нахимова» и занимается подготовкой к испытаниям. Некоторая часть оставлена на «Петре Великом» для обеспечения живучести корабля.

«Адмирал Нахимов» находится на завершающем этапе модернизации на «Севмаше». В настоящее время идут швартовые испытания корабля, а к ходовым испытаниям крейсера должны перейти в декабре 2023 года. Возвращение корабля в состав флота намечено на 2024 год. Об этом ранее сообщил глава «Севмаша» Михаил Будниченко.

Вообще ситуация странная. «Адмирал Нахимов», который на 10 лет старше «Петра Великого», не выходивший в море с 1997 года, станет флагманом российского флота, базируясь на Северном флоте. Кого он там станет сдерживать и от кого защищать наши рубежи – конечно, тот еще вопрос, но повторюсь, на Тихом океане этот корабль смотрелся бы намного целесообразнее.

Но увы, нет.

Тут в голову закрадывается такая подлая мыслишка, что на Северный флот «Нахимова» переводят именно потому, что рядом находятся заводы, на которых при необходимости корабль «допилят».

Понятно, что 9 лет службы на заре туманной молодости и 26 лет ожидания ремонта – это не семечки. Это четверть века корабль содержали «на минималках», а теперь, пусть и убив на его модернизацию 200 000 000 000 рублей или около того, конечно, не стоит ожидать, что все заработает, как надо. Это слишком оптимистично.

Насколько это оправдано вообще? Вот не берусь судить.

Многие сегодня говорят, что «Петр Великий» — все.

Корабль в состоянии приблизительно схожем с состоянием «Адмирала Кузнецова», может, чуть лучше. Для многих (в том числе и для меня) стало очень неприятным открытием, что ресурс у 34-летнего корабля выработан чуть ли не полностью. И нет никакого смысла его пытаться модернизировать, проще списать.

Вот и вопрос к тем, кому так важно пресловутое «присутствие в ДМЗ», «демонстрации флага» и прочая белиберда: ну что, так важно все это, столь любимое вами показушничество? Вот, извольте… Демонстрировали, показывали, присутствовали. Ни одной боевой операции за 34 года (если не считать захвата аж трех лодок сомалийских пиратов, достойное дело для самого большого неавианесущего корабля в мире) службы, ни одного пуска ракет по реальным целям – и все, корабль в утиль.

Это, простите, как надо было демонстрировать и присутствовать? Впрочем, все есть в послужном списке. Тысячи миль наматывались на винты, проходили разнообразные учения, выполнялись какие-то задания, по результатам которых давались награды и звания.

И вот теперь все?

Между тем, если посмотреть на ту сторону, там есть крейсера типа «Тикондерога» у американцев.

Их не гоняют на другой конец света, как гоняли «Петра Великого» показывать колумбийцам и венесуэльцам нашу силу и мощь. Они просто стоят на своих базах, проходят обслуживания и ремонты, конечно, учитывая сроки службы. Их тоже списывают.

Например, крейсер «Shiloh», который заложили в 1987 году и поставили в строй в 1992 году, будет списан по плану в 2039 году. А его собрат «Vicksburg», вставший в строй в том же 1992-м, будет списан в 2041 году. Принятые флотом годом позже, в 1993 году корабли «Cape St. George» и «Vella Gulf» пойдут на списание в 2044-м.

То есть, практически в среднем через 50 лет.

А у нас теперь корабль, простоявший четверть века на приколе в ожидании ремонта, будет менять другой корабль, который на 10 лет моложе сменщика. Ну к нашим чудесам не привыкать, но смотрится все довольно сомнительно.

Ну не мог «Петр Великий» выработать весь ресурс за 34 года. Вот не верится в это, даже несмотря на то, что он полжизни таскался по сомнительным походам. И замена его на «Нахимова» не смотрится чем-то логичным таким, тем более, как уже говорилось, один такой корабль, переброшенный на Тихий океан, вдвое усилит имеющуюся там группировку кораблей в плане мощности ракетного залпа.

Зато прекрасно верится в то, что просто сменились приоритеты. А на «Петра» просто тривиально нет денег. Вот если заходить с этой стороны, то все очень логично. Был (уже можно говорить в прошлом времени) «Петр Великий», которого истаскали по демонстрациям флага и охотой за лодками сомалийских пиратов, который реально пора было ставить на капитальный ремонт. И выглядело это все нормально, потому что на 2-4 года корабль можно было убирать в док, на его место вставал «Адмирал Нахимов», в капремонт и модернизацию которого вбабахали 200 миллиардов рублей.

На эти деньги, замечу, можно было бы построить минимум 6 фрегатов типа «Адмирал Горшков», которые я считаю очень приличными кораблями. ШЕСТЬ. То есть, если потом так же модернизировать и ремонтировать «Петра Великого», то флот, получается потерял ДВЕНАДЦАТЬ новых фрегатов.

Это, как ни крути, приличная сила. Если все бы эти 12 гипотетических фрегатов да загнать на Тихоокеанский флот, уверен на 100%, японцы немного поумерили свой пыл. А китайцы, наоборот, восприняли бы с чувством глубокого удовлетворения, поскольку все, что смотрит против Японии – смотрит за Китай. Хоть у Китая и нет союзников, но такой расклад, как мощный ТОФ им бы пришелся по душе.

Но что теперь говорить, мы все прекрасно понимаем, что не будет даже двух крейсеров. Деньги, которые могли бы пойти на ремонт «Петра Великого» давно сгорели в горниле СВО. И возместить их неоткуда, тут и разговоры не о чем вести. Ну разве что смсками попробовать набрать, как это сейчас модно.

Денег нет и не предвидится. Поэтому «Петр Великий» пойдет в утиль, а вот что будет с «Нахимовым» — это вопрос.

Можно предположить, что первое время корабль вообще не будет никуда выходить или далеко отходить от ремзаводов, поскольку все прекрасно понимают, что такое 26 лет стояния. Я дико надеюсь, что ремонт «Нахимова» делали не так как у «Москвы» в плане качества, поэтому какие-то шансы на успех есть. Но общая картина озадачивает.

И в любом случае этот огромный корабль будет обречен на стоялово возле причальной стенки. Именно потому, что на походы и демонстрации опять не будет денег. В этом плане мы четко возвращаемся в девяностые, когда из всего российского флота что-то такое изображали в акватории Мирового океана пара-тройка БПК, благо, у них для дальних походов хватало всего.

В нашем же случае, отвечая товарищу адмиралу Селиванову, хочется сказать: да понимаем все, что не будет ни пары крейсеров проекта «Орлан», ни десятка новых фрегатов. Денег нет, и держаться не за что.

«Адмирал Нахимов» почти приходит, «Петр Великий» фактически уходит, вопросы остаются.

И главный здесь вопрос: что делать с Тихоокеанским флотом, который сегодня ну просто не смотрится на фоне японского. Курс, взятый руководством страны, породил множество недружественных государств, которые хоть и не имеют к нам особых претензий, кроме разборок с Украиной, но они есть. А отдельно в этой когорте как раз стоит Япония, которая мало того, что объявлена недружественным государством, так еще у нее претензий к нам вагон с тележкой.

И флот. Ну очень приличный флот, способный разметать Тихоокеанскую флотилию за один залп всех эсминцев УРО. Хороших эсминцев. И на эти весы все равно что-то да придется бросать.

Сейчас те, кто давно читает нас, скажут: ты сам ратовал за корветы-фрегаты, москитный флот и все такое, будучи против крейсеров-авианосцев! Ну да, конечно. И сейчас ратую, поскольку чем иметь три огромные черные дыры в виде «Петра», «Нахимова» и «Кузнецова», латаные-перелатанные и поглощающие деньги именно со скоростью этого космического объекта, лучше иметь два десятка новых кораблей классом меньше. Мы и строить их пока умеем, и новый корабль – это новый корабль…

Но что толку в этих рассуждениях, если денег нет?

Можно предполагать, что ремонт «Кузнецова» сейчас остановится/сдвинется вправо до бесконечности, а с ремонтом «Петра» все уже объявлено. Остается только надеяться на то, что ремонт «Нахимова» действительно ремонт и корабль сможет еще послужить.

А о новых корветах-фрегатах остается только мечтать. Понятно, что на них денег не будет выделено, как об этом не сожалей.

И получается, что ситуация возвращается на несколько лет назад, когда флагман ВМФ России будет гордо тусить в составе Северного флота, охраняя арктические рубежи непонятно от кого (ну не могу себе представить американскую АУГ во льдах Северного Ледовитого океана, фантазии не хватает) и с невнятной перспективной прийти на помощь Тихоокеанскому флоту в течении пары-тройки недель в зависимости от ледовой обстановки на Северном морском пути.

Понятно, что в Черном и Балтийском морях «Нахимову» делать нечего, так что единственное место, где он реально будет уместен со своими ракетами – это ТОФ. Но корабль уже зачислен в состав СФ, так что тут тоже говорить не о чем.

Естественно, командование российского флота что-то обдумывало и решало перед тем, как совершить такие шаги. Жаль, что мы не знаем всех нюансов, но вообще в целом становится понятно, что многие флотские программы будут свернуты в пользу сухопутной операции на Украине. С этим ничего не поделать. И в принципе, замена одного старого корабля другим, более старым, но отремонтированным, не скажется на боеспособности нашего флота критично, тем более, чего уж, если бы не наши подводные силы, разговоры о боеспособности флота в общем были бы еще более печальным занятием.

Так что больше всего в этой истории вызывает негатив не порезка на металл «Петра Великого», а то, что не будут резать металл для новых кораблей. И что кораблестроительная отрасль России сейчас начнет ощущать на себе те самые девяностые, когда было что строить, но не было на что.

Увы, но это реальность наших дней.

Автор:
Роман Скоморохов
Использованы фотографии:
rg.ru, gunsfriend.ru, bfm.ru, spbstu.ru, pmrall.ru, Pinterest, airbase.ru, artfile.ru