С сегодняшнего дня «зерновая сделка» или, как её именуют на Западе, «черноморская зерновая инициатива» прекращает своё функционирование. Да, объявлено об этом было ещё вчера, но формально выход России из всех договорённостей состоялся только сегодня, что и подтвердил наш МИД.

«Год спустя итоги работы по реализации Черноморской инициативы выглядят неутешительно. Без участия России «черноморская инициатива» прекращает своё функционирование с 18 июля. Совместный координационный центр в Стамбуле будет расформирован. Россия отзывает гарантии безопасности судоходства, сворачивает морской гуманитарный коридор в северо-западной акватории Черного моря. Россия восстанавливает режим временно опасного района в северо-западной акватории Черного моря. Только при получении конкретных результатов, а не обещаний и заверений, Россия будет готова рассмотреть восстановление «сделки». Конец цитаты.

Ещё раньше в том же духе решение Кремля прокомментировал Дмитрий Песков, заявивший, что мы долго ждали, пока Запад выполнит свою часть договорённостей, но так и не дождались.

Бессмысленно сейчас пытаться разобраться, насколко в принципе высоки были шансы, что выгода от сделки будет обоюдной, и стоило ли верить Западу, по сути, на слово. Никаких обязывающих документов, я напомню, ни США, ни их союзники не подписывали. Договорённости вообще имели странную конфигурацию: Россия-Турция-ООН и ООН-Турция-Украина. То есть даже Киев нам лично ничего не обещал, а стало быть не мог и нарушить обещание.

ООН же всего лишь обязалась поспособствовать выполнению условий соглашения, заявленных с нашей стороны. Поспособствовали, как могли. Результата – ноль. Правда, уже вчера Генсек организации Антониу Гутерриш вновь заявил, что готов содействовать подключению «дочки» Россельхозбанка к платежной системе SWIFT (дабы выполнить хотя бы часть требований России), но всё это уже «мёртвому припарки».

В ООН уже подтвердили получение письма от РФ о прекращении «зерновой сделки», и президент Турции Эрдоган констатировал завершение действия договорённостей, выразив надежду, что их удастся восстановить, о чём он будет рад поговорить «со своим другом» Владимиром Путиным.

А между тем, согласно подсчётам Министерства сельского хозяйства РФ, в результате серьёзного дисконта на аграрную продукцию с Украины, ставшего следствием «черноморской инициативы», Россия не досчиталась около 1 млрд рублей. В то время как наши партнёры как бывшие, так и нынешние, довольно неплохо на всём этом нажились.

Начнём с того, что менее чем за год работы зернового коридора (с августа 2022 года по 14 марта 2023 года) из портов Украины вышло 1004 судна, которые совокупно вывезли 32,9 млн. тонн зерна. Киев получил с этого $9,2 млрд. Куда пошли эти деньги (ну, помимо карманов Зеленского и Ко), как вы думаете? Правильно, на закупки оружия.

Ну, а теперь самое интересное. В страны члены Организации экономического сотрудничества и развития, проще говоря, коллективному Западу было отгружено 17,2 млн тонн, то есть 53 % всей продукции. Так называемым «голодающим странам», то есть тем, где по данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединённых Наций (ФАО) голодают не менее 10 % населения, досталось только 2,6 млн тонн, что составляет лишь 8 % от всего объёма.

При этом, 22,3 млн тонн зерна, то есть 58% стоимостью в $5,3 млрд – ушло на корм скоту. Скоту, а вовсе не голодающим детям Африки. После этого заявления Зеленского о том, что «украинское продовольствие – это базовая безопасность для 400 миллионов людей», звучат особенно цинично.

Но сюрпризы на этом не заканчиваются. Помимо Турции, которая, как одна из сторон сделки, получила 3,2 млн тонн, что равно 10% всего объёма, и Испании, забравшей ещё 18%, то есть 6 млн тонн, 8 млн тонн или 24% отгруженного украинского зерна отправилось в Китай.

Получается, что наши китайские «друзья», вместо того, чтобы купить у нас сельхозпродукцию, которую мы никак не можем вывезти, и тем самым взаимовыгодно помочь России, предпочли отовариваться на Украине. Высокие отношения, нечего сказать.

Ну а теперь о том, что будет дальше. Пока Москва заявила, что сделка приостановлена и может быть возобновлена в случае выполнения Западом российских требований. Вот только каковы шансы такого развития событий? Как по мне – минимальны. Судите сами.

Во-первых, не успел Зеленский, а позже и его пресс-секретарь Никифоров заявить, что «Украина может продолжить работу зернового коридора и без России», как сегодня ночью силами ВКС РФ были нанесены удары по портовой инфраструктуре в Одессе, Николаеве и Очакове. Важно понимать, что это не было обещанной вчера реакцией на подрыв Крымского моста (за это Украина ещё получит, не сомневаюсь), а стало ответом на планы Киева продолжать возить зерно без согласия России.

Во-вторых, судя по тону вчерашнего заявления Эрдогана, на «зерновой сделке» он уже мысленно поставил крест. А ведь ещё недавно Анкара очень бодренько так вещала, что сделка будет продлена и об этом, мол, уже договорились.

В-третьих, несмотря на то, что Госсекретарь США Энтони Блинкен чуть ли не в ультимативной форме потребовал продлить «черноморскую инициативу»:

«Агрессивная война России против Украины продолжает наносить ущерб не только украинцам, но и жителям всего региона. Крайне важно продлить и расширить инициативу «Черноморское зерно», которую Россия вновь угрожает прекратить 18 июля. Если Москва исполнит эту угрозу, развивающиеся страны, в том числе и в регионе, заплатят за это повышением цен на продовольствие, а также усилением его дефицита»,

координатор совета по нацбезопасности США, контр-адмирал Джон Кирби заявил, что в связи с разрывом «зерновой сделки» Соединённые Штаты не будут посылать свои военные корабли для сопровождения украинских коммерческих судов и вообще, единственным вариантом для вывоза зерна с Украины остаётся сухопутный коридор.

«Единственный вариант, который есть, это перевозить по суше, по железной дороге, грузовым транспортом. Это более затруднительно, менее эффективно», – добавил Кирби.

Таким образом Запад даёт нам понять, что идти на уступки не намерен и процитированные выше слова Гуттериша про SWIFT для РСХБ и выполнение прочих условий России не более, чем пустой звук, как, впрочем и все предыдущие.

Ну и самое главное. Похоже, отказ от сделки и последовавший за этим удар по портам – это чуть ли ни одно из первых проявлений нашей решительности с начала СВО. Впрочем, разрушенный ранее украинцами аммиакопровод делал бессмысленным продолжение всех этих танцев с бубном. И иного выхода из ситуации у нас, по сути, и не было.

Алексей Белов