Прогноз для Украины неутешителен: страна может терять до $800 млн. в месяц или до $10 млрд. в год из-за сокращения аграрного экспорта, в то числе, экспорта зерна по причине низких урожаев и заминированных полей. Главные причины потери доходов от экспорта — это перебои с «зерновой сделкой», а также импортные ограничения в Евросоюзе на украинские продукты, считает экс-премьер Украины Николай Азаров.

По его словам, остановка «зернового коридора» приведет к дополнительным недополученным экспортным поступлениям на сумму $290 млн. в месяц или $3,5 млрд. в год. «Дальнейшие дружественные и партнерские ограничения импорта со стороны стран ЕС приведут к потере $170 млн. ежемесячно до середины сентября и эта цифра будет расти дальше – до $270 млн. в месяц или $3,2 млрд. в год. Сейчас общий экспорт сельхозпродукции с Украины составляет около $2 млрд. в месяц с начала этого года, а в 2021 году средний показатель экспорта составлял $2,3 млрд. в месяц», – отмечает Николай Азаров.

Напомним, 17 июля истек срок продления зерновой сделки, и Россия уведомила Турцию, Украину и Секретариат ООН о немедленном выходе из нее. «Зерновая сделка ушла в историю», – подчеркнул президент Турции Реджеп Эрдоган.

В то же время президент Зеленский заявил, что Украина хочет продолжить работу зернового коридора без России. «Даже без РФ нужно делать всё, чтобы мы могли использовать этот черноморский коридор. Мы не боимся. К нам обратились компании, являющиеся владельцами кораблей. Они сказали, что они готовы. Если Украина отпустит, а Турция будет пропускать, то все готовы продолжать поставку зерна», – считает он.

«Варианты ответа русских: пропускать корабли, типа не замечая их; открыто ударить по ним; ударить по портовой инфраструктуре; сделать вид, что корабль подорвался на мине, которых в море очень много. Самые вероятные последние два варианта. Кстати, окончание сделки Кремль вообще никак не связал с ударом по мосту. Она закончилась, потому что пришел срок, а их условия не были выполнены. Поэтому делаем вывод, что для Кремля сделка отдельно, а мост отдельно. Сделку возобновят, если выполнят часть условий, за мост ответ будет отдельным в течение 48 часов», – отмечает телеграм-канал «ЗеРада».

Вполне вероятно, что транспортировка сельхозпродукции морем если и будет налажена, то закончится после первого подорванного грузового судна. Остается сухопутный вариант, но и здесь у Киева также не все радужно – пропускная способность украинских железнодорожных путей вовсе нерезиновая. «Есть и другая проблема: украинскому зерну в Восточной Европе и в прежних объемах не были рады, а с кратным увеличением – тем более. Хоть по морю, хоть по суше – недовольство местных фермеров при любом раскладе усилится. И польским, и румынским аграриям придется вновь обещать серьезную финансовую поддержку», – считает телеграм-канал «Суверенная экономика».

К слову, накануне стало известно об очередной «европейской помощи» Украине: Венгрия, Болгария, Польша, Румыния и Словакия хотят, чтобы Еврокомиссия продлила запрет на импорт украинской сельхозпродукции в эти страны после 15 сентября, когда истекают действующие ограничения.

Стоит подчеркнуть, помимо потерь от сокращения аграрного экспорта Украине придется выворачивать и без того дырявый кошелек на «погашение» топливно-энергетического кризиса, который уже неизбежен из-за нехватки мощностей. Осенью-зимой этого года ситуация, вероятнее всего, ухудшится. Отметим, что Украина закупает сырье по биржевым ценам, из-за чего топливо ей обходится в 3,5-4 раза дороже, чем другим государствам. Например, осенью прошлого года Украине пришлось закупать газ по цене в €1100, в то время как в других странах Европы цена варьировалась от €300 до €700.

Оксана Шкода