ДЖО БАЙДЕН И СИ ЦЗИНЬПИН. ФОТО: JU PENG/XINHUA/GLOBAL LOOK PRESS

Визит министра финансов США Джанет Йеллен в Пекин начинается на фоне всплеска «чиповой войны» между КНР и Западом, а также отмены поездки в Китай главы внешней политики ЕС Жозепа Борреля. План западников – не в ногу пока идут лишь французы — понятен: сменив риторику (мы, дескать, против «рассоединения» экономик и не хотим полного прекращения торговли), заблокировать технологическое развитие Китая. Но при этом позволить КНР, продолжая вмешиваться в её внутренние дела, остаться на время фабрикой глобального ширпотреба.

Йеллен, как до неё Блинкен, Маск и Гейтс, будет зондировать 6-9 июля «китайского пациента» на предмет «хитрого плана» США. Китай, судя по его делам, прекрасно понимает, что к чему, хотя американцы пытаются свои намерения всячески маскировать. Этим занимается в том числе и финансовое ведомство США.

В его заявлении в связи с визитом Йеллен в Пекин говорится о необходимости «углублять коммуникацию между США и КНР по целому ряду вопросов, включая глобальную макроэкономику и финансовые процессы». В нём также содержится призыв к Пекину «ответственно подходить» к отношениям с США, «прямо контактировать в областях, вызывающих беспокойство, и вместе работать над решением глобальных проблем».

И всё это лишь для того, чтобы дать время США подготовиться получше к войне с Китаем за Тайвань, внушить своим вассалам неизбежность разрыва с КНР и успеть заменить продукцией лояльных стран китайские товары.

Три лживых принципа

Коварные цели США ведомство Йеллен пытается завуалировать «тремя принципами» выстраивания двусторонних отношений. Вот этот образчик американского лицемерия:

Во-первых, мы стремимся обезопасить свои интересы в сфере национальной безопасности и интересы наших союзников, а также защитить права человека за счёт принятия целенаправленных действий, которые не преследуют задачи добиться экономического превосходства. Во-вторых, мы заинтересованы в здоровых экономических отношениях с Китаем, которые будут способствовать взаимовыгодному росту и инновациям, а также расширят экономические возможности для американских рабочих и предприятий. Наконец, мы также стремимся к сотрудничеству по таким ключевым мировым проблемам, как климатические изменения и долговой кризис.

Как видим, это очень мало похоже на то, чего реально хочет Вашингтон. Но, согласитесь, Минфин США стелет намного мягче, чем собиравшийся обсуждать с китайцами «стратегические вопросы» старый клоун и вассал Америки Боррель, называвший «привилегированную» Европу «садом с перспективами», а остальные страны (в том числе и Китай) — «джунглями».

Американские хитрости

Согласно агентству Bloomberg, Йеллен рассчитывает провести в Пекине первые переговоры высокого уровня с момента назначения вице-премьером Госсовета КНР по экономическим вопросам Хэ Лифэна. Примет ли американскую гостью Си Цзиньпин, встречи с которым у неё не планируется, пока неизвестно. Ведь китайский лидер прекрасно видит, что США говорят одно, а делают другое. Если Си захочет поговорить с Йеллен, та узнает об этом за полчаса до встречи.

ДЖАНЕТ ЙЕЛЛЕН. ФОТО: ROD LAMKEY/KEYSTONE PRESS AGENCY/GLOBAL LOOK PRESS

Перед визитом высокопоставленный американский чиновник заявил агентству Reuters: Америка «не стремимся разъединять наши экономики», а всего лишь добивается «поиска безопасной перестройки логистических цепочек», поскольку «полное прекращение торговли и инвестиций было бы дестабилизирующим как для наших стран, так и для мировой экономики».

Трудно не заметить, однако, как написал в своём телеграм-канале американист Дмитрий Дробницкий, что «продление на какой-то срок финансовых и торговых связей КНР и США оставляет в силе технологическое сдерживание Китая». Коль скоро «на технологии, микрочипы и оборудование для их производства продолжают вводиться ограничения». В реальности Вашингтон предлагает китайцам «остановить своё технологическое развитие, оставаясь ещё какое-то время фабрикой ширпотреба для США и местом, где транснациональные корпорации эксплуатируют свои заморские фабрики».

А ведь наверняка США также потребуют от Китая за мнимый отказ от «рассоединения» свернуть распространение юаня в качестве валюты международных расчётов, что происходит за счёт доллара. При этом не факт, что под этой политикой мягкого удушения Китая подпишутся все группировки американской элиты, особенно республиканцы, которые смертельно ненавидят КНР и «коммунистов» и требуют от Байдена вести себя по отношению к Пекину более жёстко.

Сдержать КНР

Весьма показательно, что приезд главы финансового ведомства США в Китай происходит на фоне разворачивающейся между Пекином и Западом «чиповой войны», застрельщиками которой выступают американцы, а Китай огрызается в ответ. Как сообщила во вторник The Wall Street Journal, США рассматривают возможность ограничить доступ для китайских компаний к услугам облачных вычислений американских провайдеров, в частности Amazon и Microsoft.

Рассматривается также вопрос ограничения деятельности в стране китайских облачных провайдеров, таких как Alibaba и Tencent. После принятия новых правил, в чём нет сомнений, Amazon и Microsoft придётся запрашивать разрешение правительства США, прежде чем они будут предоставлять китайским клиентам услуги облачных вычислений, для которых используются передовые чипы искусственного интеллекта.

The Wall Street Journal отмечает, что китайские компании, занимающиеся ИИ, могли обходить действующие правила экспортного контроля, используя облачные вычисления, и получать мощные вычислительные возможности без покупки современного оборудования, включая чипы. Ещё в конце 2022 года, пишет в своём телеграм-канале китаист Николай Вавилов,

США фактически объявили микрочиповый крестовый поход против Китая: на десятки миллиардов долларов был ограничен экспорт полупроводников, что нанесло мощный удар по китайской промышленности – колоссальные потери стали ценой суверенной политики и бескомпромиссной негласной поддержки Китаем России в украинском кризисе.

Жёсткий ответ Пекина

КНР, однако, не та страна, которую можно ограничивать и унижать без последствий. Ответом на технологическую блокаду Запада стал очень болезненный для него ответ. С 1 августа текущего года, когда будет отмечаться очередная годовщина создания Народно-освободительной армии Китая (НОАК), Пекин вводит экспортный контроль за вывозом галлия и германия — ключевыми материалами для производства полупроводников.

Теперь только от доброй воли Пекина будет зависеть развитие и существование ряда компаний и даже отдельных отраслей, так как на долю КНР приходится свыше 94% производства галлия и около 60% германия в мире. Теперь экспортёры должны будут подать заявку в местные торговые органы на экспорт соответствующих товаров и, сообщив подробную информацию о зарубежных покупателях и их заявках, получить одобрение Министерства коммерции КНР.

Им грозят штрафы и уголовное преследование в случае экспорта этих редких металлов без разрешения. Между тем, галлий и германий используются в волоконной оптике и полупроводниках, солнечных батареях, изготовлении чипсетов для электронных устройств, таких как материнские платы компьютеров или мобильные телефоны.

Кто с мечом придёт…

В Пекине не скрывают: эти шаги были предприняты для защиты национальных интересов в связи с тем, что США и их вассалы методично усиливают ограничения, направленные на замедление технологического развития Китая в различных областях. Непосредственным поводом для этого послужило принятое под мощным давлением Вашингтона (и с согласия Брюсселя, который считает Китай «экономическим конкурентом и системным соперником») решение Нидерландов ограничить экспорт в КНР самого современного полупроводникового оборудования.

Это касается прежде всего ведущего в мире голландского производителя соответствующего оборудования для производства микросхем ASML. Его заставили подавать заявки на получение экспортных лицензий в правительство Нидерландов на все поставки наиболее передовых систем иммерсионной литографии DUV. Данная мера направлена против Китая – чтобы, дескать, его военные не смогли ими пользоваться.

И вот теперь этот самый «бумеранг» вернётся 1 августа на Запад. Не будет дефицитного оборудования? Не будет редких металлов. Отрезали Китай от возможности закупать лучшее на сегодняшний день литографическое оборудование для производства малонанометровых центральных процессоров? Ваше право. Но тогда получайте ещё более болезненную (китайцы как-нибудь выкрутятся!) ответку. Дефицитные металлы-то, которые активно применяются в том числе и в военной сфере, где возьмёте? Австралия ещё не скоро сможет заменить КНР.

Даже после введённых в 2010 году первых ограничений Китая в сфере экспорта редкоземельных металлов, через целых 10 лет на его долю всё равно приходится 70% мирового экспорта. Это, конечно, ещё и намёк: только попробуйте, дорогие западные друзья, ввести жёсткие санкции за быстро приближающуюся китайскую операцию на Тайване!

И это тоже

Китай можно понять. Непосредственно перед приездом Йеллен представитель Минобороны КНР Тань Кэфэй заявил, что Вашингтон, одобрив лишь на прошлой неделе продажу Тайбэю военного оборудования и боеприпасов на общую сумму в 440 миллионов долларов, превращает Тайвань в «пороховую бочку» и подталкивает население острова к пропасти. Он также обвинил США в игнорировании законных озабоченностей Китая, грубом вмешательстве во внутренние дела и нагнетании напряжённости в Тайваньском проливе.

Всё это говорит только об одном: настоящая разрядка в американо-китайских отношениях невозможна, пока США не откажутся от политики сдерживания Китая. А они не откажутся, иначе КНР их «забьёт».

Что с того?

Разворачивающаяся схватка между двумя гигантами за место под солнцем выгодна России. Потому что её исход будет во многом зависеть от того, кого поддерживает Москва. России, великой державе с ядерным оружием и колоссальными ресурсами, безусловно, выгодна победа Китая — с его безграничным рынком, заинтересованностью в добрососедстве, отсутствием планов закрепощать и «переделывать» нас под себя. У США и Запада в целом такие планы имеются и попытки их реализовать неоднократно предпринимались.

Китаю же это просто не нужно: он никогда ничего никому не навязывает. Хотите – берите. Не хотите – не надо. А ещё китайцы обожают тепло, которого у нас недостаточно. К тому же, их население уже не растёт, поэтому опасаться нам совершенно нечего: китайцы на Сибирь не претендуют.

Мы не должны забывать, что никаких колоний с рабами у китайцев никогда за их долгую историю не было. В то время как лишь один из живых президентов США – Дональд Трамп – не оказался, как выяснилось, потомком рабовладельцев…

СЕРГЕЙ ЛАТЫШЕВ